РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КИТАЯ Ирина Олеговна Прокопенкова, аспирант Института
мировой В статье рассматриваются основные тенденции развития китайской ракетно-космической промышленности в процессе модернизации оборонно-промышленного комплекса Китая в условиях переходной экономики.
Уже сейчас китайская ракетно-космическая промышленность (РКП) является одной из крупнейших в Азиатском регионе и мире как по численности персонала, так и по объемам продаж. По данным "РЭНД корпорейшн", в 2002 г. в аэрокосмической промышленности КНР было занято свыше 650 тыс. чел., из них в РКП - 200…220 тыс. человек. Для сравнения: в четырех крупнейших аэрокосмических корпорациях США "Локхид Мартин", "Боинг", "Рэйтеон" и "Нортроп Грумман" в этот же период работало чуть больше 500 тыс. сотрудников. Постепенно отходя от роли второстепенного участника мировой космонавтики, Китай начинает оказывать все большее влияние на процессы, происходящие в глобальной космической деятельности (КД). За полвека, прошедшие после окончания Второй мировой войны, национальные КД и РКП Китая преодолели долгий путь. Начало КД в КНР было положено в 1956 г. после знаменитого указа председателя Мао Цзе-Дуна о том, что Китаю нужны "две бомбы и один спутник". Разработке космической технологии, так же как и национальному ракетному и атомному проектам, уделялось повышенное внимание со стороны руководства КНР. Впоследствии, во время правления Дэн Сяопина, фокус научно-технологического развития Китая сместился в сторону проектов, нацеленных на большую экономическую или научную отдачу. Космические технологии были сочтены делом меньшей важности.
Руководство КНР, понимая, что без решения неотложных экономических, структурных и организационных проблем, накопившихся в китайской оборонной промышленности, сокращение имеющегося технологического отставания невозможно, приняло новый принципиальный курс в развитии военной экономики. Он был нацелен на повышение эффективности военного производства и постепенный переход от командной системы управления к такой, которая сочетала бы в себе план и рынок. Кроме того, важной составляющей реформы являлась интеграция военной и гражданской составляющих ОПК. Первую подобную попытку предприняли еще в 1982 г., когда был выдвинут программный лозунг о достижении интеграции военных и гражданских отраслей китайской экономики при приоритетном развитии оборонного комплекса. В 1991 и 1993 гг. были сформулированы положения правительственной десятилетней программы (до 2000 г.), предполагающие переориентацию военных предприятий на производство гражданской продукции. В течение 80-х и 90-х гг. китайские предприятия наладили производство широкого ассортимента гражданской продукции. Тем не менее, исследователи отмечают, что такая конверсия (трактовавшаяся как переориентация военных заводов на производство гражданской продукции) мало чем помогла оборонной промышленности в плане финансовой поддержки. Она не способствовала приобретению и интеграции потенциально полезных коммерческих технологий в военный сектор и укреплению, таким образом, технологического потенциала. На практике, процесс "спин-офф" (передача военных технологий в гражданский сектор) происходил гораздо чаще, чем "спин-он" из гражданской отрасли в оборонную. Кроме того, многие предприятия ВПК действовали по принципам "искать рис, чтобы прокормиться" и "голодный в пище неразборчив", развернув производство гражданской продукции, далеко выходящее за рамки их деятельности. Авиационные компании собирали мини-кары и автобусы, ракетные заводы выпускали холодильники, телевизоры и даже грузовые контейнеры, что в итоге обернулось массовым выпуском продукции невысокого качества, перепроизводству и усилению конкуренции на рынке, не способствуя радикальному решению проблемы.
В новом тысячелетии правительство Китая ставит перед ракетно-космической промышленностью задачу обеспечения процесса разработки и производства, по-возможности собственными силами, сложной современной техники военного и гражданского назначения, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке. Это потребует дальнейшего преобразования национальной РКП и создания эффективной инновационной системы, обеспечивающей достижение научно-технологического уровня ведущих стран. Основное внимание предполагается уделить построению новой институциональной среды. Данная стратегия легла в основу пятилетнего плана развития оборонной промышленности в период 2001-2005 гг., в соответствии с которым перед китайским ОПК была поставлена задача не только разрабатывать технологии двойного назначения, но также всячески развивать сотрудничество и подобные совместные проекты с гражданскими отраслями. Ключевыми направлениями, в которых предполагалось в первую очередь внедрять двойные технологии, стали именно космические системы и ракеты "наряду с микроэлектроникой, новыми материалами, реактивными двигателями, автоматизированным производством и, особенно, информационными технологиями". При этом именно активная и последовательная государственная политика, проводимая правительством Китая, должна стать залогом успешной реализации поставленных целей. Основными составляющими данной стратегии являются: ускорение научно-технологического развития в области ракетно-космических технологий; дальнейшее реформирование ракетно-космической промышленности, расширение производственной и технологической базы, создание интегрированной военно-гражданской системы, развитие двойных технологий; коммерциализация КД и привлечение частного сектора к производству РКТ; широкое участие в международном сотрудничестве. Первым шагом на данном этапе стала масштабная реформа системы управления ОПК. В 1999 г. "большая пятерка" государственных оборонно-промышленных предприятий, в число которых входила и Китайская государственная космическая корпорация (КГКК - CASC, China AeroSpace Corporation), была преобразована в одиннадцать отраслевых промышленных ведомств - государственных корпораций. Теперь в КНР вся исследовательская и производственная деятельность по национальной космической и ракетной программе оказалась сосредоточена в двух крупнейших государственных космических корпорациях - Китайской государственной космической научно-технической корпорации (КГКНТК) и Китайской государственной космической научно-промышленной корпорации (КГКНПК), в которых работает около 220…250 тыс. человек.
Помимо "корпоратизации" китайской РКП, была сформирована совершенно новая для КНР система взаимоотношений между военным и гражданским сектором. В 1999 г. подвергся реорганизации Комитет по науке и технике оборонной промышленности (КОНТОП) - ключевой государственный орган китайского ОПК, в том числе управлявший двумя ракетно-космическими корпорациями КГКНПК и КГКНТК. Кроме того, было создано новое управление Народно-освободительной армии Китая (НОАК) - Главное управление вооружений и военной техники НОАК (ГУВВТ НОАК).
Концепции развития национальных
космических средств Китая синхронизированы с программами модернизации
национальных вооруженных сил. Выдвинутая Цзян Цзэминем в 2001 г. стратегия
развития оборонного потенциала и модернизации вооруженных сил Китая
в перспективе до середины XXI в. предусматривает качественные изменения
в китайском военном позиционировании в мире и включает три этапа: "на
первом этапе (до 2000 г.) создание основ преобразований, на втором (2000-2020
гг.) вооруженные силы Китая должны стать сильнейшими в Азии, на третьем
(2020-2049 гг.) предполагается завершить модернизацию и достичь передового
уровня вооруженных сил развитых стран", обеспечив возможность выигрывать
"информационные войны". В этих планах военное руководство
КНР отводит космическому сегменту значительную роль: "Не обеспечив
контроля над космическим пространством, хотя бы локального, совершенно
нереально завоевать или удержать преимущество в воздухе или на море,
без чего, в свою очередь, весьма проблематично выиграть саму войну". Таким образом, на протяжении 90-х гг. конверсия, интеграция военной и гражданской сфер, "корпоратизация" и реорганизация системы государственного управления отраслью стали основным направлением реформы китайской РКП, заложившей основы для динамичного развития этой отрасли в последующие годы. Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Во-первых, реформирование РКП носит комплексный характер. Развитие космической промышленности рассматривается в свете общего развития ОПК и научно-технологической базы, интегральное взаимодействие научно-технологического и оборонно-промышленного комплексов является ключевым фактором успеха стратегии КНР. Во-вторых, осуществляя модернизацию и реорганизацию национальных РКП и системы государственного управления, Китай частично копирует опыт западных стран, в первую очередь США. Особенно ярко это проявляется в системе стратегического планирования развития национальной КД и РКП - руководство китайской космической отрасли осуществляет серьезнейшую концептуальную проработку, что в итоге позволяет КНР, имеющей существенно меньший космический бюджет, чем ведущие космические державы (в первую очередь - США), добиться таких впечатляющих успехов. В-третьих, одной из главных целей государственного управления космической промышленностью Китая является укрепление и расширение производственного и научного потенциала РКП, а также повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования отрасли. При этом необходимо подчеркнуть определяющую роль государственных органов Китая в создании необходимой институциональной среды для успешного воплощения данных преобразований, широко использующих как политические инициативы, так и экономические и законодательные инструменты. [Напоминаем, что Интернет-вариант
статьи сильно сокращен. Ред.]
| ||