ГЕНДЕРНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНСТРУКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ Марианна Валериевна Михайлова, В статье анализируется влияние гендерных социокультурных особенностей на современную технологичную среду. Современная технологическая среда как в России, так и за рубежом имеет несколько ярко выраженных особенностей, связанных с социокультурными процессами. В частности, российская технологическая среда все больше становится гендерно-неоднородной: если еще в 90-е годы прошлого века в сфере промышленности, в авиации и космонавтике, в станкостроении подавляющее большинство было мужчин, то сейчас все большую роль непосредственно на производстве, в точных науках и проектировании играют женщины. В настоящее время мы можем наблюдать достаточно устойчивую тенденцию рассматривать гендерные проблемы не как исключительно феминные, а как проблемы абсолютно равнозначным образом затрагивающие оба пола, вытекающие из своеобразия определенной гендерной культуры. Культура в данном случае понимается как система "коллективных конструкций чувств, посредством которых люди определяют действительность, тот комплекс общих идей, посредством которых они различают, что важно, а что нет, что истинно, а что ошибочно. Этот комплекс "общих идей" состоит из знания, ценностей и идеалов. Подобные конструкции могут быть упорядоченными или противоречивыми" [1]. Это говорит о том, что культура как определенная историческая социально-сконструированная матрица формирует ценностно-смысловую сферу личности человека. То, как он будет воспринимать информацию, как относиться к ней, мыслить, общаться, что будет любить, а что нет, какую выберет профессию, даже воспринимать красивое он будет, опираясь на культуру. Это происходит потому, что механизм присвоения культурных ценностей и идеалов основан на механизме адаптации к заданным условиям существования, на инстинктивной потребности выживания. Принятие культуры - необходимое условие включения индивида в социум. С нашей точки зрения пол является одним из исторических фактов человеческого существования, дополнительным фактором, задающим условия проживания в обществе. Таким образом, гендерной культурой можно назвать систему коллективных конструкций чувств, общих идей, идеалов и знаний, с помощью которых человек ощущает себя и воспринимает окружающий мир как мужчина или как женщина. Причем, как уже было сказано, конструкты эти могут быть весьма противоречивыми: плохо заниматься проституцией, но выйти замуж по расчету допустимо, женщина нравится нежная, слабая, а нагрузку она несет двойную, привлекательным считается мужчина сильный, доминантный, но жить с ним очень сложно и т.д. А если вспомнить гендерные культуры различных примитивных племен - насколько необычны их нравы, которые считаются в данных культурах непреложными и природообусловленными. Кросскультурные исследования дают возможность получить неожиданные, лишенные социальной желательности результаты. Примером могут служить исследования половых различий математических способностей, проведенные американским психологом Л. Фридманом в 1990-х годы. В число проанализированных научных работ входили диссертации, статьи, обширные национальные исследования учеников и студентов всех степеней образования. В результате было подтверждено, что различия в математических способностях в настоящее время очень малы и, более того, имеют явную тенденцию к стиранию [2]. Кросскультурные исследования математических способностей демонстрируют явную зависимость успешности и гендерных норм, господствующих в данное время и в данном месте. А что касается технических способностей, которые наиболее важны в технологической сфере деятельности и, несомненно, более присущи мужчинам, то, по мнению ученых, они являются частными способностями, развитие которых происходит в процессе взаимодействия с внешним миром, т.е. обусловленными социокультурными традициями. Кросскультурные исследования о распределении гендерных ролей не только достаточно точно характеризуют влияние гендерной культуры на черты личности, но и демонстрируют ее зависимость от экономического положения женщин. Согласно анализу результатов BSRI ДеЛеон, афроамериканцы и пуэртоамериканцы - как мужчины, так и женщины, более толерантны к гендерным ролям, чем евроамериканцы, что связано с безработицей чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда. Таким образом, в представление женственности вошли такие характеристики, как самостоятельность, уверенность в себе, сила и находчивость [3]. Современная же российская женщина находится в такой исторической ситуации, когда ей выгодно и, более того, просто необходимо быть экономически независимой, а ее культура, с точки зрения ценностно-смысловой структуры личности, сформирована под воздействием устаревших гендерно-ролевых стереотипов, вызывая депрессию, непонимание себя, неврозы, преждевременное старение и т.д. В исследовании, проведенном в 12 территориально-экономических районах РФ, обращает на себя внимание возрастная динамика распределения жизненных целей. В два с половиной раза увеличилось количество россиянок, желающих получить хорошее образование, в десять раз - получить престижную работу, в полтора раза увеличилось количество желающих создать собственный бизнес. Каждая тринадцатая молодая женщина не стремится к созданию семьи, каждая десятая - воспитывать детей, 98,8 % этой группы хотят иметь надежных друзей, получить интересную и престижную работу. Таким образом, среди молодых женщин заметна тенденция к изменению своего жизненного статуса, что, вероятнее всего, приведет к изменениям в гендерной культуре российского общества. Тем не менее, по результатам тех же исследований видно, что реализация первичных жизненных устремлений женщин, надежд молодого возраста значительно ниже уровня, достигнутого в зрелом возрасте. Этот факт также свидетельствует о труднопреодолимых сложностях, связанных в первую очередь с мировоззренческими аспектами нашей жизни: что может и что не может позволить себе женщина, кто в семье должен делать карьеру, а кто сидеть дома, что принято, а что нет. В процентном соотношении женщины России разделились по типам следующим образом: карьеристка - 16 %, труженица - 36 %, домашняя женщина - 41 % и отчаявшаяся - 7 %. Результаты самореализованности и удовлетворенности жизнью женщин, ориентированных на карьеру и престижную работу, выше, чем у остальных категорий женщин. И более того, замужним женщинам первых двух типов чаще удается счастливый брак, что, вероятнее всего, связано с более эгалитарными (оба супруга равнозначно распределяют обязанности) отношениями между супругами и тем, что по мере возрастания уровня собственных доходов женщины придают меньшее значение уровню доходов мужчины. Экономическая свобода женщины с точки зрения гендерной культуры освобождает мужчину, находящегося с ней, от стресса, связанного с комплексом несостоятельности (норма мужественности), как это ни странно. Эгалитарная семья, вообще отличается тем, что супруги, занятые и на работе и в семье почти одинаково, имеют возможность лучше понимать проблемы друг друга, что избавляет их от большинства конфликтов. Наиболее важным, можно сказать - основополагающим фактором достижения женщинами благополучия, является хорошее образование. Среди карьеристок самый высокий показатель женщин с ученой степенью, среди тружениц - с высшим образованием, среди отчаявшихся - самое большое число женщин с неполным средним образованием. То есть фактически образование для женщины - пропуск в другую жизнь, возможность иметь хорошо оплачиваемую работу. Нам представляется, что проблема получения женщинами образования особенно серьезна в периоды экономических кризисов, т.к. она напрямую связана с феминизацией бедности. Женщины из беднейших слоев сталкиваются с двойной дискриминацией в сфере образования: во-первых, как представительницы неблагополучных социальных слоев, а во-вторых, внутри этих слоев они дискриминируются по полу. Феминизация бедности в принципе такая же сложная и трудноразрешимая проблема, как и проблема понимания динамики гендерных внутрикультурных взаимодействий. Можно сколько угодно говорить о дискриминации женщин, но проблема останется нерешенной, пока не изменятся гендерные стереотипы самих женщин, их внутренняя культура отношения к себе и противоположному полу. Таким образом, анализ современных социокультурных конструктов современной России позволяет выявить явно существующее и развивающееся противоречие в социальных конструктах, задающей основой которых служит гендерная культура общества. И для того, чтобы это противоречие стало очевидным, гендерная культура должна быть включена в более широкий контекст изучения, который позволит точно видеть взаимодействие разных социальных институтов, культурных ценностей и идеалов, соотносящихся с формами интеграции женщин и мужчин в семье, на рынке труда и в технологической среде. Литература 1. Archer M. Culture and agency. The place of social theory. Cambridge, 2006.
| ||