Поиск по сайту


СИМ НАУЧИШИ!

Сергей Викторович Кувшинов,
директор Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ, к.т.н.

 

В 2009 году исполняется 10 лет со дня выхода первого номера журнала "Двигатель", с чем хочется поздравить коллектив редакции и авторов журнала. Впрочем, историческая преемственность этого журнала насчитывает более 100 лет, что еще удивительнее. На протяжении всей своей современной истории редакция журнала участвует в масштабном психолого-педагогическом эксперименте по разработке новой образовательной модели профессионализации молодежи в области аэрокосмической науки и техники. Информационные технологии стали самостоятельной и влиятельной частью современного производства, что не может не изменить систему подготовки технических специалистов. Уже очевидно, что традиционная "педагогическая" модель профессионального обучения должна претерпеть существенные изменения. В образовательные процессы составной частью внедряются новые средства обучения на основе информационных технологий. Введение их в практику требует тщательной подготовки преподавателей и изменения самого стиля учебного процесса.

Московский авиационный институт, кафедры "Проектирование самолетов" и "Внешнее проектирование и эффективность авиационных комплексов" совместно с Клубом авиастроителей и журналом "Двигатель" в 2008 г. учебном году завершили очередной этап изучения новой модели подготовки авиационных специалистов. Эксперимент проводился вместе с группой студентов, обучающихся по курсу "Проектирование сложных технических систем (проектирование самолетов)".

В основе этой деятельности лежат исследования, ведущиеся на протяжении многих лет на кафедре "История науки и техники" РГГУ под руководством заведующего кафедрой профессора Юрия Сергеевича Воронкова. Изучаются вопросы гуманизации и гуманитаризации технического образования, что и нашло свое отражение в построении учебного курса.

Современная ситуация в профессиональном техническом (в нашем случае - авиационном) образовании радикально отличается от той, что была характерна для "классического" периода XX века.

Во-первых, стало совершенно очевидно, что работа в научно-технических областях и соответствующее им по объекту преподавание - это два принципиально различных вида деятельности: у них несовпадающие предметы и методы. Во многом совпадает лишь информационное обеспечение. При этом, старое разделение знания на учебное и научное потеряло информационный смысл и приобрело новый: методический.

Во-вторых, стало совершенно ясно, что держать и дальше студента за "черный ящик" неразумно: невозможно адекватно оценивать педагогический эффект. Обучение человека - это совсем не кумулятивный "порционный" процесс наращивания "хранимых в нем" объемов информации и ее упорядочивания с помощью каких-то самоконтролирующихся методов. Люди обучаются через опыт, но восприятие и усвоение информации осуществляется через знания (в данном случае это понятие из области интеллектуальных, экспертных систем).

В-третьих, также ясно, что не только психологически, но и концептуально меняется роль преподавателя в учебном процессе. Из источника знаний (к тому же, часто практически единственного) он превращается в организатора учебного процесса. Его деятельность теперь направлена, скорее, не на объект изучения, а на процесс обучения средствам, методам и, в целом, культуре создания этого объекта. Главной целью обучения теперь является выработка навыков и умений самостоятельно выбирать и обосновывать цели этого создания и находить оптимальные способы их достижения. В связи с этим при решении одной из первых задач постановки курса (в нашем случае - курса проектирования сложных технических систем) и определении его структуры следует, вероятно, исходить из логики обучения правилам и методам его построения и особенностей психологического восприятия студентов.

Наконец, в-четвертых, наличие и невероятно стремительное развитие новых информационных, компьютерных и аудиовизуальных технологий резко, до минимальных пределов сужает возможности эффективного применения классической модели учебного процесса. И вопрос не в том, применять или не применять эти технологии, и даже не в том, как их применять, а в том, как найти такую новую модель учебного процесса, в которой любое развитие новых технологий только расширяло бы возможности педагогического процесса. Тем самым мы вновь возвращаемся к исходной проблеме современного образования - необходимости новой формулировки целевых ориентиров: кого готовить, для чего учить и как учить.

Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии становятся фундаментом, основой для построения структуры новой образовательной среды, организации учебно-исследовательского пространства нового типа. Одной из целей такого действия является осуществление перехода с репродуктивного типа обучения (по принципу "подобное рождает подобное") на креативный, при котором "творец обучает творца". Одним из действенных способов решения этой задачи является организация учебных аудиторий, построенных по аналогии с "ситуационными центрами". В образовании в качестве такого центра может выступать специализированная учебная аудитория. В учебном заведении должны быть созданы ситуационные центры учебного назначения для реализации на практике основных навыков работы проектантов, инженеров, экспертов, людей, вырабатывающих и принимающих решения, умеющих эффективно управлять проектами создания сложных технических систем.

Проблема внедрения информационных технологий в систему кадрового обеспечения подготовки авиационных специалистов должна рассматриваться и с точки зрения разработки методов управления сопротивлением социального объекта в процессе внедрения технологий. Навыки же творческой проектной работы у студентов, а следовательно, и проектного мышления, приобретаются исключительно путем целенаправленной работы. Главными особенностями разрабатываемой образовательной модели подготовки специалистов аэрокосмической отрасли в прошлом учебном году в рамках эксперимента стало использование современных технологий Web 2.0 для сетевого сообщества: группы людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Интернет и программное обеспечение ("социальные сервисы") связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами. Благодаря сетевым связям формируются новые социальные объединения. Мы можем создать условия, которые будут определять направление развития связей и облегчать самопроизвольное формирование таких сообществ.

С развитием технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками. Пользователи сами могут добавлять к сетевому контенту документы, статьи, фотографии, аудио- и видеозаписи, оставлять свои комментарии, формировать дизайн своих страниц. Кроме того, делать постоянные ссылки на опубликованные материалы - очень важная особенность. Мы всегда можем вернуться и просмотреть действия, которые пользователь совершал ранее. У учебного сообщества появляется возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории. Это чрезвычайно важно для формирования долговременных отношений между учащимися и преподавателями. К каждой закладке ее владелец может добавить название, краткое описание и ключевые слова, метки-категории, облегчающие процесс дальнейшего поиска, а также средства решения классификационных задач.

Благодаря цифровой революции было обнаружено, что традиционная иерархия знаний, которая служила нам раньше, не работает так же успешно в мире цифровых технологий. Наступил трудный период освоения новых способов неиерархического построения документов, классификаций и самого знания. Классификация делается и творится людьми - всеми нами. Мы никогда не знаем заранее, какая тематика или название статьи выживут, привлекут наибольшее внимание и станут общепринятыми. Благодаря визуальным сервисам мы можем понимать и показывать студентам отношения между серверами, статьями и даже мыслительными категориями!

В результате распространения социальных сервисов Web 2.0 в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Теперь каждый студент может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого проекта, его наполнения информацией. Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются даже учащиеся, не обладающие специальными знаниями в области информатики и программирования. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов - текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. "Цифровая память" расширяет не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми.

Такие сетевые стратегии взаимной деятельности были использованы для проведения экспериментального по характеру учебного процесса по курсу "Проектирование сложных технических систем (проектирование самолетов)" для студентов 4 курса МАИ.

В ходе проведения дистанционного доступа к материалам курса "Проектирование самолетов" публиковались дополнительные лекционные материалы, задавались вопросы и проходили обсуждения. Как правило, студенты и преподаватели встречаются друг с другом в условиях "обязательной" среды. Через интернет-технологии преподаватели и эксперты получили доступ к миру "неофициального обучения" и общения со студентами. Особенно широко через сеть студенты обсуждали вопросы круглого стола, проведенного в начале семестра, посвященного вопросам проектной культуры. На круглом столе присутствовали руководители журнала "Двигатель", члены Клуба авиастроителей, руководители крупных медийных компаний и, конечно, представители промышленности. Очное обсуждение со студентами сложных проблем сначала оказалось пассивным. Но спустя определенное время, в сети развернулась настоящая полемика.

Объединенные общей темой "Создание ближнемагистрального пассажирского самолета" студенты сформулировали предложения по ряду проблем, в том числе: "Особенности и технологии наземного обслуживания воздушных судов" и др. Разработанные материалы студенты размещали в сети, что давало возможность всему творческому студенческому коллективу просматривать их, редактировать и добавлять новые текстовые документы.

Использование подобных сетевых систем в процессе подготовки специалистов аэрокосмического комплекса стало одной из тем Первой международной конференции "Web 2.0: Социальные сервисы для науки, образования, бизнеса и искусства". В рамках конференции был объявлен конкурс среди студентов на лучший проект по использованию сервисов Web 2.0. Одними из лауреатов стали студенты МАИ - вся учебная группа 01-416 (!), представлявшая материалы по курсу "Проектирование самолетов" в формате Web 2.0. По единогласному мнению членов жюри, проект студентов МАИ может явиться моделью построения образовательного процесса на базе новых интернет-сервисов Web 2.0.

Эксперимент по разработке новой образовательной модели подготовки авиационных специалистов продолжится и в 2009 году, он открыт для всех, кому дороги традиции инженерного образования и кто остро ощущает потребность в инновациях.