ГЛАВНЫЙ
КОНСТРУКТОР A.M. ИСАЕВ - ВЫДАЮЩИЙСЯ СОЗДАТЕЛЬ ЖРД и ЖРДУ ДЛЯ РАКЕТНО
- КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Владимир Андреевич Петрик, (Окончание. Начало в № 5 - 2008)
Для этих "головных" КБ нужны были ракетные двигатели и двигательные установки, требования к которым в каждом случае диктовались существенно отличающимися условиями эксплуатации и работы. В связи с этим в КБ A.M. Исаева сложились несколько специфических направлений разработки ЖРД:
Разработка каждого из этих направлений требовала решения как общих для всех ЖРД проблем, так и решения специфических задач для каждого направления. Если в начальный период работ по созданию ЖРД, совпадающий с периодом становления и развития отечественной школы ракетного двигателестроения, исаевский коллектив внес весомый вклад в решение общих проблем проектирования ЖРД, то в дальнейшем его работы были направлены на решение специфических задач, характерных для различных направлений разработок ЖРД. Важно отметить, что в таких направлениях, как разработка ЖРД для ЗУР, ракет "воздух-земля" и ракет с подводным стартом, разработка ЖРД для пилотируемых космических кораблей и аппаратов, разработка кислородно-водородного двигателя (одновременно с КБ А.М. Люлька) КБ A.M. Исаева было первопроходцем в решении специфических вопросов практического проектирования и технологии этих ЖРД. Фундаментальным вкладом А.М. Исаева в развитие ЖРД явилось решение проблемы прочности и устойчивости оболочек камеры сгорания и сопла. В 1943 г. он выдвинул идею, разработал конструкцию и впервые осуществил в 1946 г. на двигателях типа У-1250 силовую связь огневой стенки с наружной рубашкой камеры сгорания и сопла. Так была создана первая в мире камера сгорания ЖРД со связанными оболочками. Этот невероятно смелый шаг обеспечил крупный скачок в развитии конструкции ЖРД. Большим вкладом в развитие ракетной техники на жидком топливе явилось создание под руководством А.М. Исаева, в 1950-I951 гг. двухкомпонентного жидкостного аккумулятора давления - ЖАД, который в то время был применен на одной из ракет в качестве самостоятельной системы подачи топлива в камеру сгорания ЖРД. Одной из основных особенностей такого ЖАД был процесс газогенерации, проводимый в специальных газогенераторах и в областях далеких от стехиометрического соотношения компонентов топлива, в результате чего вырабатывался горячий газ нужной температуры и такого состава, который был химически нейтрален по отношению к компоненту топлива, вытесняемому из данного бака. Важным было и то, что ЖАД работал на тех же самых компонентах топлива, что и камера сгорания ЖРД. Принципы ведения астехиометрического рабочего процесса были впоследствии использованы Алексеем Михайловичем для создания газогенераторов ТНА, систем горячего наддува топливных баков, а также в двигателях с дожиганием генераторного газа. Впервые идея создания замкнутого ЖРД с ТНА возникла у Алексея Михайловича в 1947 г., а первая схема такого двигателя во всех деталях была разработана им в 1951 г. Восхитительно просто "разделался" Алексей Михайлович с проблемой высокочастотных колебаний давления в камере сгорания двигателя тягой 8 тс, задание на разработку которого он получил в конце 1946 г. На первых испытаниях двигателя в феврале-марте 1948 г. "зверь рыкнул" - так образно охарактеризовал A.M. Исаев высокую частоту в камере сгорания. Алексей Михайлович предложил установить крестообразную антипульсационную перегородку на форсуночную головку, и это сказалось самым эффективным средством борьбы с высокочастотными колебаниями. Такое решение широко использовалось и ОКБ А.М. Исаева, и: другими двигательными КБ. Успешная отработка однокамерного восьмитонного двигателя не только открыла дорогу к созданию более мощных двигателей, но и позволила создать первую баллистическую ракету Р-11 конструкции С.П. Королева и ее мобильный вариант Р-11М, транспортируемый в заправленном состоянии и несущий ядерную боеголовку. Модернизированная ракета Р-11ФМ положила начало созданию баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ), которые во все времена и все без исключения оснащались двигателями и двигательными установками исаевского коллектива. При создании второго и последующих поколений БРПЛ в КБ В.П. Макеева были реализованы две поистине революционные идеи, предложенные А.М. Исаевым, которые стали впоследствии классическими: размещение двигателей в баках с компонентами топлива, в том числе и в окислителе (так называемые "утопленники"), и заводская заправка баков ракеты топливом (так называемая "ампулизация"). Вот что написал академик В.П. Макеев
в своей статье, посвященной семидесятипятилетию А.М. Исаева: "Сейчас,
по прошествии многих лет, стало ясно, что специальные морские ракеты
немыслимы без размещения двигателей в топливных баках, и это решение
без преувеличения можно назвать историческим и фундаментальным, определяющим
их облик и высокие показатели. Трудно сказать, какого уровня достигли
бы специальные морские комплексы и двигатели для них, какие бы у них
были характеристики без его научного предвидения, выдающихся конструкторских
способностей, без его новаторства". Для двигательного КБ совсем не обязательно было заниматься баками, топливозаборными устройствами, системами наддува и вытеснения для условий невесомости и космического вакуума и многими другими проблемами ДУ. Однако не в правилах Алексея Михайловича отказываться от дела на основании его новизны. Исаев считал, что участие его КБ в новом деле полезно, необходимо, и он брался за дело несмотря на то, что за этим новым, но интересным делом тянулся длинный шлейф неизведанного. Созданные впоследствии корректирующе-тормозные двигательные установки были намного совершенней: при их помощи космические корабли не только получали тормозной импульс, но и могли осуществлять маневрирование в космосе. Они обеспечивали выполнение широкой программы научных исследований, проводившихся на космических кораблях "Союз" и орбитальных станциях "Салют". Космические двигатели и двигательные установки Исаева обеспечили вывод искусственных спутников Луны, доставку "Луноходов" на ее поверхность, образцов лунного грунта на Землю, вывод космических аппаратов на орбиты вокруг Марса и Венеры, маневрирование космических кораблей и космических аппаратов научного, народно-хозяйственного и оборонного назначения на орбите искусственных спутников Земли. К числу приоритетных достижений
коллектива А.М. Исаева относится и создание первого в нашей стране кислородно-водородного
двигателя для разгонного блока "Р" по программе пилотируемого
полета на Луну для комплекса Н1-ЛЗ. Всего под руководством А.М. Исаева было создано около шестидесяти двигателей и двигательных установок, использованных в изделиях ракетно-космической техники. С 1943 г. исаевское КБ - "Конструкторское бюро химического машиностроения имени A.M. Исаева" разработало более 120 типов ЖРД, ЖРДУ и ЖРДМТ для пилотируемых и беспилотных космических аппаратов, крылатых ракет, верхних ступеней ракет носителей и боевых ракет с подводным запуском. Около 40 из них используются по настоящее время. Создание сложных технических систем, к которым, несомненно, относятся ЖРД, представляет научный процесс и является самостоятельным направлением науки. Именно в это направление науки внесли неоспоримо весомый вклад А.М. Исаев и созданный им коллектив конструкторского бюро. Вся творческая деятельность A.M. Исаева была направлена на достижение практических результатов, основанных на новых идеях, новых технических решениях, на добротных экспериментальных исследованиях. Этот уникальный и неоценимый вклад
позволяет считать A.M. Исаева одним из основоположников практического
создания ракетно-космической техники, выдающимся конструктором жидкостных
ракетных двигателей и крупным ученым в области ракетного двигателестроения.
| ||