ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА В РФ ОАО "ВНИИ НП": Тамара Никитовна Митусова Основная масса дизельных топлив, вырабатываемых в РФ - это дизельное топливо с содержанием серы до 0,2%. Сокращается производство дизельного топлива с содержанием серы до 0,5% и увеличивается выработка низкосернистых топлив (содержание серы менее 0,05%). Главным нормативным документом, по которому в настоящее время вырабатываются дизельные топлива, является ГОСТ 305. По нему изготавливают летнее, зимнее и арктическое топлива. Объем производства летнего дизельного топлива составляет 85%, зимнего - 14% и арктического - 1% от общего объема выработки дизельных топлив. На территории РФ действует также ГОСТ Р 52368, который соответствует требованиям Европейского стандарта ЕN 590 по всем показателям качества. В нем установлены требования по содержанию серы: 350 ppm (Евро-3), 50 ppm, (Евро-4), 10 ppm (Евро-5), ограничено содержание полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) - не более 11%, цетановое число - не менее 51 ед., нормируется смазывающая способность - не более 460 мкм. Техническая политика всех нефтяных компаний направлена на организацию промышленного производства современных дизельных топлив Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Основными стимулами увеличения выработки таких топлив являются требования иностранных покупателей (50% вырабатываемого дизельного топлива поставляется на экспорт), а также введение в действие технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", устанавливающего конкретные сроки действия требований норм Евро-3, -4 и -5. Нефтеперерабатывающие заводы, начиная с 2003 г., вырабатывают дизельное топливо Евро-3 (с содержанием серы до 350 ppm), а с 2005 г. - Евро-4 и Евро-5 с содержанием серы до 50 и 10 ppm, соответственно. В 2007 г. объем их производства составил 12,1 млн т. Вместе с тем, согласно информации, предоставленной Объединением автопроизводителей России, в настоящее время парк автомобилей с дизельными двигателями состоит из техники, находящейся в эксплуатации более 10-15 лет и требующей дизельное топливо Евро-2 и ниже. Основная доля загрязнения окружающей среды приходится на грузовые автомобили, которые составляют 62% автомобильного парка, доля легковых автомобилей - 30%. Количество грузовых машин, требующих топливо Евро-3, в 10 раз меньше, чем машин, требующих топливо Евро-2 и ниже. В 2008 г. дизельным топливом Евро-3 заправлялось лишь 8,4% от общего количества автомобилей, потребность в топливе Евро-4 возникнет только к 2010 г. В Вооруженных Силах состояние по обновлению техники также неудовлетворительное: 80% парка составляют автомобили со сроком эксплуатации более 12 лет. Все это, с учетом климата, качества дорожного покрытия и самих автомобилей, приводит к крайне низкому техническому состоянию автомашин. Пока мы имеем столь старый парк, вряд ли можно серьезно говорить о внедрении современных норм по экологии и безопасности. Сложностью остается использование на устаревших автомобилях дизельных топлив Евро-3 и выше. Так, для отечественных дизелей с механической системой регулирования рабочий процесс и конструкция рассчитаны на цетановое число 45 ед. Применение дизельных топлив с цетановым числом 51 ед. приведет к изменению рабочего процесса и, как следствие, к снижению мощности и экономичности, повышению дымности. Таким образом, под новые топлива требуется радикальная модернизация как дизельных двигателей, так и систем электронного регулирования. В настоящее время в регионах РФ складывается ситуация, когда предприятие-изготовитель предлагает для реализации дизельное топливо Евро-4 и Евро-5, а потребитель требует топливо с содержанием серы 0,2%. Экспертная оценка потребности в топливах, проведенная специалистами ЗАО "НАМИ-ХИМ", показала, что с учетом изменения законодательных и технических требований, а также структуры автомобильного парка РФ требуется 1,5 млн т дизельного топлива Евро-3 в 2008 г. и 4,0 млн т - в 2009 г. Эта потребность может быть полностью обеспечена отечественными НПЗ. В настоящее время дизельные топлива норм Евро-3 и выше, допущенные к применению, выпускаются на 20 НПЗ. В 2007 г. эти топлива вырабатывались на следующих предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли: 1. Евро-3: ООО "РН-Комсомольский НПЗ", ОАО "МНК-Московский НПЗ", ОАО "Уфанефтехим", ОАО "Уфимский НПЗ", ОАО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка", ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", ЗАО "Рязанская НПК". 2. Евро-4: ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка", ОАО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез", ЗАО "Рязанская НПК", ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", Сургутский ЗСК. 3. Евро-5: ОАО "Новокуйбышевский
НПЗ", ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка", ОАО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез",
ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", ОАО "Ярославнефтеоргсинтез". | ||