ГОНКА ЛИДЕРОВ, ИЛИ КАК ДВИГАТЕЛЬ Р29-300 ОКБ К.Б. ХАЧАТУРОВА «ОБОШЕЛ» АЛ-21Ф ОКБ А.М. ЛЮЛЬКА
Владлен Михайлович Борщанский, ведущий научный сотрудник ЦИАМ В 1963 г. я перешел из летно-испытательного отдела (ЛИО) уфимского авиадвигательного ОКБ в ЦИАМ. В 1966 г. я был назначен помощником начальника сектора отделения 300 Юрия Алексеевича Литвинова - руководителя комплексной бригады специалистов ЦИАМ по ТМКБ "Союз" главного конструктора Константина Рубеновича Хачатурова, который осуществлял разработку и доводку двигателей для самолетов-истребителей. Задачей бригады ведущих была координация работ в институте и оказание помощи "подшефному" ОКБ. Тушинское МКБ "Союз" входило в орбиту АМНТК "Союз", созданного знаменитым еще с довоенной поры А.А. Микулиным. В 1966 г. АМНТК "Союз", который в тот период возглавлял С.К. Туманский, спроектировал и провел испытания двухвального ТРДФ Р27Ф2-300 для создававшегося нового истребителя фирмы "МиГ". Двигатель этот был еще совершенно "сырой", с характеристиками по тяге и расходу топлива, которые не соответствовали потребностям самолетчиков. Было принято решение передать машину в ТМКБ "Союз" для совершенствования, доводки и проведения государственных испытаний. Таким образом, я попал в самое начало этого интересного для любого двигателиста процесса. Создание и доводка двигателя почти все время шли в "авральном" режиме. Так появилась и была запущена в серийное производство вначале модификация Р27Ф2М-300, затем двигатель Р29-300, с которым ОКБ вышло на государственные испытания, а после этого и Р35 - самый высокотемпературный ТРДФ в мире. Выпускались также модификации Р29Б-300 для бомбардировщиков МиГ-23Б и МиГ-27 и вариант Р29БС-300 для бомбардировщика Су-22. Практически одновременно, в 1965 г., для истребителя МиГ-23 в конструкторском бюро МЗ "Сатурн" началась разработка ТРДФ АЛ-21Ф, который впоследствии выпускался ММПП "Салют". Создание и доводка этого двигателя и Р29-300 шли параллельно, и к 1970 г. была создана модификация двигателя АЛ-21Ф-3. Не останавливаясь на продолжавшемся несколько лет очень напряженном процессе создания и доводки этих двигателей, мне хотелось бы рассказать о конечном этапе этого соперничества и некоторых "случайных обстоятельствах", которые содействовали принятию решения в пользу двигателя Р29-300. В 1972 г. остро встал вопрос об окончательном выборе двигателя для МиГ-23 и о проведении государственных испытаний. По большинству параметров и, главное, по тяговым характеристикам Р29-300 явно превосходил своего конкурента АЛ-21Ф-3 за исключением экономичности. Помню, нашу комплексную бригаду ведущих ЦИАМ вызвали к генеральному директору тушинского завода Владимиру Васильевичу Чернышеву (завод носит теперь его имя). У нас уже был подготовлен черновой материал, который назывался "рекомендации по доработке в серийном производстве изделия "55" с целью улучшения данных". Если по-крупному обобщить направленность мероприятий плана, они предусматривали облагораживание газо-воздушного тракта, улучшение уплотнений для снижения утечек и потерь воздуха и многое другое. В перечень мероприятий первого этапа предполагалось включить те, которые могли дать ощутимый эффект, но, вместе с тем, наиболее легкие для внедрения в производство. К их числу относились: уменьшение величины радиальных зазоров по рабочим лопаткам компрессора ВД (высокого давления); обеспечение заданной скругленной формы входного участка профилей рабочих лопаток компрессора и введение объективного метода контроля входной кромки и др. К необходимости уменьшения радиальных зазоров мы пришли на основе анализа данных производства. Необходимость обеспечения скругленной формы входного участка профилей рабочих лопаток компрессора выявилась после проведения анализа технологического процесса изготовления лопаток. Ю.А. Литвинов и я засели за отчет, который написали в рекордные сроки и без какого-либо информирования "к делу непричастных". Последнее было особенно существенно, учитывая, что само написание отчета с использованием материалов ведущих легло на меня, работавшего в секторе Н.Г. Дубравского, - руководителя комплексной бригады института по ОКБ А.М. Люлька. За годы работы ведущими мы сдружились с работниками тушинского ОКБ и завода, что помогало в работе. Наконец, отчет был готов, подписан у руководства ЦИАМ и военного представительства. В те времена все отчеты ЦИАМ рассылались по всем ОКБ и заводам отрасли. И теперь, составляя перечень рассылки отчета, Ю.А. Литвинов и я следовали этому правилу, но "случайно" не вписали ОКБ А.М. Люлька… Прошло какое-то время, "в верхах" собралось большое совещание руководителей для решения вопроса об окончательном выборе двигателя для МиГ-23. Участвовали заместители министра, руководители соответствующих служб ВВС, генеральные и главные конструкторы, директоры заводов. Совещание шло по заведенному порядку. Признавалось, что тяговые и эксплуатационные характеристики Р29-300 лучше, чем у АЛ-21Ф-3, за исключением такого важного параметра, как экономичность. В этот момент Чернышев и Хачатуров положили на стол отчет ЦИАМ и заводские отчеты по последней партии двигателей, на которых были внедрены мероприятия по повышению экономичности. Это вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Говорят, после этого совещание пошло по совершенно незапланированному сценарию и завершилось решением о принятии двигателя Р29-300 для оснащения им истребителя МиГ-23. Поговаривают, что А.М. Люлька вернулся в ОКБ и потребовал предъявить злополучный отчет ЦИАМ, но его не смогли найти. Люлька вышел в коридор и увидел шедшего ему навстречу Дубравского, которого он знал много лет и, говорят, ценил как специалиста. Несмотря на это, Люлька накинулся на Дубравского со словами: "Как вы могли прозевать такой отчет?" Но, как говорят, "поезд уже ушел". С тех пор отношения у меня с Дубравским стали "натянутыми", хотя, как умный человек, он этого не показывал. Двигатель Р29-300 "пошел" в большую серию, а после завершения государственных испытаний самолета впервые большая группа ведущих специалистов ЦИАМ получила правительственные награды. Конечно, Ю.А. Литвинов и я действовали, исходя из принципа "жесткой конкуренции", но я полагаю, что мы содействовали принятию правильного решения, которое пошло на благо отечественной авиации. Двигатель Р29-300 по сравнению с АЛ-21Ф-3 имел лучшие характеристики по тяге, особенно на больших скоростях полета при практически одинаковых показателях экономичности. При этом по эксплуатационным характеристикам Р29-300 отличался целым рядом существенных преимуществ, например, лучшей боевой живучестью, что немаловажно для фронтового истребителя.
| ||