СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛЬНО–ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ГАЗОВОЗДУШНОГО ТРАКТА АВИАДВИГАТЕЛЕЙ
Александр Сергеевич Мачихин, Введение К настоящему времени сложилась устойчивая тенденция эксплуатации авиационной техники по результатам оценки ее технического состояния. Такой подход способствует оптимизации расходов предприятия на ремонт и закупку комплектующих, так как позволяет обнаруживать тенденцию развития дефектов на относительно ранних стадиях, а следовательно, своевременно принимать меры по ее предотвращению или замедлению. В условиях нынешней финансово-экономической и материально-технической ситуации на отечественных предприятиях авиационной отрасли данный подход кажется наиболее оправданным, так как вырабатывающая остатки ресурса техника и отсутствие у эксплуатирующих организаций финансовой возможности закупки новых образцов, как правило, заставляют искать пути продления срока службы имеющейся техники. Визуально-измерительный контроль Одним из методов, нашедших наиболее широкое распространение, является визуально-измерительный контроль (ВИК), который позволяет оперативно решать задачи наблюдения и бесконтактного измерения дефектов деталей авиационных двигателей (АД), что крайне важно в полевых условиях работы. Основным инструментом ВИК проточной части газовоздушного тракта (ГВТ) АД в настоящее время является технический эндоскоп - оптический прибор для осмотра труднодоступных полостей. Требование проведения эндоскопии (бороскопии) АД носит не только рекомендательный, но зачастую обязательный характер. Так, например, двигатели GE, Pratt & Witney, SNECMA и многих других производителей подлежат регулярному эндоскопическому контролю в обязательном порядке. До недавнего времени наиболее популярными оставались оптоволоконные эндоскопы для визуального наблюдения. При этом результат оценки технического состояния ГВТ АД существенно зависит от квалификации оператора-дефектоскописта, что зачастую приводило к субъективному завышению или занижению степени опасности дефекта. В комплекте со специализированными оптическими адаптерами и регистрирующими устройствами (фото- и видеокамерами) оптоволоконные эндоскопы составляли существенную конкуренцию видеоэндоскопическим системам. Это объяснялось их портативностью, простотой использования и сравнительно низкой стоимостью. Однако недостаточная разрешающая способность, наличие большого количества соединительных кабелей, отсутствие возможности измерения размеров дефектной области, отсутствие специализированного программного обеспечения для документирования результатов контроля и другие недостатки делают данный тип приборов неудобным как с точки зрения непосредственного использования, так и с точки зрения обработки результатов контроля. Последние достижения ведущих мировых производителей досмотровой техники позволяют с уверенностью утверждать, что современные видеоэндоскопы по всем основным техническим и эргономическим параметрам превосходят оптоволоконные аналоги и в ближайшей перспективе придут им на смену при решении большинства авиационных задач, связанных с ВИК. Портативные видеоэндоскопы jProbe Показательным примером неизмерительных видеоэндоскопов среднего класса являются видеоэндоскопы jProbe (Япония). Их отличают компактное и эргономичное конструктивное исполнение, возможность автономной работы на протяжении 10 ч, широкий выбор моделей с зондами диаметром 5…10 мм и длиной 0,45...15 м. Эффективность видеоэндоскопов jProbe при осмотре ГВТ АД подтверждается успешным опытом их применения ОАО "НПО "Сатурн", авиакомпанией "Таймыр" и другими авиационными предприятиями. Видеоэндоскоп jProbe PX-2005 представляет собой многофункциональный прибор с регулируемой фокусировкой объектива, вольфрамовой оплеткой зонда и другими достоинствами, которыми ранее обладали только видеоэндоскопы топ-класса. Он позволяет осуществлять запись, хранение и обработку информации. Видеоэндоскоп jProbe VD в настоящее время является самым легким (400 г при длине зонда 1,5 м) прибором такого класса на отечественном рынке, обладая при этом всесторонней артикуляцией зонда и возможностью записи изображений и видео на карту памяти SD. Измерительные видеоэндоскопы серии XL GO - автономность работы в течение 4 ч; Инструментальные видеоэндоскопы Richard Wolf Первой в мире в серийное производство подобные системы запустила компания Richard Wolf GmbH (Германия). Разработанные на базе жестких линзовых эндоскопов системы зачистки лопаток Richard Wolf обеспечивают непрерывное наблюдение за инструментом в ходе выполнения работ и своевременное и высокоточное управление им. Высокое качество изображения, видеосъемка процесса, большой выбор быстросменяемых инструментов и интерактивное изменение режима их работы делают такую систему уникальным инструментом контроля состояния и поддержания работоспособности АД, позволяющим избежать такой дорогостоящей процедуры как внеплановое снятие АД. Программное обеспечение SRVISION (System in Remote Vision) В условиях возрастающих требований к скорости и степени автоматизации процесса контроля состояния авиационной техники наряду с вышеописанными приборными средствами на передний план выходят инструменты для обработки и архивирования результатов контроля. Такими инструментами, как правило, являются специализированные программы. Анализ современного программного обеспечения свидетельствует, что универсального продукта, способного осуществлять весь цикл работ от получения информации с оптико-электронных приборов ВИК (видеоэндоскопов, проталкиваемых камер и пр.) до генерации готовых отсчетов, до недавнего времени не существовало. В 2008 г. компания Mega Technologies GmbH (Германия) первой вышла на отечественный рынок с программным обеспечением, предназначенным для решения указанной задачи. SRVISION - продукт, позволяющий не только облегчить документирование и обработку результатов контроля, но и повысить точность и степень объективности этих процедур. Совместное использование описанных ранее видеоэндоскопов серий jProbe и XL GO и программного обеспечения SRVISION позволяет максимально автоматизировать процесс осмотра и минимизировать временные и материальные затраты при его проведении. Дополнительные аксессуары Опыт использования эндоскопического оборудования в условиях реального производства и эксплуатации АД свидетельствует о целесообразности использования множества дополнительных аксессуаров, значительно упрощающих работу с оборудованием и продлевающих срок его службы. До недавнего времени эти аксессуары можно было приобрести только на заводе-производителе за рубежом, что требовало существенных временных и финансовых затрат. В настоящее время специалисты Промышленной ассоциации "МЕГА" наладили опытное производство всего спектра изделий, необходимых для качественного осуществления технической эндоскопии промышленных объектов, в том числе: Заключение Видеоэндоскопами в настоящее время располагают многие авиационные предприятия в России и за рубежом: General Electric Aircraft Engines, Rolls Royce Engines, ОАО "НПО "Сатурн", ОАО "НПО ЭНЕРГОМАШ им. академика В.П. Глушко" и другие. Литература 1. Клюев В.В., Соснин Ф.Р., Ковалев А.В. Неразрушающий контроль и техническая диагностика: Справочник. Под ред. Клюева В.В. М.: Машиностроение, 2003. 656 с. Промышленная ассоциация "МЕГА":
| ||