ГОНКА ЛИДЕРОВ, ИЛИ КАК ДВИГАТЕЛЬ Р29-300 ОКБ К.Б. ХАЧАТУРОВА «ОБОШЕЛ» АЛ-21Ф ОКБ А.М. ЛЮЛЬКА
Владлен Михайлович Борщанский, ведущий научный сотрудник ЦИАМ В 1963 г. я перешел из летно-испытательного отдела (ЛИО) уфимского авиадвигательного ОКБ в ЦИАМ. В 1966 г. я был назначен помощником начальника сектора отделения 300 Юрия Алексеевича Литвинова - руководителя комплексной бригады специалистов ЦИАМ по ТМКБ "Союз" главного конструктора Константина Рубеновича Хачатурова, который осуществлял разработку и доводку двигателей для самолетов-истребителей. Задачей бригады ведущих была координация работ в институте и оказание помощи "подшефному" ОКБ. Создание и доводка двигателя почти все время шли в "авральном" режиме. Так появилась и была запущена в серийное производство вначале модификация Р27Ф2М-300, затем двигатель Р29-300, с которым ОКБ вышло на государственные испытания, а после этого и Р35 - самый высокотемпературный ТРДФ в мире. Выпускались также модификации Р29Б-300 для бомбардировщиков МиГ-23Б и МиГ-27 и вариант Р29БС-300 для бомбардировщика Су-22. Практически одновременно, в 1965 г., для истребителя МиГ-23 в конструкторском бюро МЗ "Сатурн" началась разработка ТРДФ АЛ-21Ф, который впоследствии выпускался ММПП "Салют". Создание и доводка этого двигателя и Р29-300 шли параллельно, и к 1970 г. была создана модификация двигателя АЛ-21Ф-3. Не останавливаясь на продолжавшемся несколько лет очень напряженном процессе создания и доводки этих двигателей, мне хотелось бы рассказать о конечном этапе этого соперничества и некоторых "случайных обстоятельствах", которые содействовали принятию решения в пользу двигателя Р29-300. В 1972 г. остро встал вопрос об окончательном выборе двигателя для МиГ-23 и о проведении государственных испытаний. По большинству параметров и, главное, по тяговым характеристикам Р29-300 явно превосходил своего конкурента АЛ-21Ф-3 за исключением экономичности. Помню, нашу комплексную бригаду ведущих ЦИАМ вызвали к генеральному директору тушинского завода Владимиру Васильевичу Чернышеву (завод носит теперь его имя). У нас уже был подготовлен черновой материал, который назывался "рекомендации по доработке в серийном производстве изделия "55" с целью улучшения данных". Если по-крупному обобщить направленность мероприятий плана, они предусматривали облагораживание газо-воздушного тракта, улучшение уплотнений для снижения утечек и потерь воздуха и многое другое. К необходимости уменьшения радиальных зазоров мы пришли на основе анализа данных производства. Необходимость обеспечения скругленной формы входного участка профилей рабочих лопаток компрессора выявилась после проведения анализа технологического процесса изготовления лопаток. Ю.А. Литвинов и я засели за отчет, который написали в рекордные сроки и без какого-либо информирования "к делу непричастных". Последнее было особенно существенно, учитывая, что само написание отчета с использованием материалов ведущих легло на меня, работавшего в секторе Н.Г. Дубравского, - руководителя комплексной бригады института по ОКБ А.М. Люлька. За годы работы ведущими мы сдружились с работниками тушинского ОКБ и завода, что помогало в работе. Наконец, отчет был готов, подписан у руководства ЦИАМ и военного представительства. В те времена все отчеты ЦИАМ рассылались по всем ОКБ и заводам отрасли. И теперь, составляя перечень рассылки отчета, Ю.А. Литвинов и я следовали этому правилу, но "случайно" не вписали ОКБ А.М. Люлька… Поговаривают, что А.М. Люлька вернулся в ОКБ и потребовал предъявить злополучный отчет ЦИАМ, но его не смогли найти. Люлька вышел в коридор и увидел шедшего ему навстречу Дубравского, которого он знал много лет и, говорят, ценил как специалиста. Несмотря на это, Люлька накинулся на Дубравского со словами: "Как вы могли прозевать такой отчет?" Но, как говорят, "поезд уже ушел". С тех пор отношения у меня с Дубравским стали "натянутыми", хотя, как умный человек, он этого не показывал. Двигатель Р29-300 "пошел" в большую серию, а после завершения государственных испытаний самолета впервые большая группа ведущих специалистов ЦИАМ получила правительственные награды. Конечно, Ю.А. Литвинов и я действовали, исходя из принципа "жесткой конкуренции", но я полагаю, что мы содействовали принятию правильного решения, которое пошло на благо отечественной авиации. Двигатель Р29-300 по сравнению с АЛ-21Ф-3 имел лучшие характеристики по тяге, особенно на больших скоростях полета при практически одинаковых показателях экономичности. При этом по эксплуатационным характеристикам Р29-300 отличался целым рядом существенных преимуществ, например, лучшей боевой живучестью, что немаловажно для фронтового истребителя.
| ||