Поиск по сайту


ПЫЛАЮЩАЯ РЕКА

Сергей Леонидович Мальчиков

Посвящается 63-й годовщине победы над фашистской Германией

(Продолжение. Начало в № 3, 4, 5 - 2008)

14 июля 1942 г. в Сталинграде было введено военное положение. На подходах к городу строились четыре рубежа обороны: внешний, средний, внутренний и городской. Для наступления на Сталинград из состава немецкой группы армий "Б" была выделена 6-я армия генерал-полковника Ф. Паулюса, в составе которой насчитывалось 13 дивизий (около 270 тыс. чел.), три тысячи орудий и минометов, около 500 танков. С воздуха ее поддерживали 1200 самолетов 4-го воздушного флота. Подразделения советских 62-й и 64-й армий в тяжелых оборонительных боях сдерживали натиск армии Паулюса на рубеже рек Чир и Цимла. 23-29 июля 6-я армия попыталась с ходу ворваться в Сталинград. Упорное сопротивление войск 62-й и 64-й армии и контрудар 1-й и 4-й танковых армий сорвали замысел противника, поэтому 31 июля немецкое командование для поддержки армии Паулюса с кавказского направления повернуло 4-ю танковую армию генерал-полковника Г. Гота. Части этой армии вышли к поселку Котельниково. Нависла угроза прорыва врага к Сталинграду с юго-запада.

Для того чтобы остановить противника на подступах к Волге, Ставка Верховного Главнокомандующего 12 июля сформировала Сталинградский фронт под командованием Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (с 23 июля его заменил генерал-лейтенант В.Н. Гордов). 17 июля 1942 г. начались бои на дальних подступах к Сталинграду между Волгой и Доном. Этот день считается началом оборонительного периода Сталинградской битвы. Бассейн Нижней Волги оказался ареной непосредственных боевых действий. Фашистская авиация бомбила города и порты на участке от Саратова до Астрахани, минировала реку, наносила удары по транспортным судам. Угроза прорыва немцев к Сталинграду возрастала.

Учитывая сложившуюся обстановку, нарком ВМФ 14 июля 1942 г. издал директиву, положившую начало оперативному развертыванию Волжской военной флотилии (ВВФ). В соответствии с этой директивой было необходимо сосредоточить 1-ю и 2-ю бригады речных кораблей на участке Саратов - Сталинград, ускорить формирование Отдельной бригады траления и подготовку ее к обеспечению противоминной обороны на участке от Саратова до Астрахани, проверить организацию взаимосвязи с войсками Сталинградского фронта, привести в готовность систему постов наблюдения и связи и т.д.
Первая бригада речных кораблей к 22 июля сосредоточилась в районе Саратова, 2-я бригада - южнее Сталинграда (у Красноармейска), а Отдельная бригада траления - в Сталинграде. Флагманский командный пункт, штаб и политотдел ВВФ расположились в Сталинграде, тыловые базы - в Камышине и Владимировке.

Действия ВВФ можно разделить на три периода: с 22 июля по 23 августа 1942 г. (борьба с минной опасностью, а также организация противодействия авиации противника на Волжской речной коммуникации; с 23 августа по 20 ноября 1942 г. Второй период потребовал максимальных усилий всех сил и средств флотилии, направленных на оказание помощи защитникам города-героя. Во взаимодействии с частями Красной Армии ВВФ вела борьбу с фашистскими войсками, вышедшими на правый берег волги в районе Сталинграда. При этом тральные силы продолжали работу по уничтожению мин на фарватерах.

Особенностью этого периода является обеспечение переправ бронекатерами и тральщиками. С помощью переправ осуществлялось снабжение Сталинградского фронта и доставка пополнения. Корабли ВВФ осуществляли артиллерийскую поддержку сухопутных частей;

- с 20 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. Этот период ознаменовался наступлением Красной Армии, окружением и уничтожением группировки немецких войск в районе Сталинграда. В тяжелейших условиях ледохода на Волге бронекатера продолжали обеспечивать переправы, а канонерские лодки "Громов" и "Усыскин" оказывали артиллерийскую поддержку перешедших в наступление советских войск.

В соответствии с распоряжением Ставки Верховного Главнокомандующего от 24 июля 1942 г. ВВФ была передана в оперативное подчинение командующего Сталинградским фронтом, который 28 июля поставил перед флотилией следующие оперативные задачи:

а) быть готовой к поддержке действий сухопутных войск на Сталинградском оборонительном обводе;

б) обеспечить коммуникацию на участке Камышин - Астрахань;

в) не допустить переправу войск противника через р. Волгу;

г) прочно прикрывать базы флотилии и обеспечить бесперебойную работу речных портов Саратов, Камышин, Сталинград, Астрахань, прикрыв их от воздействия противника;

д) обеспечить переправу войск и грузов сквозных маршрутов через р. Волгу".

Выполняя этот приказ и последующие директивы и распоряжения командования фронта, в период оборонительного сражения за Сталинград флотилия выполняла три основные задачи:

  • обеспечивала военные и народно-хозяйственные перевозки по Волге;
  • огнем корабельной артиллерии осуществлялась поддержка сухопутных войск;
  • обеспечивала сталинградские переправы, а также высадку разведывательных и тактических десантов.

Первой по времени боевой задачей, которую флотилия начала выполнять еще до выхода войск противника к Волге, было обеспечение волжской стратегической коммуникации. Выполнение этой задачи проходило в условиях воздействия господствовавшей в воздухе авиации врага. Все время оборонительного этапа битвы за Сталинград бассейн Нижней Волги постоянно подвергался налетам вражеских самолетов, которые бомбили порты и конвои на переходах, а также ставили мины на речных фарватерах.

Во второй половине июля 1942 г. в большой излучине Дона развернулись ожесточенные бои. В ночь с 22 на 23 июля 1942 г. над участками Акатовка - Дубовка (выше Сталинграда) и Солодники - Черный Яр (ниже города) появились небольшие группы вражеских самолетов. Они спускались на небольшую высоту и сбрасывали в реку какие-то предметы. Наблюдавшие за ними бакенщики приняли эти предметы за бомбы и, в ожидании взрывов, попрятались в укрытия. Но "бомбы" не взрывались, падая в воду. Странным было и то, что немцы сбрасывали "бомбы" на участки реки, где не было ни судов, ни других ценных объектов. Скоро выяснилось, что это были мины.

Враг прекрасно понимал значение Волги как стратегической коммуникации общегосударственного масштаба. Только за апрель-май 1942 г. по Волге было перевезено 2958700 тонн нефтепродуктов и нефти, а в июле-ноябре 2179000 тонн. Свыше 800 тысяч человек с вооружением, боеприпасами и прочими воинскими грузами речники перевезли по реке за навигацию 1942 г. В директиве № 45 от 23 июля 1942 г. Гитлер приказал войскам: "…нанести удар по Сталинграду и захватить город… Вслед за этим танковые и моторизованные войска должны нанести удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать там … движение по главному руслу Волги… Движение судов в нижнем течении Волги должно быть парализовано путем сбрасывания мин". Чтобы сорвать воинские и народно-хозяйственные перевозки по Волге в навигацию 1942 г., немецко-фашистская авиация уже с середины июля наносила массированные бомбовые удары по нефтехранилищам Сталинграда, Астрахани и Саратова, бомбила караваны судов и портовые сооружения, а также минировала реку.

За две ночи (на 23 и на 24 июля) наблюдатели отметили падение 21 мины. В дневное время авиация противника совершала разведывательные полеты для определения результатов минных постановок и расположения транспортов и военных кораблей. Минная война на участке Камышин - Черный Яр приняла угрожающие размеры, особенно на первом ее этапе. С 22 июля по 1 ноября 1942 г. немецкая авиация поставила 342 неконтактные магнитные и магнитно-акустические мины весом 400 кг (беспарашютные) и 1000 кг (парашютные), имеющие заряды соответственно 300 кг и 700 кг. Из них 231 мина была поставлена в период с 22 по 31 июля. Только за один день 31 июля поставлено 50 мин. В августе противник поставил 74 мины, а в сентябре-ноябре - только 37.

Минные постановки фашистов не были неожиданными, однако привели к большим потерям волжских судов. Военная флотилия и речной флот оказались не готовыми к осуществлению перевозок в условиях возрастания минной и воздушной опасности. В начале активных действий авиации противника (22 - 25 июля) Наркомат речного флота, а также начальники пароходств и портов запрещали движение судов на подходах к Сталинграду с севера и юга, что вело к скоплению транспортных судов, облегчая тем самым действия авиации врага. На транспортных судах отсутствовали средства противовоздушной обороны, что позволяло немецким бомбардировщикам Ю-88 безнаказанно их бомбить с предельно малых высот.

25 июля появились первые потери от мин и бомбежек. В районе Горной Пролейки подорвался на мине и затонул буксирный пароход "Смоленск", а от бомбежек погибли буксирный пароход "Союзный ЦИК" - в районе Камышина, и наливная баржа "Найдома" - недалеко от Луговой Пролейки. За одну только ночь на 27 июля авиация противника в разных местах потопила 14 транспортных судов. Всего за навигацию 1942 г. потери транспортного флота на Волге составили 126 судов (из них 41 нефтеналивное) водоизмещением 247645 тонн. От мин свои первые потери понесла и военная флотилия. 31 июля подорвался тральщик № 124 (поврежден корпус), а 1 августа в 150 км ниже Сталинграда погиб бронекатер № 22 со всем экипажем. Также погиб шедший на этом бронекатере командир Отдельной бригады траления контр-адмирал Б.В. Хорошхин.

От командования флотилии требовалось срочно принять меры для улучшения противоминной и противовоздушной обороны стратегической коммуникации, которая по грузообороту заменяла более 10 железнодорожных линий. При этом большая часть сухопутных путей, связывавших центр СССР с южными районами, в это время была прервана, что многократно увеличивало значение Волжской речной магистрали.

Для улучшения организации перевозок по Волге в условиях растущей минной и воздушной опасности Военный совет Сталинградского фронта 29 июля 1942 г. решил Нижне-Волжское пароходство подчинить командующему ВВФ в части организации движения судов речного флота и противоминной обороны. Ему предоставлялось право открытия и закрытия фарватеров. При этом на него возлагалась ответственность за траление и уничтожение мин. Начальнику Нижне-Волжского пароходства и военному коменданту водного участка предписывалось в течение трех дней рассредоточить суда, скопившиеся в районе Сталинградского порта, обеспечить их маскировку, пересмотреть систему навигационного ограждения фарватеров в целях их маскировки, создать ложную навигационную обстановку. Областной военный комиссар и начальник судоходной инстанции пароходства в этот же срок должны были по заявкам флотилии отобрать необходимое число судов для обеспечения траления и наблюдения за обстановкой на реке в зоне действий Сталинградского фронта.

В приказе командующего ВВФ от 31 июля были предусмотрены мероприятия, обеспечивающие противоминную защиту водной коммуникации.

Для обеспечения непрерывной работы волжского водного пути командование ВВФ провело несколько важных мероприятий. В первую очередь была усилена служба наблюдения и обвехования опасных мест. 23 июля из Сталинграда вверх и вниз по реке были направлены командиры и краснофлотцы для оказания помощи бакенщикам и обстановочным старшинам. Кроме того, в первые же дни минной войны было выставлено дополнительно 60 наблюдательных постов. Штаб флотилии разработал ряд инструкций для бакенщиков и работников речного флота по обнаружению мин и борьбе с ними. Все тральщики флотилии (шесть дивизионов имели в составе 35 тральщиков) были распределены по шести боевым участкам. Для обеспечения перевозок по Нижней Волге нарком ВМФ 8 августа 1942 г. оперативно подчинил командующему ВВФ Астраханскую военно-морскую базу (ВМБ) Каспийской флотилии, в состав которой входили пять дивизионов тральщиков - 47 единиц, отдельный отряд сторожевых катеров - 10 единиц, дивизион катеров воздушного наблюдения - семь единиц, дивизион плавучих зенитных батарей - шесть единиц. На первом боевом участке (БУ) Саратов - Каменный Яр был развернут 1-й дивизион ОБТ (командир - капитан 3 ранга Б.Г. Васильев), на втором БУ Каменный Яр - Балыклей - 2-й дивизион ОБТ (командир - капитан-лейтенант А.Ф. Аржавкин), на третьем БУ Балыклей - Райгород - 3-й дивизион ОБТ (командир - старший лейтенант А.П. Ульянов), на четвертом БУ Райгород - Черный Яр - 4-й дивизион ОБТ (командир - старший лейтенант П.П. Кальсберг), на пятом БУ Черный Яр - Копановка - 5-й дивизион ОБТ (командир - капитан-лейтенант В.Т. Гайко-Белан), на шестом БУ Копановка - Замьяны - 2-й дивизион 2-й бригады речных кораблей (командир - капитан-лейтенант А.А. Комаров). За участок от Замьян до Астрахани отвечали тральщики Астраханской ВМБ.

Для эффективной противоминной обороны Нижней Волги было необходимо иметь около 200 тральщиков, но в составе ВВФ и Астраханской ВМБ их насчитывалось намного меньше. Провели отбор буксиров-газоходов, речных трамваев, а также других судов транспортного и промыслового флота Нижне-Волжского пароходства, однако ввод их в строй зависел от поставок трального вооружения минно-торпедным управлением ВМФ, не располагавшим в это время достаточным количеством тралов. Командование флотилии с помощью Военного совета Сталинградского фронта и городского комитета обороны сумело в сжатые сроки организовать производство тралов из местных ресурсов на предприятиях Сталинграда, причем вместе с рабочими трудились моряки флотилии.

Корабли флотилии систематически осуществляли траление фарватеров. Это позволило в течение августа - ноября 1942 г. уничтожить 211 немецких мин. Кроме того, Астраханская ВМБ располагала станцией беспроводного размагничивания кораблей, на которой было организовано размагничивание боевых кораблей ВВФ. С августа станция приступила к систематическому размагничиванию транспортных судов. Принятые меры способствовали уменьшению опасности плавания по волжским фарватерам.

В борьбе с минной опасностью и обеспечении непрерывности плавания по Волге значительную роль сыграли гидрографы. До начала боевых действий в составе гидрографической службы Сталинградского района работало четыре человека. Позже эта небольшая организация была усилена прибывшей из Ульяновска гидрографической партией под командованием капитана 3 ранга В.Л. Писаченко. Огни на береговых знаках ограждения включались лишь во время прохождения судов в этом районе. При воздушных налетах огни гасились.

Чтобы дезориентировать противника и отвлечь его внимание от фарватера, на мелких местах включались ложные огни. Так, 28 июля на песчаном островке близ Балыклейского острова инженер-капитан О.П. Лепнев установил на кольях четыре фонаря, создав видимость отстаивающегося у берега каравана судов. Около полуночи над этим местом появился немецкий бомбардировщик, летевший на небольшой высоте. Самолет сбросил несколько бомб, разорвавшихся в воде и на песке. Огни продолжали гореть. Зайдя второй раз, немцы стали обстреливать островок из пушек и пулеметов. Им удалось разбить три фонаря. Израсходовав боезапас, самолет улетел.

Важной частью боевой деятельности гидрографов, особенно в начале минной войны, когда еще отсутствовала военно-лоцманская служба, была проводка судов и караванов по обходным фарватерам. По участкам реки, где в мирное время суда не ходили, было проложено около 90 км обходных путей. Транспорты беспрепятственно проходили по ним и обеспечивали выполнение плана воинских перевозок.

Капитаны судов были встревожены первыми потерями речных судов и опасались ходить по реке. Присутствие гидрографов придавало им уверенность. Известен такой эпизод. Вниз по Волге в Сталинград шло госпитальное судно. Возле Горной Пролейки капитан остановил судно и потребовал прислать обеспечивающего гидрографа. Когда на мостик поднялся гидрограф капитан 3 ранга В.Л. Писаченко, капитан сказал: "Вот теперь пройдем!" С помощью гидрографа судно благополучно дошло до Сталинграда.

Минированные участки реки немедленно обвеховывались, изыскивались обходные фарватеры, а вызванные тральщики приступали к тралению опасных мест. Тральных средств для борьбы с магнитными минами в первое время почти не было, поэтому за первый месяц не удалось ликвидировать ни одной мины.

Для усиления ПВО стратегического водного пути командующий войсками противовоздушной обороны страны 6 августа 1942 г. передал Волжской флотилии из Сталинградского корпусного района ПВО 63 орудия калибра 37 мм, 196 сдвоенных и счетверенных пулеметных установок, 31 пулемет и 16 самолетов-истребителей. Для охраны караванов выделялись бронекатера, канонерские лодки и тральщики, отражавшие нападения вражеской авиации. На гражданских судах устанавливалось зенитное вооружение. Так, зенитные орудия и пулеметы были установлены на 75 буксирных пароходах и самоходных транспортах. На эти суда командование ВВФ направило 75 офицеров на должности военных помощников капитанов, а также 258 старшин и комендоров в качестве орудийной прислуги. В Сталинградском корпусном районе ПВО имелась группа рейсовых команд ПВО, на вооружении которых были зенитные орудия малого калибра и пулеметы. Эти команды подчинялись командованию флотилии. Они направлялись на невооруженные суда для прикрытия их от воздушных налетов.

С 25 июля 1942 г., сразу же после первых налетов вражеской авиации, началось конвоирование караванов и отдельных судов с нефтепродуктами и наиболее ценными воинскими грузами, строившееся с учетом тактики немецкой авиации. Проводка конвоев осуществлялась, как правило, по ночам. Под прикрытием истребителей бомбардировщики и минные заградители на большой высоте с запада приближались к Волге. Затем большая часть бомбардировщиков снижалась до 250…400 метров и на контркурсе бомбила конвой, а также обстреливала его из пушек и пулеметов. Остальные наносили удар по береговым зенитным батареям, а самолеты-миноносцы ставили мины.

Для противодействия авиации противника создавалась круговая противовоздушная оборона транспортов на переходе. Перед грузовыми судами шли бронекатера и тральщики, вооруженные крупнокалиберными пулеметами. Буксиры и самоходные суда были вооружены зенитными орудиями и пулеметами, а безоружные суда сопровождались рейсовыми командами ПВО. Еще один бронекатер шел в конце конвоя. В результате уже с начала августа фашистская авиация встречала растущее организованное противодействие. Прорывы самолетов противника к Волге обнаруживались фронтовой разведкой, что давало возможность подготовить зенитное вооружение кораблей охранения и прикрыть конвои истребителями. Это вынуждало вражеских летчиков атаковать с больших высот.

Примером успешной борьбы с немецкой авиацией могут служить боевые действия бронекатера № 53 под командованием лейтенанта И.Д. Карпунина, сбившего два бомбардировщика. Сопровождая баржу с воинскими грузами и две нефтеналивные баржи, 26 июля БКА № 53 подвергся атаке вражеского бомбардировщика с высоты около 300 м. Как только немецкий самолет приблизился к каравану, с бронекатера открыли огонь из двух орудий (Ф. Лендера) и крупнокалиберных пулеметов. Не выдержав огня катерников, самолет сбросил бомбы далеко от цели и улетел. Спустя 20 минут появился другой бомбардировщик ("Хейнкель-111"), также встреченный плотным огнем, вынудившим его отвернуть. 28 июля БКА № 53 недалеко от Дубовки охранял замаскированные под берегом транспорты. В 22.45 его атаковали четыре немецких самолета. В течение 3,5 часов моряки отбивали атаки врага. В конце боя один из самолетов загорелся и рухнул на землю в районе Быковых Хуторов.
Успешно действовали зенитчики транспортов и рейсовые команды, сбившие 12 немецких самолетов в августе - ноябре 1942 г. Так, пароход "Сократ", 14-16 августа шедший под охраной бронекатеров с нефтеналивными баржами из Астрахани в Сталинград, подвергся налетам авиации врага. За эти дни зенитчики парохода отбили 48 воздушных атак и сбили три бомбардировщика. При отражении налетов фашистской авиации отличились моряки пароходов "Алтай", "И. Сталин", "Буденный" и др. Многие из них были награждены орденами и медалями.

Своевременно принятые меры по обороне речной коммуникации обеспечили бесперебойное движение транспортных судов. Значительно уменьшились потери транспортов, в то время как возросли потери авиации противника. Наиболее эффективным было конвоирование бронекатерами караванов и отдельных судов с воинскими грузами. Например, бронекатера, тральщики и сторожевые катера за период с 25 июля по 23 августа 1942 г. провели более 1500 судов в 113 караванах (общим водоизмещением свыше миллиона тонн), отразив при этом 152 атаки вражеской авиации, и сбив три бомбардировщика противника. В статье адмирала И.С. Исакова "Военно-Морской флот в Отечественной войне", опубликованной в четвертом номере журнала "Морской сборник" за 1944 г., был сделан вывод: "Эти мероприятия не только свели потери до минимума, но и позволили сократить простои и замедление в обороте тоннажа настолько, что, несмотря на все затруднения, чинимые противником, волжские речники перевыполнили план годовых перевозок по главнейшим грузам военного значения".
(Продолжение в следующем номере).

[Напоминаем, что Интернет-вариант статьи сильно сокращен. Ред.]