СОСТОЯНИЕ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Юрий Романович Сергей
Происходившее в последние
годы удорожание нефти и природного газа на мировых рынках, а также усилия
США и Евросоюза, направленные на ослабление зависимости от нефти и ее
поставок из политически нестабильных регионов, ускоряли производство
заменителей автомобильного топлива: биодизельного горючего, биогаза
и биоэтанола. Благодаря использованию горючего, получаемого из сельхозсырья
и органических отходов, доля минерального топлива в топливном балансе
в предстоящие годы должна была существенно снизиться. Тем более, что
в большинстве развитых стран уже действуют программы, предусматривающие
серьезную государственную поддержку продуцентам этанола и биодизельного
топлива. Мировыми лидерами в
производстве этанола являются Бразилия - 45% от мирового производства
и США - около 45%. В числе прочих продуцентов - КНР (6%), страны Евросоюза
(2%) и другие страны - Индия, Канада, Колумбия, Австралия, Таиланд (2%).
Биоэтанол становится важнейшим заменителем бензина. По прогнозу экспертов
английской фирмы F. O. Licht, к 2010 г. для заправки автомобилей в мире
потребуется 57 млрд л спирта, т. е. почти вдвое больше, чем в настоящее
время. В дальнейшем производители
биоэтанола могут сконцентрироваться на высокоурожайном сырье с низкими
инвестиционными затратами, такими как солома и отходы лесного хозяйства.
Поскольку эти сырьевые товары не относятся к продовольствию (в отличие
от сахарной свеклы, рапсового или соевого масла), себестоимость производства
биоэтанола может резко сократиться. Сегодня основным документом, регламентирующим рынок биотоплива в Европе, является директива Европейского парламента и Совета ЕС 2003/30/ЕС от 8 мая 2003 г. о поддержке и развитии практики использования биотоплива и других видов возобновляемого транспортного топлива. Директива о биотопливе содержит юридическое определение основных понятий, связанных с биотопливом. Так, биотопливо определяется как "жидкое или газообразное транспортное топливо, производимое из биомассы", а биомасса в свою очередь - как "подвергшиеся переработке продукты, отходы или побочные продукты сельского хозяйства (включая растительные продукты и продукты животного происхождения), лесной промышленности и прочих отраслей, а также переработанные промышленные и бытовые отходы". К биотопливу директива относит: биоэтанол; биодизель или метиловый эфир; биогаз; биометанол; био-диметил-эфир; этиловый тетра-бутиловый эфир (ЭТБЭ), содержание этанола - не менее 47% об.; био-метиловый тетра-бутиловый эфир (МТБЭ); синтетическое биотопливо; биоводород; чистые масла растительного происхождения. Директива о биотопливе устанавливает целевые нормативы потребления биотоплива на 2005-2010 гг. в процентах от совокупного объема потребления транспортного топлива. Нормативы рассчитываются не по показателям физического объема, а по содержанию тепловой энергии в единице измерения энергоносителя. В соответствии с нормативами к 31 декабря 2010 г. совокупная доля потребляемого биотоплива любых видов должна достичь 5,75% общего количества потребляемого в ЕС транспортного топлива. Объемы производства биоэтанола в Европе С конца 1970-х годов в некоторых европейских странах стало уделяться внимание развитию альтернативных источников топлива, в том числе биоэтанола, однако относительно заметные объемы производства биоэтанола были зафиксированы только в начале 1990-х годов. Централизованная общеевропейская политика стимулирования и развития биотоплива проводится только с 2003 г.Сегодня масштабы производства биоэтанола в Европе невелики и во много раз уступают мировым лидерам - Бразилии и США. Более широкое распространение в Европе получило биодизельное топливо, по объемам которого регион занимает первое место в мире. Вместе с тем, рост производства биоэтанола в Европе происходит очень быстро. Однако скорость роста является неравномерной: в отдельные годы прирост к предыдущему году даже отрицательный, а в 2000 и 2005 гг. темпы прироста превышали 70 %. Такая динамика говорит о том, что рынок биоэтанола в Европе имеет небольшие объемы, производственные мощности и возможности сбыта продукции ограничены, и на рынок оказывают огромное влияние малейшие изменения законодательства стран ЕС, а также выход на рынок новых производителей, даже обладающих средними производственными мощностями. Тем не менее, по отношению к 1993 г. европейский рынок показывает колоссальный рост: более чем в 15 раз. Производство этанола является одной из самых быстрорастущих отраслей экономики Европы. Скорость наращивания производства в Испании достаточно равномерна, что связано с тем, что новые производственные мощности не вводятся в эксплуатацию с 2003 г., а на рынке работает фактически один производитель. Во Франции в 2003 г. рост был отрицательным, что связывают с низким урожаем сахарной свеклы в результате сильной засухи. В 2004 г. рост восстановился, а отсутствие резких скачков производства говорит о том, что баланс производственных мощностей во Франции оставался стабильным. Резкое снижение объемов производства в Польше в сезон 2003-2004 гг. на 65,2 % до уровня ниже базового показателя 2002 г. объясняется тем, что в 2003 г. польским Сеймом не были ратифицированы (вопреки ожиданиям) поправки к налоговому законодательству, которые предполагали полное освобождение производства и реализации топливного этанола от косвенной налоговой нагрузки. Однако в начале 2004 г. налоговые льготы парламентом были одобрены, и к 2005 г. удалось не только восстановить рост, но и практически удвоить производство по сравнению с 2004 г. Удвоение производства в Швеции и увеличение объемов впятеро в Германии в 2005 г. по сравнению с 2004 г. связано с тем, что в начале 2005 г. в этих странах были введены в эксплуатацию новые производственные мощности. Факторы, влияющие на спрос топливного биоэтанола Наука и технология Распространение чистого этанолового топлива возможно только в том случае, если в стране широкое применение получают автомобили с двухтопливными двигателями (так называемые FFV - Flexible Fuel Vehicles), которые могут заправляться как традиционным бензиновым топливом, так и этаноловым топливом. Из всех стран ЕС только Швеция обладает значительным с точки зрения производителей топлива парком двухтопливных автомобилей. Основной моделью двухтопливного автомобиля, продаваемой в Швеции, является Ford Focus FFV. Инфраструктура В подавляющем большинстве европейских стран отсутствует инфраструктура заправочных станций, приспособленных для продажи Е-85, что и объясняет ничтожность производства и реализации этого вида этанолового топлива. Только в Швеции существует достаточное (сопоставимое с объемами производства) число АЗС, на которых продается этаноловое топливо. Государственная политика Государственная политика стран ЕС в области
стимулирования роста объемов потребления этанола на настоящий момент
сводится к следующему: предоставлению налоговых льгот для пользователей
двухтопливных автомобилей; предоставлению производителям и продавцам
транспортного топлива права реализации на открытом рынке определенных
объемов биотоплива. Объемы потребления топливного этанола в ЕС Суммарные объемы потребления этанола по странам ЕС представлены в литературе. Например, Великобритания в 2005 г. потребила 85000 м3, Германия - 226000 м3. Следует оговориться, что данные за 2005 г. для некоторых стран (Латвия, Литва, Польша) являются расчетными, так как точная единообразная статистика, которая бы отражала объемы потребления этанола, по этим странам до сих пор отсутствует. Что касается таких стран, как Австрия, Бельгия, Греция и др., то в них либо не было никакого потребления этанола, либо эти данные отсутствуют. В настоящее время относительные годовые объемы потребления этанола по сравнению с традиционным автомобильным топливом практически ничтожны. Только небольшому числу стран удалось выполнить нормативы потребления биотоплива, установленные ими на 2005-2006 гг. На уровне ЕС-25 целевой норматив в 2% выполнен не был, и большое сомнение вызывают перспективы достижения целевого порога в 5,75% к 2010 г. (Окончание в следующем
номере).
| ||