Поиск по сайту


ДИЗЕЛИ РЯДА МТ-199 ФИРМЫ МТU ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ БОЕВЫХ МАШИН СРЕДНЕЙ КАТЕГОРИИ ПО МАССЕ

ФГУП "НИИД":
Виктор Моисеевич Подгаецкий, начальник отдела, к.т.н.
Татьяна Николаевна Смирнова, начальник отдела, к.т.н.

За длительный (несколько десятилетий) период работ, связанных с созданием и промышленным выпуском транспортных дизелей, германская фирма МТU стала мировым лидером в этой области техники. Ею в содружестве с фирмой Daimler-Chrysler накоплен большой опыт по разработке транспортных дизелей двойного (военно-гражданского) назначения (ДДН).

Фирма МТU специализируется, в основном, на создании и производстве высокосовершенных военных модификаций ДДН для боевых транспортных средств. Дизели фирмы имеют диапазон мощности от 90 до 2016 кВт.

Они отличаются высокими удельными мощностными и габаритными показателями, обладают хорошей надежностью и большим сроком службы при сравнительно умеренной стоимости.

В ходе работ в области двигателестроения фирмой созданы три поколения транспортных дизелей, а в настоящее время ведутся интенсивные работы по двигателям нового семейства 890, называемого также HPD (High Power Density), относящегося к четвертому поколению (совместно с фирмой "Детройт", США). Семейство двигателей HPD разрабатывается, в основном, для перспективных боевых машин (БМ), создаваемых в рамках известной программы FCS (Future Combat System). Эти БМ относятся к средней категории по массе (СКМ). Согласно новой военной доктрине они должны стать в США связующим звеном между стоящим сейчас на вооружении легкими БМ и сохраняемыми до 2020-2025 гг. тяжелыми основными боевыми танками (ОБТ).

Особенность новых колесных и гусеничных СКМ заключается в том, что они играют жизненно важную роль в поддержке ОБТ.
Одновременно с созданием нового парка средних БМ, реализуемым в США по программе FCS, в Германии развернуты работы по созданию подобных по массе и аналогичных по назначению собственных БМ. В качестве двигателей для этих БМ планируется использовать дизели серии МТ-199 фирмы МТU.

Можно полагать, что сведения о параметрах и характеристиках, полученных в дизелях серии МТ-199, могут представить интерес для отечественных специалистов, поскольку эти дизели являются не только "функциональными аналогами" перспективных дизелей БМ FCS в США, но и аналогами некоторых разрабатываемых перспективных отечественных двигателей (например, дизелей новой серии ООО "ЧТЗ-Уралтрак", имеющих такую же размерность D/S =130/150 и планируемых к применению как ДДН).

Конструктивно-компоновочные особенности

Семейство двигателей МТ-199 представлено двумя дизелями: 8V-90° и 6V-90°.

К числу основных требований, предъявляемых к двигателям этого семейства, относятся:

  • максимально высокая габаритная мощность;
  • низкий уровень затрат в течение жизненного цикла;
  • низкий уровень эмиссии;
  • надежная работа на подъемах и спусках.

Из числа упомянутых следует отметить требование по обеспечению способности работы дизелей МТ-199 при сильных кренах и дифферентах.

С учетом выдвинутых требований была разработана конструктивно-компоновочная схема двигателей. Для достижения максимально высокого значения габаритной мощности двигателей реализована двухконтурная схема жидкостного охлаждения с двухступенчатым охлаждением надувочного воздуха, в которой температура наддувочного воздуха после высоконапорного турбокомпрессора снижается с 228 до 75°С.

Так называемый высокотемпературный контур (High-temp. circuit) обеспечивает съем тепла охлаждающей жидкостью с двигателя и наддувочного воздуха (первая ступень). Низкотемпературный контур (Low temp. сircuit) охлаждает масло двигателя и наддувочный воздух (вторая ступень).

Применение современных эффективных методов нейтрализации отработавших газов позволило в дизелях МТ-199 существенно снизить уровень вредных примесей в отработавших газах.

Характеристики дизелей МТ-199

Двигатели серии МТ 199 имеют большую размерность (D/S = 130/150) и относительно невысокую частоту вращения (n < 2300 об/мин) по сравнению с дизелями следующего (четвертого) поколения серии 890. Двигатели регулируются на разные уровни мощности. Так, двигатели 8V 199 TE20 могут иметь номинальную мощность Ne = 530 и 600 кВт (720 и 820 л.с.) при частоте вращения n = 2300 об/мин.

Обращают на себя внимание высокие значения коэффициентов приспособляемости Км двигателей 6V 199 TE20.

Двигатели характеризуются хорошими экономическими показателями при достигнутом уровне экологических показателей, соответствующих Eвро-3: при номинальной мощности величины удельного эффективного расхода топлива составляют ge = 160…165 г/л.с.ч, а в диапазоне максимального крутящего момента - ge = 145…147 г/л.с.·ч.

Сравнительно высокие (для военной техники) значения удельной массы двигателей свидетельствует о потенциально высоких показателях надежности и ресурса.

Область применения

Двигатели МТ-199 являются двигателями двойного назначения и многоцелевого применения. Как гражданские они могут найти применение на транспорте, в дорожно-строительной и инженерной технике.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что результаты работ фирмы МТU по совершенствованию двигателей третьего поколения позволили ее дизелям МТ-199 успешно конкурировать в настоящее время с дизелями серии HPD подобного класса мощности и назначения, относящимися к четвертому поколению транспортных двигателей военного назначения.

[Напоминаем, что Интернет-вариант статьи сильно сокращен. Ред.]