ДИЗЕЛИ
РЯДА МТ-199 ФИРМЫ МТU ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ БОЕВЫХ МАШИН СРЕДНЕЙ КАТЕГОРИИ
ПО МАССЕ
ФГУП "НИИД":
Виктор Моисеевич Подгаецкий, начальник отдела, к.т.н.
Татьяна Николаевна Смирнова, начальник отдела, к.т.н.
За длительный
(несколько десятилетий) период работ, связанных с созданием и промышленным
выпуском транспортных дизелей, германская фирма МТU стала мировым лидером
в этой области техники. Ею в содружестве с фирмой Daimler-Chrysler накоплен
большой опыт по разработке транспортных дизелей двойного (военно-гражданского)
назначения (ДДН).
Фирма МТU специализируется, в основном,
на создании и производстве высокосовершенных военных модификаций ДДН
для боевых транспортных средств. Дизели фирмы имеют диапазон мощности
от 90 до 2016 кВт.
Они отличаются высокими удельными мощностными
и габаритными показателями, обладают хорошей надежностью и большим сроком
службы при сравнительно умеренной стоимости.
В
ходе работ в области двигателестроения фирмой созданы три поколения
транспортных дизелей, а в настоящее время ведутся интенсивные работы
по двигателям нового семейства 890, называемого также HPD (High Power
Density), относящегося к четвертому поколению (совместно с фирмой "Детройт",
США). Семейство двигателей HPD разрабатывается, в основном, для перспективных
боевых машин (БМ), создаваемых в рамках известной программы FCS (Future
Combat System). Эти БМ относятся к средней категории по массе (СКМ).
Согласно новой военной доктрине они должны стать в США связующим звеном
между стоящим сейчас на вооружении легкими БМ и сохраняемыми до 2020-2025
гг. тяжелыми основными боевыми танками (ОБТ).
Особенность новых колесных и гусеничных
СКМ заключается в том, что они играют жизненно важную роль в поддержке
ОБТ.
Одновременно с созданием нового парка средних БМ, реализуемым в США
по программе FCS, в Германии развернуты работы по созданию подобных
по массе и аналогичных по назначению собственных БМ. В качестве двигателей
для этих БМ планируется использовать дизели серии МТ-199 фирмы МТU.
Можно
полагать, что сведения о параметрах и характеристиках, полученных в
дизелях серии МТ-199, могут представить интерес для отечественных специалистов,
поскольку эти дизели являются не только "функциональными аналогами"
перспективных дизелей БМ FCS в США, но и аналогами некоторых разрабатываемых
перспективных отечественных двигателей (например, дизелей новой серии
ООО "ЧТЗ-Уралтрак", имеющих такую же размерность D/S =130/150
и планируемых к применению как ДДН).
Конструктивно-компоновочные
особенности
Семейство двигателей МТ-199 представлено
двумя дизелями: 8V-90° и 6V-90°.
К числу основных требований, предъявляемых
к двигателям этого семейства, относятся:
Из числа упомянутых следует отметить требование
по обеспечению способности работы дизелей МТ-199 при сильных кренах
и дифферентах.
С
учетом выдвинутых требований была разработана конструктивно-компоновочная
схема двигателей. Для достижения максимально высокого значения габаритной
мощности двигателей реализована двухконтурная схема жидкостного охлаждения
с двухступенчатым охлаждением надувочного воздуха, в которой температура
наддувочного воздуха после высоконапорного турбокомпрессора снижается
с 228 до 75°С.
Так называемый высокотемпературный контур
(High-temp. circuit) обеспечивает съем тепла охлаждающей жидкостью с
двигателя и наддувочного воздуха (первая ступень). Низкотемпературный
контур (Low temp. сircuit) охлаждает масло двигателя и наддувочный воздух
(вторая ступень).
Применение современных эффективных методов
нейтрализации отработавших газов позволило в дизелях МТ-199 существенно
снизить уровень вредных примесей в отработавших газах.
Характеристики
дизелей МТ-199
Двигатели серии МТ 199 имеют большую размерность
(D/S = 130/150) и относительно невысокую частоту вращения (n < 2300
об/мин) по сравнению с дизелями следующего (четвертого) поколения серии
890. Двигатели регулируются на разные уровни мощности. Так, двигатели
8V 199 TE20 могут иметь номинальную мощность Ne = 530 и 600 кВт (720
и 820 л.с.) при частоте вращения n = 2300 об/мин.
Обращают
на себя внимание высокие значения коэффициентов приспособляемости Км
двигателей 6V 199 TE20.
Двигатели характеризуются хорошими экономическими
показателями при достигнутом уровне экологических показателей, соответствующих
Eвро-3: при номинальной мощности величины удельного эффективного расхода
топлива составляют ge = 160…165 г/л.с.ч, а в диапазоне максимального
крутящего момента - ge = 145…147 г/л.с.·ч.
Сравнительно высокие (для военной техники)
значения удельной массы двигателей свидетельствует о потенциально высоких
показателях надежности и ресурса.
Область
применения
Двигатели МТ-199 являются
двигателями двойного назначения и многоцелевого применения. Как гражданские
они могут найти применение на транспорте, в дорожно-строительной и инженерной
технике.
На основании изложенного
можно сделать вывод о том, что результаты работ фирмы МТU по совершенствованию
двигателей третьего поколения позволили ее дизелям МТ-199 успешно конкурировать
в настоящее время с дизелями серии HPD подобного класса мощности и назначения,
относящимися к четвертому поколению транспортных двигателей военного
назначения.
[Напоминаем, что
Интернет-вариант статьи сильно сокращен. Ред.]