Поиск по сайту


ПЫЛАЮЩАЯ РЕКА

Сергей Леонидович Мальчиков

Посвящается 63-й годовщине победы над фашистской Германией

(Продолжение. Начало в № 3-6 – 2008, № 1 – 2009)

 

В дальнейшем участие ВВФ в обороне города было не менее активным. При этом главные события происходили перед фронтом 62-й армии. Враг непрерывно атаковал заводские поселки и заводы, бои шли за каждый квартал, дом, улицу.

В конце сентября на подступах к заводам было сосредоточено значительное количество немецких войск. Противник намеревался ликвидировать часть войск правого фланга 62-й армии на орловском выступе северо-западнее города. Начались ожесточенные бои за поселки заводов "Красный Октябрь" и "Баррикады", овладеть которыми фашисты смогли только к исходу 4 октября. За период с 27 сентября по 5 октября 62-я армия была усилена шестью дивизиями. Несмотря на это, немцы к 14 октября захватили часть цехов Тракторного завода, а на следующий день полностью овладели им. Защитники завода отошли на север и влились в группу полковника С.Ф. Горохова, оборонявшуюся в районе поселка Рынок. 14 октября был разбит транспортер № 1 680-й железнодорожной батареи, повреждены основания двух других транспортеров. На следующий день орудия были взорваны, а батарейцы вместе с частями 112-й стрелковой дивизии пробились к Волге и переправились на о. Зайцевский.

В октябре Северная группа кораблей (СГК) регулярно поддерживала огнем своей артиллерии группу полковника С.Ф. Горохова, помогая отражать атаки немецких войск. Так, с 16 по 19 октября канонерские лодки "Усыскин" и "Чапаев" и бронекатера с реактивными установками помогли отбить более десяти атак пехоты и танков противника со стороны Латашанки и Спартановки. В отдельные дни корабли Северной группы расходовали до 600 снарядов.

Южнее Сталинграда корабли флотилии систематически оказывали артиллерийскую поддержку частям 57-й и 64-й армий. Наиболее активно канонерские лодки, плавучие батареи действовали 25-31 октября, когда войска правого фланга 64-й армии наносили контрудар в направлении Купоросное и Зеленая Поляна. За три дня они продвинулись на четыре километра и отвлекли на себя часть сил противника от района заводов. За этот период канонерские лодки "Громов" и "Руднев", плавбатареи № 97 и 98, а также бронекатера свыше 60 раз открывали огонь, израсходовав около 3000 снарядов. Канлодки "Киров", "Федосеенко" и "Щорс" обстреливали танки и пехоту врага в районах Тундутово и Дубовый Овраг.

31 октября для артиллерийской поддержки войск Сталинградского фронта и действий на переправах была образована Сталинградская группа кораблей в составе канонерских лодок "Усыскин" и "Чапаев", 1-го и 2-го дивизионов бронекатеров (15 единиц) и четырех тральщиков под командованием контр-адмирала С.М. Воробьева. Плавучие батареи и остальные канлодки были направлены в Астрахань и Гурьев для ремонта и зимней стоянки. Сталинградская группа кораблей оказывала артиллерийскую поддержку войскам 62-й армии вплоть до полного разгрома фашистских войск под Сталинградом.

Пожарное судно "Гаситель"Всего при осуществлении артиллерийской поддержки сухопутных войск в период Сталинградской битвы корабли Волжской военной флотилии провели свыше 1300 стрельб, израсходовав свыше 22 700 снарядов. В результате было уничтожено и подбито 47 танков, 118 артиллерийских и минометных батарей, 133 автомашины с войсками и грузами, семь складов горючего и боеприпасов, разрушено 217 дзотов, огневых точек и блиндажей, уничтожено около 25 батальонов пехоты противника, в борьбе с авиацией врага сбито 16 самолетов.

С момента выхода немецких войск на правый берег Волги ВВФ приступила к выполнению третьей задачи - обеспечению переправ, связывающих защитников города с левым берегом реки.

Во время бомбардировки Сталинграда 23 августа 1942 г. фашистская авиация уничтожала жилые кварталы, школы, больницы, музеи. В этот день были убиты и ранены сотни мирных жителей. Тысячи людей, среди которых были раненые бойцы, женщины, дети и старики, устремились на берег реки, чтобы переправиться в Заволжье. На берегу им предстала страшная картина. Пристани были охвачены огнем, пылали суда и баржи, стоявшие у причалов. Из разбитых нефтехранилищ огненными потоками вытекала горящая нефть, охватывая пламенем водную гладь реки. Первый секретарь Сталинградского обкома и горкома партии А.С. Чуянов писал в своем дневнике: "26 августа. … Подлинный героизм показывает команда парохода "Гаситель". Вот уже третий день она борется с разбушевавшейся стихией. Отважные пожарники затушили дома на пятом лесоучастке, спасли вокзал местного речного флота, городской причал, предотвратили катастрофу железнодорожного эшелона, груженного боевыми припасами".

Паромные переправы, которых в районе Сталинграда было 28, оказались нарушенными. Враг бомбил также понтонные мосты в районах Купоросного и Тракторного заводов. Необходимо было срочно переправить скопившихся у пристаней людей на левый берег. Транспортных средств речного пароходства было недостаточно. На помощь речникам были направлены восемь тральщиков Волжской военной флотилии, находившихся в это время в Сталинграде. В таких условиях начала работать боевая Сталинградская переправа.

Пароход "И.Сталин"В этот же день немецко-фашистские войска вышли к Волге севернее Сталинграда в районе Акатовка - Латашанка. Установив на берегу артиллерию и минометы, противник временно прервал волжскую коммуникацию. Попытки судов прорваться под занятым врагом берегом приводили к большим потерям. Так, 23 августа в районе Акатовки были потоплены пять полуглиссеров, шедших в Сталинград сверху. В ночь на 27 августа отправились вверх по реке пассажирские теплоходы "Парижская коммуна", "Михаил Калинин" и пароход "И. Сталин" с грузами и эвакуируемым населением. Шедший первым теплоход "Парижская коммуна" под прикрытием дымовой завесы проскочил опасное место на траверзе Латашанки. Также благополучно прошел "Михаил Калинин". На шедший последним "И. Сталин" обрушился шквал артиллерийского и минометного огня. На судне возникли пожары. Получив несколько пробоин, пароход начал тонуть, поэтому капитан решил посадить его на мель. Пришедший на помощь баркас "Наблюдатель" снял с него часть уцелевших пассажиров и членов экипажа. Капитан парохода И.С. Рачков погиб, выполняя свой долг.

Южнее города немцам удалось закрепиться на правом берегу реки в районе Купоросного к исходу 16 сентября. Оборонявшие город части Красной Армии оказались полностью отрезаны от основных сил фронта. Сухопутные пути их снабжения были прерваны и с севера, и с юга. Снабжение советских войск вооружением, боеприпасами и продовольствием, пополнение людьми осуществлялись только через Волгу. В обратном направлении шла эвакуация раненых и мирного населения. Сталинградские переправы стали основными питательными артериями, без которых столь длительная оборона войск 62-й армии непосредственно в городе была бы невозможной. Переправы являлись неотъемлемой частью фронта, связующим звеном между фронтом и тылом. Все действовавшие ранее понтонные переправы оказались под воздействием артиллерии и авиации противника, поэтому часто выходили из строя и были не в состоянии обеспечить перевозку большого количества людей и грузов. Инженерные части фронта также не справлялись с перевозками. Команды некоторых речных судов были дезорганизованы и частично разбежались. Все это привело к ухудшению снабжения фронта. В связи с таким положением было необходимо объединить усилия инженерных войск, Волжской флотилии, речного флота и войск ПВО в целях организации бесперебойного действия переправ.

30 августа 1942 г. Военный совет фронта принял специальное постановление о переправах через Волгу. Оно обязывало командующего ВВФ, начальника инженерных войск фронта и уполномоченного наркомата речного флота в течение суток разработать и доложить Военному совету конкретный план расстановки транспортных средств на переправах. Второго сентября на совместном совещании начальника инженерных войск Юго-Восточного фронта, командования Волжской военной флотилии и уполномоченного Народного Комиссариата Речного флота был разработан план обеспечения переправ плавучими средствами. По решению этого совещания Нижневолжское речное пароходство и ВВФ должны быть готовы к переправе до 55400 человек в сутки, в том числе 35 400 человек - судами пароходства и 20000 человек - кораблями флотилии.

В соответствии с намеченным планом 2 сентября были определены пять мест для переправ. За переправу № 1 в районе завода "Красный Октябрь" отвечала 62-я армия, переправу № 2 - центральную - должен был обеспечивать Юго-Восточный фронт (с 24 сентября ответственность за все переправы 62-й армии была возложена на Волжскую флотилию). За переправу № 3 у Бекетовки отвечала 64-я армия, переправа № 4 у Сарепты обеспечивалась 57-й армией, а № 5 в районе Культбазы - ВВФ. Общее руководство волжскими переправами было поручено начальнику Инженерных войск фронта генерал-майору В.Ф. Шестакову, при котором была создана оперативная группа. Каждая переправа возглавлялась представителем начальника Инженерных войск. Командование ВВФ в распоряжение начальников переправ выделило бронекатера и тральщики, которые не только обеспечивали работу судов речного флота, но и сами переправляли через Волгу людей и грузы.

С первых же дней работы на переправах переоборудованные из речных трамваев катера-тральщики показали, что они способны выполнять самые сложные боевые задания. Так, тральщик № 324 под командованием старшины 1-й статьи Д.М. Мороговского получил задание доставить в Сталинград из Заплавска, расположенного на Ахтубе, оружие и боеприпасы. 24 августа в 6.00 тральщик направился вверх по реке. У Тракторного завода катер атаковали немецкие самолеты, но он сумел уйти от преследования. В истоке Ахтубы он снова подвергся воздушному налету, но избежал попаданий и сумел прорваться к месту погрузки. В Заплавске на борт тральщика были погружены автоматы ППШ и ящики с боезапасом. 26 августа катер отправился в обратный рейс. Проходя под берегом, занятым противником, в 22.00 тральщик подвергся минометному обстрелу. В это время Мороговский приказал остановить моторы катера. Пользуясь темнотой, тральщик самосплавом прошел опасное место и доставил оружие по назначению.

За первую неделю работы на переправе (с 24 по 31 августа) тральщики совершили 84 рейса, доставив на правый берег 2000 бойцов с оружием, 120 тонн боеприпасов и продовольствия, 41 автомашину, 8 лошадей, 90 повозок, два танка, и эвакуировали из города около 3000 раненых и 1000 жителей города. Совместно с бронекатерами тральщики за период с 23 августа по 13 сентября переправили в Сталинград свыше 7000 бойцов и командиров, более тысячи тонн боеприпасов, горючего и продовольствия, 404 автомашины, 385 лошадей, а на левый берег вывезли 7700 раненых и 1500 человек гражданских лиц.

Работая под непрерывным артобстрелом, отбиваясь от ударов с воздуха, личный состав тральщиков героически трудился на переправах. Так, тральщик № 322 под командой старшины 1-й статьи К.В. Трушкина перевез на правый берег 3172 человека с вооружением, а обратными рейсами вывез 640 раненых. При этом катер получил более ста пулевых и осколочных пробоин, но оставался в строю. Тральщик № 337 (командир старшина 2-й статьи Г.М. Пинегин) доставил в город 2600 человек пополнения и вывез 460 раненых. В одном из рейсов на палубе этого корабля разорвалась мина. Начался пожар. Однако моряки справились с огнем и своевременно доставили подкрепление 62-й армии.

Переправа дивизии Радищева через Волгу В середине сентября разгорелись ожесточенные бои за центральную часть города. 14 сентября противник овладел господствующей над городом высотой Мамаев курган и станцией Сталинград I, что создало угрозу прорыва врага к Волге в центре боевых порядков 62-й армии. Для восстановления положения на этом участке надо было срочно доставить пополнение защитникам города. По приказу командующего фронтом к утру 15 сентября на правый берег должна была быть переправлена 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерал-майора А.И. Родимцева, сосредоточенная на левом берегу в районе Красной Слободы. Вечером 14 сентября туда подошли катерные тральщики и бронекатера. Там же, на Центральной переправе, были сосредоточены катера речного пароходства и плавсредства понтонных батальонов. Приняв на борт стрелковый батальон и роту автоматчиков, в 22.00 катера отошли от левого берега и за полчаса доставили их в Сталинград. Заметив движение по реке, противник открыл минометный и артиллерийский огонь по кораблям, но не смог сорвать переправу. Батальон за батальоном переправлялись гвардейцы и, выйдя на берег, с ходу вступали в бой. Первый же высаженный батальон "прямо вылез из воды и дерется", - образно говорил Родимцев о своих бойцах.

В 3.30 15 сентября тральщик № 315 (командир главстаршина Хандрос) возвращался после второго рейса. Идя полным ходом в темноте и дыму, тральщик наткнулся на затонувший у левого берега пароход "Красноармеец". В большую пробоину хлынула вода и через девять минут после аварии катер затонул. Команда была подобрана другими кораблями. С рассвета противник усилил огонь, но корабли флотилии и суда пароходства прорывались сквозь огненные завесы и выполняли поставленные им задачи.

В 10.00 в Сталинград переправился комдив со своим штабом. К 13.00 на правый берег были доставлены последние подразделения дивизии. В это время от прямого попадания снаряда затонул тральщик № 323.

Всего в этой операции тральщики переправили на правый берег 1663 бойца и командира, 16 минометов, 14 пулеметов и значительное количество боеприпасов. На левый берег было эвакуировано 212 раненых. Дивизия с ходу вступила в бой, выбила немцев с Мамаева кургана и завязала бои за вокзал Сталинград I.

Переброска войск через Волгу в зимних условияхЭкипажи катеров работали с большим напряжением, но выполняли поставленные им задачи. За одну ночь они совершали по 7 - 8 рейсов. Однако с каждым днем обстановка на переправах все более ухудшалась. К 20 сентября немцы вышли к Волге в долине реки Царица, а 22 сентября они прорвались к Центральной пристани. Врагу удалось вновь занять Мамаев курган и основные господствующие над городом высоты, с которых полностью простреливалась Волга в районе Центральной переправы. Понтонные мосты были уже уничтожены, а тихоходные паромы и баржи беспощадно расстреливались противником. Ощутимые потери несли и катера-тральщики, действовавшие на переправах. Так, за период с 1 по 20 сентября погибли семь кораблей, большинство из которых - от артиллерийского и минометного огня. Один из них, тральщик № 352, переправляя из Сталинграда 48 раненых красноармейцев, попал под сильный минометный обстрел и от прямого попадания нескольких мин затонул. Несмотря на ранения пяти членов экипажа, все эвакуируемые раненые были сняты с разбитого корабля.

Выйдя к Центральной пристани, враг рассчитывал полностью прервать движение на Центральной переправе. Однако под непрерывным обстрелом тральщики, используя дымовые завесы, прорывались к городу. Например, в ночь с 22 на 23 сентября тральщики № 322, 337 и 361 переправляли пополнение. Подходя к правому берегу, катера были обстреляны из минометов и пулеметов. Пробравшиеся к берегу немецкие солдаты вели огонь из автоматов. КТЩ № 322 только в этом походе получил 150 пробоин от пуль и осколков. Катера преодолели огневую завесу и выполнили боевое задание, доставив на правый берег 440 бойцов, три тонны боеприпасов и обратным рейсом эвакуировали около 70 раненых.

В донесении о боевых действиях на переправах начальник политотдела флотилии бригадный комиссар А.Г. Калужский сообщал: "Переброска войск, раненых бойцов и командиров носила характер десантных операций и проходила в сложной обстановке плавания: ночью без навигационного ограждения, при низком падающем горизонте воды, в дыму от дымзавес и пожаров, под огнем противника и воздействием его авиации".

Армейское командование с восхищением отзывалось о самоотверженной работе на переправах военных моряков и неоднократно благодарило экипажи катеров за их огромный вклад в дело снабжения обороняющихся войск всем необходимым.

Военком управления тыла 62-й армии старший батальонный комиссар Лаврентьев писал: "Сталинградская группа катеров-тральщиков ОБТ Волжской военной флотилии в количестве 12 единиц выполняла боевое задание на Центральной переправе реки Волги с 15 по 25 сентября 1942 г. Несмотря на ожесточенный огонь противника, задание выполнила на "отлично". За указанный период тральщики перевезли свыше 10 тысяч красноармейцев, эвакуировали около 5 тысяч раненых красноармейцев и командиров, доставили для фронта свыше тысячи тонн разного груза. Особенно отличились команды катеров №№ 322, 324, 337".

Постановлением Военного Совета Юго-Восточного фронта от 24 сентября № 0018 на Волжскую военную флотилию была возложена ответственность за обеспечение плавсредствами переправы 62-й армии, для работы на которой передавались тральщики №№ 341, 342, 343, 344, 322, 323, 324, 361 и газоходы №№ 47, 336, 337. Однако тихоходные тральщики с ветхими деревянными корпусами уже не могли полностью обеспечить переброску подкреплений и эвакуацию раненых, поэтому было необходимо привлекать на переправы дополнительные, более надежные средства. Поэтому в постановлении Военного Совета было сказано, что "в случае невозможности использования тральщиков во время сильного огневого воздействия противника на переправах, выделять для этой цели бронекатера".

До этого бронекатера привлекались для обеспечения переправ в целях прикрытия действий катеров-тральщиков и судов речного флота. Теперь возникла необходимость использования бронекатеров в качестве плавучих средств для выполнения наиболее важных операций на переправах.

К 23 сентября 1942 г. на крутом склоне правого берега в районе памятника Хальзунову скопилось много раненых. Противник стремился обойти этот "лагерь раненых" и окружить его. Командование фронта приняло решение об эвакуации раненых на левый берег, используя для этого бронекатера. В ночь с 23 на 24 сентября бронекатера № 11 и 12, взяв на борт 150 бойцов пополнения и семь тонн продовольствия, отправились в Сталинград. Подходя к правому берегу, катера попали под обстрел. Осколками снаряда, попавшего в пулеметную башню БКА № 11, были ранены командир катера лейтенант Цейтлин и старшина 2-й статьи Солодченко. Прорвавшись сквозь огневую завесу противника, катера подошли к берегу, высадили бойцов и выгрузили продовольствие. Враг находился всего в 200 метрах от места выгрузки и обстреливал корабли из всех видов оружия. Под сильным огнем экипажи забрали более 120 тяжело раненых и вернулись на левый берег.

Через ночь уже четыре бронекатера - № 11, 13, 31 и 34 прорвались на правый берег и вывезли 327 раненых. При этом от прямого попадания на БКА № 31 вспыхнул пожар и были тяжело ранены командир катера лейтенант Щербаков и два краснофлотца, однако задание было выполнено. В ночь на 27 сентября бронекатера совершили два рейса. Всего за четыре ночи с 23 по 27 сентября на бронекатерах было эвакуировано 1165 раненых, а в Сталинград доставлено 150 бойцов и около девяти тонн продовольствия. При этом комендоры катеров ответным огнем уничтожили три орудия и около 15 пулеметов противника. 27 сентября враг занял набережную в районе памятника Хальзунову, но все раненые бойцы были уже переправлены на левый берег.

В конце сентября создалось крайне тяжелое положение в районе центральных переправ. В связи с этим командующий флотилией контр-адмирал Д.Д. Рогачев 27 сентября приказал командиру ОБТ капитану 1 ранга П.А. Смирнову выделить пять тральщиков и шесть бронекатеров для переправы войск и эвакуации раненых, а также четко взаимодействовать с минометным полком, прикрывающим эти переправы. За период с 27 сентября по 13 октября тральщики и бронекатера под постоянным обстрелом противника доставили на правый берег около 11 тысяч бойцов и командиров и более 600 тонн боеприпасов, а на левый берег перевезли 6797 человек раненых, а также женщин, детей и стариков. При этом морякам приходилось попадать в тяжелое положение. Так, 6 октября тральщик № 341 шел в район Тракторного завода, имея на борту более 200 человек пополнения и несколько десятков ящиков с минами и снарядами. На середине реки корабль подвергся артиллерийскому обстрелу. От прямого попадания на тральщике возник пожар. Был убит командир катера старшина 2-й статьи В.Я. Салаженцев, смертельно ранен шедший с этим рейсом дивизионный минер старший лейтенант Н.М. Лялин. Истекая кровью, Лялин приказал рулевому идти прежним курсом, после чего начал руководить борьбой экипажа за спасение корабля. Вскоре он скончался, однако моряки сумели потушить пожар и доставить по назначению людей и боеприпасы.

На переправе № 5 из района Культбазы с 6 по 9 октября бронекатера №№ 61, 62 и 63 под непрерывным огнем противника перевозили пополнение и боеприпасы к заводу "Красный Октябрь". В одном из таких "огненных" рейсов получил значительные повреждения бронекатер № 62 под командой лейтенанта Н.Д. Жиленко. На потерявшем управление катере были затоплены два отсека. Подошел бронекатер № 61 и взял на буксир поврежденный корабль. От прямых попаданий вражеских снарядов оба катера загорелись. На БКА № 62 старшина 2-й статьи В.И. Цуркан и матрос М.Е. Шадрин более двух часов провели в затопленном отсеке, где откачивали воду и заделывали пробоины. В машинном отделении боролись с огнем старшина группы мотористов М.И. Терентьев и матрос А.Г. Подлескин. Экипажам катеров удалось исправить повреждения и погасить пожары. Раненный в обе ноги командир отряда старший лейтенант Б.Н. Житомирский истекал кровью, но сумел вывести катера из-под обстрела и довести их до левого берега. В госпитале ему ампутировали ногу, но Б.Н. Житомирский вернулся в строй и продолжал участвовать в битве на Волге.

В середине октября, когда бои за город стали наиболее напряженными, по требованию Военного совета Сталинградского фронта к действиям на переправах стали привлекаться не только ранее выделенные для этого бронекатера и тральщики, но и многие другие корабли. Например, к перевозке через реку пополнения и военных грузов для частей группы полковника С.Ф. Горохова, оборонявшихся в районе Рынка, стали привлекать бронекатера Северной группы кораблей. Действуя на переправе под интенсивным обстрелом противника, катера в то же время огнем своих орудий и минометных установок поддерживали сухопутные войска. Экипажи кораблей флотилии выполняли поставленные задачи, преодолевая огонь врага и начинающийся ледостав. Так, в ночь на 29 октября бронекатера № 53 и 62 доставили на правый берег 476 бойцов и командиров, 24 тонны боеприпасов и пять минометов, а обратным рейсом эвакуировали 745 раненых. Во время разгрузки на палубе бронекатера № 62 разорвался снаряд. Было убито и ранено девять моряков. Горели ящики с минами, что могло привести к взрыву катера. Однако старшина 2-й статьи В.И. Цуркан, рискуя жизнью, сбросил пылающие ящики с минами за борт.

В период с 14 по 31 октября на сталинградских переправах работало свыше 30 тральщиков и бронекатеров и около 20 вспомогательных судов ВВФ. За эти дни они перевезли в Сталинград 15 868 человек пополнения, 561 тонну боеприпасов, продовольствия и других грузов, эвакуировали на левый берег 12 068 человек раненых и гражданского населения. При этом потери флотилии составили один бронекатер и пять тральщиков. Один из них, тральщик № 337 под командованием старшины 2-й статьи Г.М. Пинегина, 19 октября доставил свыше 300 бойцов к заводу "Баррикады". Приняв на борт 75 раненых, корабль вышел в обратный рейс. Противник открыл по нему сильный огонь из орудий и минометов. Два снаряда попали в катер. Через большие пробоины в борту хлынула вода. Экипаж пытался спасти корабль, но безуспешно. Тральщик со всем экипажем и ранеными пошел ко дну. Вместе с тральщиком погибли также командир 3-го дивизиона тральщиков ОБТ старший лейтенант А.П. Ульянов, командир отряда младший лейтенант А.Н. Вертюлин и дивизионный механик старший инженер-лейтенант А.А. Винскоусов.

В первой половине ноября противник продолжал атаковать по всему фронту. Наиболее ожесточенные бои развернулись за заводы "Баррикады" и "Красный Октябрь". В начале месяца на подступах к заводу "Баррикады" немецкое командование сосредоточило пять пехотных и одну танковую дивизии. 11 ноября начался штурм завода. Одновременно наносился удар по заводу "Красный Октябрь". Прорвав оборону 241-й стрелковой дивизии, враг вышел к Волге южнее завода "Баррикады" и отрезал от основных сил 62-й армии 138-й дивизию полковника И.И. Людникова. Дивизия прочно удерживала свой небольшой рубеж обороны (700 м по фронту и 400 м в глубину), однако испытывала нехватку продовольствия и боеприпасов. Попытки снабжения по воздуху успеха не принесли, т.к. все, что сбрасывалось с самолетов, относило в Волгу или к немцам. Волга на этом участке насквозь простреливалась противником. Кроме того, все тяжелее становилась ледовая обстановка. Для снабжения дивизии командование фронта потребовало выделить семь бронекатеров. В это время в строю находились лишь два катера. Однако через несколько часов остальные пять кораблей были введены в строй. В результате дивизии было доставлено 37 т продовольствия и боеприпасов, 141 человек пополнения, что позволило ей перейти в наступление.

Всего с 23 августа по 19 ноября 1942 г. на кораблях Волжской военной флотилии было переправлено в Сталинград 62225 бойцов и командиров, более 15 тысяч тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов, около 500 автомашин, сотни лошадей и повозок. На левый берег было эвакуировано 44 790 раненых бойцов, женщин, стариков и детей.

Действия флотилии на переправах получили высокую оценку от командования 62-й армии. В своей книге "Начало пути" бывший командующий армией В.И. Чуйков писал: "Неоценимую услугу армии оказывали моряки Волжской флотилии под командованием контр-адмирала Д.Д. Рогачева. Каждый рейс через Волгу был связан с большим риском для жизни экипажей, но не было случая, чтобы из-за трусости какой-нибудь катер или пароход задержался с грузами на том берегу. О роли моряков этой флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила бы своей задачи".