Поиск по сайту


ГЕНДЕРНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНСТРУКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Марианна Валериевна Михайлова,
преподаватель кафедры социологии, психологии и педагогики МГТУ "СТАНКИН"

В статье анализируется влияние гендерных социокультурных особенностей на современную технологичную среду.

Современная технологическая среда как в России, так и за рубежом имеет несколько ярко выраженных особенностей, связанных с социокультурными процессами. В частности, российская технологическая среда все больше становится гендерно-неоднородной: если еще в 90-е годы прошлого века в сфере промышленности, в авиации и космонавтике, в станкостроении подавляющее большинство было мужчин, то сейчас все большую роль непосредственно на производстве, в точных науках и проектировании играют женщины.

В настоящее время мы можем наблюдать достаточно устойчивую тенденцию рассматривать гендерные проблемы не как исключительно феминные, а как проблемы абсолютно равнозначным образом затрагивающие оба пола, вытекающие из своеобразия определенной гендерной культуры. Культура в данном случае понимается как система "коллективных конструкций чувств, посредством которых люди определяют действительность, тот комплекс общих идей, посредством которых они различают, что важно, а что нет, что истинно, а что ошибочно. Этот комплекс "общих идей" состоит из знания, ценностей и идеалов. Подобные конструкции могут быть упорядоченными или противоречивыми" [1]. Это говорит о том, что культура как определенная историческая социально-сконструированная матрица формирует ценностно-смысловую сферу личности человека. То, как он будет воспринимать информацию, как относиться к ней, мыслить, общаться, что будет любить, а что нет, какую выберет профессию, даже воспринимать красивое он будет, опираясь на культуру. Это происходит потому, что механизм присвоения культурных ценностей и идеалов основан на механизме адаптации к заданным условиям существования, на инстинктивной потребности выживания. Принятие культуры - необходимое условие включения индивида в социум.

С нашей точки зрения пол является одним из исторических фактов человеческого существования, дополнительным фактором, задающим условия проживания в обществе. Таким образом, гендерной культурой можно назвать систему коллективных конструкций чувств, общих идей, идеалов и знаний, с помощью которых человек ощущает себя и воспринимает окружающий мир как мужчина или как женщина. Причем, как уже было сказано, конструкты эти могут быть весьма противоречивыми: плохо заниматься проституцией, но выйти замуж по расчету допустимо, женщина нравится нежная, слабая, а нагрузку она несет двойную, привлекательным считается мужчина сильный, доминантный, но жить с ним очень сложно и т.д. А если вспомнить гендерные культуры различных примитивных племен - насколько необычны их нравы, которые считаются в данных культурах непреложными и природообусловленными.
Наиважнейшую роль в понимании гендерной культуры в широком социальном контексте оказывают кросскультурные (сравнение различных типов культур) исследования о распределении гендерных ролей, успешности, способностях в синтезе с экономическим и политическим анализом ситуации конкретной страны. Чем сложны исследования гендерной культуры? Для того, чтобы выявить тот или иной стереотип, обусловленный именно гендерной ролью, исследователь должен быть сам от него свободен или обязан провести значительные кросскультурные изыскания, чтобы избавиться от собственной "слепоты" к проблеме. Эта "слепота" (или цензура) - результат гендерной социализации, которая является первой матрицей, когнитивной схемой, которую мы создаем. По сути, вся дальнейшая поступающая к нам информация имеет тенденцию категоризироваться с учетом гендерной принадлежности. Получается, что гендер - это самая важная и самая ригидная часть нашей психической организации.

Кросскультурные исследования дают возможность получить неожиданные, лишенные социальной желательности результаты. Примером могут служить исследования половых различий математических способностей, проведенные американским психологом Л. Фридманом в 1990-х годы. В число проанализированных научных работ входили диссертации, статьи, обширные национальные исследования учеников и студентов всех степеней образования. В результате было подтверждено, что различия в математических способностях в настоящее время очень малы и, более того, имеют явную тенденцию к стиранию [2]. Кросскультурные исследования математических способностей демонстрируют явную зависимость успешности и гендерных норм, господствующих в данное время и в данном месте.

А что касается технических способностей, которые наиболее важны в технологической сфере деятельности и, несомненно, более присущи мужчинам, то, по мнению ученых, они являются частными способностями, развитие которых происходит в процессе взаимодействия с внешним миром, т.е. обусловленными социокультурными традициями.

Кросскультурные исследования о распределении гендерных ролей не только достаточно точно характеризуют влияние гендерной культуры на черты личности, но и демонстрируют ее зависимость от экономического положения женщин. Согласно анализу результатов BSRI ДеЛеон, афроамериканцы и пуэртоамериканцы - как мужчины, так и женщины, более толерантны к гендерным ролям, чем евроамериканцы, что связано с безработицей чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда. Таким образом, в представление женственности вошли такие характеристики, как самостоятельность, уверенность в себе, сила и находчивость [3].

Современная же российская женщина находится в такой исторической ситуации, когда ей выгодно и, более того, просто необходимо быть экономически независимой, а ее культура, с точки зрения ценностно-смысловой структуры личности, сформирована под воздействием устаревших гендерно-ролевых стереотипов, вызывая депрессию, непонимание себя, неврозы, преждевременное старение и т.д.

В исследовании, проведенном в 12 территориально-экономических районах РФ, обращает на себя внимание возрастная динамика распределения жизненных целей. В два с половиной раза увеличилось количество россиянок, желающих получить хорошее образование, в десять раз - получить престижную работу, в полтора раза увеличилось количество желающих создать собственный бизнес. Каждая тринадцатая молодая женщина не стремится к созданию семьи, каждая десятая - воспитывать детей, 98,8 % этой группы хотят иметь надежных друзей, получить интересную и престижную работу. Таким образом, среди молодых женщин заметна тенденция к изменению своего жизненного статуса, что, вероятнее всего, приведет к изменениям в гендерной культуре российского общества.

Тем не менее, по результатам тех же исследований видно, что реализация первичных жизненных устремлений женщин, надежд молодого возраста значительно ниже уровня, достигнутого в зрелом возрасте. Этот факт также свидетельствует о труднопреодолимых сложностях, связанных в первую очередь с мировоззренческими аспектами нашей жизни: что может и что не может позволить себе женщина, кто в семье должен делать карьеру, а кто сидеть дома, что принято, а что нет.

В процентном соотношении женщины России разделились по типам следующим образом: карьеристка - 16 %, труженица - 36 %, домашняя женщина - 41 % и отчаявшаяся - 7 %. Результаты самореализованности и удовлетворенности жизнью женщин, ориентированных на карьеру и престижную работу, выше, чем у остальных категорий женщин. И более того, замужним женщинам первых двух типов чаще удается счастливый брак, что, вероятнее всего, связано с более эгалитарными (оба супруга равнозначно распределяют обязанности) отношениями между супругами и тем, что по мере возрастания уровня собственных доходов женщины придают меньшее значение уровню доходов мужчины. Экономическая свобода женщины с точки зрения гендерной культуры освобождает мужчину, находящегося с ней, от стресса, связанного с комплексом несостоятельности (норма мужественности), как это ни странно. Эгалитарная семья, вообще отличается тем, что супруги, занятые и на работе и в семье почти одинаково, имеют возможность лучше понимать проблемы друг друга, что избавляет их от большинства конфликтов.

Наиболее важным, можно сказать - основополагающим фактором достижения женщинами благополучия, является хорошее образование. Среди карьеристок самый высокий показатель женщин с ученой степенью, среди тружениц - с высшим образованием, среди отчаявшихся - самое большое число женщин с неполным средним образованием. То есть фактически образование для женщины - пропуск в другую жизнь, возможность иметь хорошо оплачиваемую работу. Нам представляется, что проблема получения женщинами образования особенно серьезна в периоды экономических кризисов, т.к. она напрямую связана с феминизацией бедности. Женщины из беднейших слоев сталкиваются с двойной дискриминацией в сфере образования: во-первых, как представительницы неблагополучных социальных слоев, а во-вторых, внутри этих слоев они дискриминируются по полу.

Феминизация бедности в принципе такая же сложная и трудноразрешимая проблема, как и проблема понимания динамики гендерных внутрикультурных взаимодействий. Можно сколько угодно говорить о дискриминации женщин, но проблема останется нерешенной, пока не изменятся гендерные стереотипы самих женщин, их внутренняя культура отношения к себе и противоположному полу.

Таким образом, анализ современных социокультурных конструктов современной России позволяет выявить явно существующее и развивающееся противоречие в социальных конструктах, задающей основой которых служит гендерная культура общества. И для того, чтобы это противоречие стало очевидным, гендерная культура должна быть включена в более широкий контекст изучения, который позволит точно видеть взаимодействие разных социальных институтов, культурных ценностей и идеалов, соотносящихся с формами интеграции женщин и мужчин в семье, на рынке труда и в технологической среде.

Литература

1. Archer M. Culture and agency. The place of social theory. Cambridge, 2006.
2. Friedman L. Mathematics and the gender gap: A meta-anysis of resent studies on sex differences in mathematical tasks. Review of Educational Research, № 59,1989.
3. Шон Берн. Гендерная психология. Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.