Поиск по сайту


РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КИТАЯ

Ирина Олеговна Прокопенкова, аспирант Института мировой
экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН)

В статье рассматриваются основные тенденции развития китайской ракетно-космической промышленности в процессе модернизации оборонно-промышленного комплекса Китая в условиях переходной экономики.

На протяжении всех 90-х гг. XX века КНР активно наращивала свой космический потенциал. К настоящему моменту Китай обладает всеми атрибутами космической державы - обширными производственными мощностями, собственными спутниковыми технологиями, развитой наземной инфраструктурой, средствами глобального слежения и управления запусками, мощными и надежными носителями. Нельзя не отметить и выдающийся прогресс в области пилотируемой космонавтики, продемонстрированный Пекином в последние годы. На современном этапе только три страны в мире имеют возможность вывести космонавта на орбиту, и Китай входит в их число. Многие более богатые и технологически развитые государства, в том числе европейские страны и Япония, не имеют собственных пилотируемых кораблей, участвуя в подобных проектах лишь как партнеры США.

Уже сейчас китайская ракетно-космическая промышленность (РКП) является одной из крупнейших в Азиатском регионе и мире как по численности персонала, так и по объемам продаж. По данным "РЭНД корпорейшн", в 2002 г. в аэрокосмической промышленности КНР было занято свыше 650 тыс. чел., из них в РКП - 200…220 тыс. человек. Для сравнения: в четырех крупнейших аэрокосмических корпорациях США "Локхид Мартин", "Боинг", "Рэйтеон" и "Нортроп Грумман" в этот же период работало чуть больше 500 тыс. сотрудников.

Постепенно отходя от роли второстепенного участника мировой космонавтики, Китай начинает оказывать все большее влияние на процессы, происходящие в глобальной космической деятельности (КД).

За полвека, прошедшие после окончания Второй мировой войны, национальные КД и РКП Китая преодолели долгий путь. Начало КД в КНР было положено в 1956 г. после знаменитого указа председателя Мао Цзе-Дуна о том, что Китаю нужны "две бомбы и один спутник". Разработке космической технологии, так же как и национальному ракетному и атомному проектам, уделялось повышенное внимание со стороны руководства КНР. Впоследствии, во время правления Дэн Сяопина, фокус научно-технологического развития Китая сместился в сторону проектов, нацеленных на большую экономическую или научную отдачу. Космические технологии были сочтены делом меньшей важности.

Подобное положение сохранялось вплоть до второй половины 80-х гг., когда был провозглашен новый экономический курс и политика "открытости", сформулированы важнейшие национальные стратегические планы научно-технического развития. В соответствии с новой политикой развитие аэрокосмических технологий наряду с исследованиями в области энергетики, информационных технологий и биологических наук было выделено в качестве одного из четырех ключевых элементов будущего экономического роста Китая. При этом преобразования в РКП протекали на фоне масштабных изменений в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) Китая. В китайской оборонной промышленности существовала модель жестко централизованной отраслевой системы, обладающей избыточными производственными мощностями и изолированной от гражданского сектора экономики режимом секретности. Для нее были характерны слабые горизонтальные связи системы НИОКР с производственным сектором. Не было и необходимого взаимодействия между отраслями военного производства, что в итоге вело к застойным явлениям и невысокому качеству выпускаемой продукции.

Руководство КНР, понимая, что без решения неотложных экономических, структурных и организационных проблем, накопившихся в китайской оборонной промышленности, сокращение имеющегося технологического отставания невозможно, приняло новый принципиальный курс в развитии военной экономики. Он был нацелен на повышение эффективности военного производства и постепенный переход от командной системы управления к такой, которая сочетала бы в себе план и рынок. Кроме того, важной составляющей реформы являлась интеграция военной и гражданской составляющих ОПК.

Первую подобную попытку предприняли еще в 1982 г., когда был выдвинут программный лозунг о достижении интеграции военных и гражданских отраслей китайской экономики при приоритетном развитии оборонного комплекса. В 1991 и 1993 гг. были сформулированы положения правительственной десятилетней программы (до 2000 г.), предполагающие переориентацию военных предприятий на производство гражданской продукции. В течение 80-х и 90-х гг. китайские предприятия наладили производство широкого ассортимента гражданской продукции.

Тем не менее, исследователи отмечают, что такая конверсия (трактовавшаяся как переориентация военных заводов на производство гражданской продукции) мало чем помогла оборонной промышленности в плане финансовой поддержки. Она не способствовала приобретению и интеграции потенциально полезных коммерческих технологий в военный сектор и укреплению, таким образом, технологического потенциала. На практике, процесс "спин-офф" (передача военных технологий в гражданский сектор) происходил гораздо чаще, чем "спин-он" из гражданской отрасли в оборонную. Кроме того, многие предприятия ВПК действовали по принципам "искать рис, чтобы прокормиться" и "голодный в пище неразборчив", развернув производство гражданской продукции, далеко выходящее за рамки их деятельности. Авиационные компании собирали мини-кары и автобусы, ракетные заводы выпускали холодильники, телевизоры и даже грузовые контейнеры, что в итоге обернулось массовым выпуском продукции невысокого качества, перепроизводству и усилению конкуренции на рынке, не способствуя радикальному решению проблемы.

Однако именно в ходе первого этапа реформ была начата Программа развития высоких технологий 863, оказавшая, пожалуй, коренное воздействие на развитие РКП Китая. В рамках этой программы была начата реализация многих важнейших космических программ, активизировалось международное сотрудничество КНР в сфере КД, а китайские предприятия смогли пробиться на международный рынок коммерческих космических запусков.

В новом тысячелетии правительство Китая ставит перед ракетно-космической промышленностью задачу обеспечения процесса разработки и производства, по-возможности собственными силами, сложной современной техники военного и гражданского назначения, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке. Это потребует дальнейшего преобразования национальной РКП и создания эффективной инновационной системы, обеспечивающей достижение научно-технологического уровня ведущих стран. Основное внимание предполагается уделить построению новой институциональной среды. Данная стратегия легла в основу пятилетнего плана развития оборонной промышленности в период 2001-2005 гг., в соответствии с которым перед китайским ОПК была поставлена задача не только разрабатывать технологии двойного назначения, но также всячески развивать сотрудничество и подобные совместные проекты с гражданскими отраслями. Ключевыми направлениями, в которых предполагалось в первую очередь внедрять двойные технологии, стали именно космические системы и ракеты "наряду с микроэлектроникой, новыми материалами, реактивными двигателями, автоматизированным производством и, особенно, информационными технологиями".

При этом именно активная и последовательная государственная политика, проводимая правительством Китая, должна стать залогом успешной реализации поставленных целей. Основными составляющими данной стратегии являются: ускорение научно-технологического развития в области ракетно-космических технологий; дальнейшее реформирование ракетно-космической промышленности, расширение производственной и технологической базы, создание интегрированной военно-гражданской системы, развитие двойных технологий; коммерциализация КД и привлечение частного сектора к производству РКТ; широкое участие в международном сотрудничестве.

Первым шагом на данном этапе стала масштабная реформа системы управления ОПК. В 1999 г. "большая пятерка" государственных оборонно-промышленных предприятий, в число которых входила и Китайская государственная космическая корпорация (КГКК - CASC, China AeroSpace Corporation), была преобразована в одиннадцать отраслевых промышленных ведомств - государственных корпораций. Теперь в КНР вся исследовательская и производственная деятельность по национальной космической и ракетной программе оказалась сосредоточена в двух крупнейших государственных космических корпорациях - Китайской государственной космической научно-технической корпорации (КГКНТК) и Китайской государственной космической научно-промышленной корпорации (КГКНПК), в которых работает около 220…250 тыс. человек.

Подобная корпоратизация, заменяя бюрократические отношения между отдельными предприятиями отношениями кооперации, теоретически позволяет сосредоточить усилия на небольшим количестве высокоприоритетных проектов. Также РЭНД сообщает, что "помимо создания промышленных корпораций, китайские политические деятели используют ряд специфических мер, направленных на оживление и оздоровление предприятий ВПК. Во-первых, необходимо назвать увеличение доли негосударственного финансирования для проектов военного назначения… Во-вторых, некоторые военные фирмы создали дочерние предприятия и разместили акции на внутреннем рынке в Шанхае и Шеньжене (к настоящему моменту более 40 компаний)". Таким образом, в процессе проводимых в Китае рыночных преобразований "осуществляются меры по повышению экономической самостоятельности оборонных предприятий при сохранении контроля над ОПК со стороны государства".

Помимо "корпоратизации" китайской РКП, была сформирована совершенно новая для КНР система взаимоотношений между военным и гражданским сектором. В 1999 г. подвергся реорганизации Комитет по науке и технике оборонной промышленности (КОНТОП) - ключевой государственный орган китайского ОПК, в том числе управлявший двумя ракетно-космическими корпорациями КГКНПК и КГКНТК. Кроме того, было создано новое управление Народно-освободительной армии Китая (НОАК) - Главное управление вооружений и военной техники НОАК (ГУВВТ НОАК).

По мнению экспертов "РЭНД корпорэйшн", если до реформы КОНТОП отвечал и за определение потребностей армии в вооружении и военной технике (ВВТ), являлся государственным заказчиком по принятым программам, и в то же время контролировал реализацию данных планов, то теперь приоритеты в области создания ВВТ определяет ГУВВТ НОАК, а за новым "гражданским КОНТОП" сохранились только функции управления и контроля деятельности промышленных предприятий, которые заключают контракты с ГУВВТ НОАК на создание новой продукции. Официальные представители ГУВВТ отмечали, что и их Управление и КОНТОП будут вовлечены в военные НИОКР, промышленные предприятия под управлением КОНТОП будут, как и раньше вести НИОКР и для коммерческого рынка и для нужд армии. Однако отмечается, что работы для НОАК будут вестись также на коммерческой основе. Кроме того, ГУВВТ НОАК будет помогать гражданской отрасли в тех случаях, когда необходимо получить доступ к зарубежным технологиям и оборудованию, которые не могут быть созданы ни военной, ни гражданской национальными отраслями. Оборонные предприятия установили партнерские отношения с китайскими университетами и гражданскими исследовательскими институтами для того, чтобы создать центры-"инкубаторы технологий" и проводить совместные НИОКР в области двойных технологий.

Концепции развития национальных космических средств Китая синхронизированы с программами модернизации национальных вооруженных сил. Выдвинутая Цзян Цзэминем в 2001 г. стратегия развития оборонного потенциала и модернизации вооруженных сил Китая в перспективе до середины XXI в. предусматривает качественные изменения в китайском военном позиционировании в мире и включает три этапа: "на первом этапе (до 2000 г.) создание основ преобразований, на втором (2000-2020 гг.) вооруженные силы Китая должны стать сильнейшими в Азии, на третьем (2020-2049 гг.) предполагается завершить модернизацию и достичь передового уровня вооруженных сил развитых стран", обеспечив возможность выигрывать "информационные войны". В этих планах военное руководство КНР отводит космическому сегменту значительную роль: "Не обеспечив контроля над космическим пространством, хотя бы локального, совершенно нереально завоевать или удержать преимущество в воздухе или на море, без чего, в свою очередь, весьма проблематично выиграть саму войну".
В итоге можно констатировать, что в китайской РКП реализована комплексная многоуровневая система стратегического планирования и разработки космических программ (в качестве примера можно назвать начатую в 2000 г. 126-ю Программу, основной целью которой является развитие, "в основном, собственными силами военных", шести важнейших технологических проектов, в том числе, и аэрокосмических технологий).

Таким образом, на протяжении 90-х гг. конверсия, интеграция военной и гражданской сфер, "корпоратизация" и реорганизация системы государственного управления отраслью стали основным направлением реформы китайской РКП, заложившей основы для динамичного развития этой отрасли в последующие годы. Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, реформирование РКП носит комплексный характер. Развитие космической промышленности рассматривается в свете общего развития ОПК и научно-технологической базы, интегральное взаимодействие научно-технологического и оборонно-промышленного комплексов является ключевым фактором успеха стратегии КНР.

Во-вторых, осуществляя модернизацию и реорганизацию национальных РКП и системы государственного управления, Китай частично копирует опыт западных стран, в первую очередь США. Особенно ярко это проявляется в системе стратегического планирования развития национальной КД и РКП - руководство китайской космической отрасли осуществляет серьезнейшую концептуальную проработку, что в итоге позволяет КНР, имеющей существенно меньший космический бюджет, чем ведущие космические державы (в первую очередь - США), добиться таких впечатляющих успехов.

В-третьих, одной из главных целей государственного управления космической промышленностью Китая является укрепление и расширение производственного и научного потенциала РКП, а также повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования отрасли. При этом необходимо подчеркнуть определяющую роль государственных органов Китая в создании необходимой институциональной среды для успешного воплощения данных преобразований, широко использующих как политические инициативы, так и экономические и законодательные инструменты.

[Напоминаем, что Интернет-вариант статьи сильно сокращен. Ред.]