АКАДЕМИК
ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ ГЛУШКО ОАО "НПО Энергомаш им. акад. В.П. Глушко": (Окончание. Начало в № 5 - 2008) Значительным событием в развитие ракетостроения в нашей стране стала организация в октябре 1933 г. первого в мире Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) путем объединения творческих коллективов ГДЛ и ГИРД. В РНИИ Глушко возглавил сектор по разработке ЖРД на азотнокислотном топливе. В творческом соперничестве с бывшими работниками ГИРД, разрабатывавшими кислородные ЖРД, двигатели Глушко получили приоритет благодаря не только лучшим эксплуатационным свойствам высококипящего топлива, но и более совершенной конструкции, созданной в ГДЛ на базе исследовательских работ в течение 1931-1933 гг. За время работы в РНИИ с января 1934 г. по март 1938 г. под руководством Глушко была спроектирована серия двигателей от ОРМ-53 до ОРМ-102, из них наибольшую известность получил ОРМ-65 с регулируемой тягой от 50 до 175 кгс, давлением газов в камере сгорания 24 атм, удельным импульсом тяги 210 с. Этот двигатель предназначался для крылатой ракеты "212" и ракетоплана РП-318 конструкции Королева. Двигатель обладал высокой работоспособностью: один экземпляр ОРМ-65 отработал на стенде около 50 пусков при суммарной наработке более 30 мин.
В этот же период под руководством Глушко были разработаны и испытаны первые в стране газогенераторы ГГ-1 и ГГ-2, работавшие на азотной кислоте и керосине с балластировкой водой. Длительность испытания газогенератора определялась емкостью стендовых баков, суммарное время работы ГГ-1 составило около 2 ч. Помимо выполнения конструкторских работ Глушко успешно вел изобретательскую деятельность, получал свидетельства об изобретениях, а также опубликовал ряд статей в сборнике "Ракетная техника". Он читал лекции в Военно-воздушной инженерной академии, выступал с докладами на внутриинститутских и всесоюзных конференциях, вместе с Лангемаком написал книгу "Ракеты, их устройство и применение". В сентябре 1937 г. Глушко исполнилось 29 лет, восемь из них он успешно занимался любимым делом. С каждым годом Валентин Петрович все глубже постигал особенности создания ЖРД. В конце 1937 г. - начале 1938 г. им были разработаны двигатели ОРМ-101 и ОРМ-102, отличавшиеся от предыдущих функциональным совершенством и конструктивным изяществом. И в это время произошел резкий поворот в его жизни. В марте 1938 г. по ложному обвинению в участии в антисоветской организации Глушко был арестован. В процессе следствия он был подвергнут физическому и моральному насилию и вынужден был признать сфабрикованные следователем обвинения. Его обращения к Вышинскому, Ежову, Берия, Сталину с просьбами объективно рассмотреть его дело не дали положительного результата и 15 августа 1939 г. Особое совещание при НКВД вынесло приговор - 8 лет в исправительно-трудовом лагере. Однако, как специалист в области оборонной промышленности, Глушко был направлен в спецтюрьму 4-го спецотдела НКВД. Вначале это была спецтюрьма при Тушинском авиазаводе, где Глушко разработал чертежи газогенератора ГГ-3, а затем - на базе ОРМ-65 - ракетный ускоритель для самолетов С-100 и "Сталь-7", позволявший увеличить скорости полета на 80 и 160 км/ч. Для дальнейшей разработки ускорителей для авиации Глушко осенью 1940 г. был переведен в спецтюрьму при казанском авиамоторном заводе. В Казани Глушко во главе группы заключенных инженеров и техников разрабатывал двигатель РД-1, работавший на топливе "азотная кислота и керосин". В начале 1942 г. группу реорганизовали в КБ в составе ОКБ-16 4-го спецотдела НКВД. В КБ под техническим руководством Глушко работали также заключенные профессора Жирицкий, Страхович, Гаврилов, Пазухин, инженеры Севрук, Витка, Лист, Уманский, Желтухин, Шнякин и др. В августе 1942 г. Казанскую спецтюрьму посетили В.М. Болховитинов и А.М. Исаев. По воспоминаниям Исаева, именно знакомство с Глушко и его работами окончательно убедили Алексея Михайловича в возможности создания ЖРД, и он принял решение посвятить этому делу всю свою жизнь. В ноябре 1942 г. по ходатайству Глушко в Казань из Омска был переведен также находившийся в заключении С.П. Королев, которому поручили возглавить работы по оснащению самолета Пе-2 реактивной установкой с двигателем РД-1. Летные испытания реактивной "пешки" начались 1 октября 1943 г. Главной сложностью при летных испытаниях явилась отработка зажигания топлива на высотах более 3,5 км. Проблема была решена введением химического зажигания с использованием пускового горючего. Двигатель в таком исполнении получил обозначение РД-1ХЗ. Двигатели РД-1 и РД-1ХЗ прошли цикл летных испытаний на истребителях Ла-7, Як-3, Су-7 и бомбардировщике Пе-2. Максимальный прирост скорости у самолета Як-3 составил 182 км/ч. Достигнутые успехи в разработке военной техники были высоко оценены: 27 июля 1944 г. по представлению НКВД Глушко и его ближайшие сотрудники Севрук, Жирицкий, Королев, Лист, Витка и другие были досрочно освобождены со снятием судимости. Бывшие заключенные составили творческое ядро нового ОКБ реактивных двигателей во главе с главным конструктором Глушко и его заместителями Севруком, Жирицким и Королевым. В сентябре 1945 г. руководящий состав ОКБ-РД за разработку военной техники получил государственные награды: Глушко и Севрук - ордена Трудового Красного Знамени, остальные - ордена "Знак Почета". После окончания Великой Отечественной войны советские инженеры направлялись в Германию для изучения трофейной военной техники. Глушко с инженерами ОКБ-РД выехал туда в июле 1945 г. и с небольшими перерывами находился в командировке до ноября 1946 г. За это время сотрудники ОКБ-РД разыскали конструкторскую и технологическую документацию, а также технологическую оснастку для производства двигателей ракеты А-4, отладили огневой стенд для испытаний камер этого двигателя и получили опыт практической работы на стенде, обнаружили несколько полностью собранных двигателей и ряд разрозненных узлов и агрегатов, пригодных для сборки еще нескольких двигателей. Указанными работами руководил Глушко, возглавивший в Особой правительственной комиссии отдел по жидкостным двигателям. Обобщив опыт и состояние дел с разработкой ракетной техники в Германии, Глушко направил две докладные записки: председателю Особой правительственной комиссии Гайдукову - 23 ноября 1945 г. и министру вооружений Устинову - 31 мая 1946 г. В них он изложил программу создания в СССР ракетной промышленности, а также предложил свою кандидатуру на должность главного конструктора ОКБ ракетных двигателей с подчинением опытного завода по производству этих двигателей. Многое из предложенного Глушко вошло в постановление СМ СССР от 13 мая 1946 г. и ряд последующих постановлений. В июле 1946 г. Глушко был назначен главным конструктором ОКБ при авиационном заводе № 456 в Химках. Туда же перевели из Казани коллектив ОКБ-РД. Предприятие получило задание воспроизвести из отечественных материалов двигатель ракеты А-4 и создать техническую основу для проектирования новых двигателей. Работая в сложных бытовых условиях, коллективы ОКБ и завода успешно справились с поставленной задачей: в мае 1948 г. на построенном огневом стенде в Химках провели первое огневое испытание первого экземпляра двигателя РД-100. В период с 1948 по 1951 гг. был разработан двигатель РД-101, форсированный по тяге с 26 до 37 тс. Следующий, форсированный по тяге до 44 тс, двигатель РД-103 обеспечил ракете Р-5 дальность полета 1200 км. Высокая надежность этой ракеты позволила установить на нее ядерную боеголовку. За эту разработку ОКБ-456 в апреле 1956 г. было награждено орденом Трудового Красного Знамени, Глушко удостоен звания Героя Социалистического Труда, ряд работников ОКБ и завода получил государственные награды. Успешное создание ракеты Р-5 позволило поставить перед ее разработчиками задачу о создании межконтинентальной боевой ракеты с ядерной боеголовкой. Разработку двигателей для такой ракеты поручили ОКБ Глушко. К этому времени в ОКБ-456 была разработана конструкция паяно-сварной камеры сгорания, способной надежно работать при больших давлениях и обеспечивать любую тягу в пределах технической целесообразности. С поставленной задачей коллективы ОКБ и завода успешно справились. 15 мая 1957 г., через три года после получения техзадания на разработку двигателя, состоялся первый пуск ракеты Р-7, в августе того же года - первое успешное летное испытание, а 4 октября 1957 г. этой же ракетой на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. За успешную разработку двигателей ракеты Р-7 Глушко удостоился звания лауреата Ленинской премии. За выдающийся научно-технический вклад в теорию и практику отечественного двигателестроения Глушко в 1958 г. был избран действительным членом Академии наук СССР. В 1961 г. за заслуги в создании образцов космической техники, обеспечившей полет Гагарина, ему вторично присвоили звание Героя Социалистического Труда, ОКБ-456 наградили орденом Ленина, работники ОКБ и завода получили государственные награды. С запуском первого спутника в истории Человечества началась космическая эра, а в нашей стране - бурное развитие ракетостроения. Существенный вклад в создание ракетно-ядерного щита и освоение космического пространства внесло предприятие, руководимое Глушко. Помимо практической работы по применению новых высокоэффективных топлив, Глушко вел научную работу в этом направлении. Так, в 1936 г. в издательстве Военно-воздушной академии вышел курс его лекций "Жидкое топливо для реактивных двигателей", а в 1955 г. издательством минобороны выпущена книга "Источники энергии и их использование в реактивных двигателях". Кроме этого, Глушко в течение многих лет возглавлял Научный совет при Президиуме АН СССР по проблеме "Жидкое ракетное топливо". Делая обзор деятельности Глушко, нельзя пройти мимо драматической страницы в истории отечественного космического ракетостроения. Речь идет о негативном опыте создания в шестидесятых годах минувшего века мощных космических ракет Н-1 и УР-700. При выборе топлива для двигателей первой и второй ступеней ракеты Н-1 Глушко исходил из имевшегося положительного опыта разработки двигателей для ракет Янгеля на окислителях азотная кислота, кислород и азотный тетроксид в паре с НДМГ и повышенной склонности кислородно-керосинового топлива к высокочастотной неустойчивости, проявившейся при отработке двигателей для ракет Р-7 и, особенно, Р-9. Немаловажным был и временной фактор - по правительственному постановлению летные испытания Н-1 должны были начаться в 1965 г., т.е. на наземную отработку двигателя отводилось около трех лет. На предложенные Глушко три варианта вышеуказанных топлив ОКБ-1 выдало технические задания для разработки эскизных проектов. Одновременно было выдано техническое задание и в ОКБ Кузнецова для разработки эскизного проекта на кислородно-керосиновый двигатель. Из представленных в конце 1961 г. четырех вариантов двигателей, отличавшихся компонентами топлива, ОКБ-1 выбрало двигатель Кузнецова. Межведомственная комиссия под председательством президента АН СССР Келдыша в июне 1962 г. согласилась с выбором ОКБ-1 и согласовала эскизный проект ракеты Н-1 с кислородно-керосиновым топливом. В период разработки ракеты Н-1 появилось альтернативное предложение Челомея разработать ракету УР-700. Для этой ракеты ОКБ Глушко разрабатывало двигатель первой ступени РД-270 тягой 640 тс в одной камере, работающей на топливе "азотный тертроксид и НДМГ" по схеме "газ-газ". Судьба обоих проектов практически одинакова: работы по УР-700 были прекращены в 1969 г. на стадии стендовой отработки двигателя, а Н-1 - в 1974 г. после четырех неудачных пусков ракеты в двухступенчатом варианте, проведенных в период с февраля 1969 г. по декабрь 1972 г. Но и в этой негативной ситуации нашлось место для позитивных результатов. Отклоненный ОКБ-1 вариант двигателя на топливе "азотный тетроксид и НДМГ" получил путевку в жизнь на первой ступени ракеты УР-500, более известной под наименованием "Протон", и вот уже более 40 лет находится в летной эксплуатации. Один факт из истории создания этого двигателя: первое летное испытание ракеты "Протон" было осуществлено 16 июля 1965 г. Напомним, что на 1965 г. намечалось начало летных испытаний Н-1. Опыт изготовления крупногабаритных двигателей для УР-700 также не пропал даром - он был использован при изготовлении двигателей РД 170. Все годы развитие ракетной техники шло по пути повышения технических характеристик ракет для решения новых, более сложных научно-технических задач, а это вело к большим финансовым и временным затратам. Одной из наиболее затратных статей в процессе создания ракеты является разработка двигателей. Анализ отечественной истории создания ракет показал, что практически для каждой новой ракеты разрабатывался новый двигатель, что требовало соответствующих затрат. Проделав такой анализ, Глушко в конце шестидесятых годов разработал программу создания последовательного ряда космических ракет, основанного на количестве устанавливаемых модульных двигателей. Так, ракеты легкого класса должны были иметь на первой ступени один модульный двигатель, среднего класса - два-три двигателя, тяжелого класса - четыре и более двигателей. Отработанный на стенде и в полете модульный двигатель впоследствии с минимальными переделками и контрольными испытаниями мог использоваться на новой космической ракете. Вслед за принятием политическим руководством страны решения о прекращения работ по Н-1 в мае 1974 г. Устинов предложил Глушко возглавить отечественную космическую программу. Для концентрации научно-технических сил было организовано НПО "Энергия" во главе с генеральным конструктором и директором Глушко. Новый руководитель пришел с развернутой программой дальнейшего развития отечественной космической техники. Он предложил применить на практике разработанный им принцип создания ряда космических ракет с использованием унифицированного модульного двигателя. Этот метод удалось реализовать при создании ракеты-носителя тяжелого класса "Энергия" и среднего класса "Зенит", на первых ступенях которых были установлены четыре двигателя РД-170 и один двигатель РД-171, соответственно. Идея создания этих двигателей принадлежит Глушко, сами ЖРД разработаны под непосредственным техническим руководством В.П. Радовского. Труднейшая работа увенчалась успехом: сначала в апреле 1985 г. прошло первое летное испытание ракеты "Зенит", а затем первая ступень этой ракеты, являвшаяся по технической сути блоком "А" ракеты "Энергия", успешно отработала при двух полетах этого носителя в мае 1987 г. и ноябре 1988 г. Создание ракет-носителей "Энергия" и "Зенит" должно было стать важной предпосылкой для разработки ряда последующих космических ракет. В планах НПО "Энергия" стояла разработка ракеты среднего класса "Гроза" с двумя двигателями РД-170, а также сверхтяжелого класса "Вулкан" с восьмью двигателями РД-170. Велись также проектные разработки для будущих исследований Луны и планет Солнечной системы. В
этот же период В.П. Глушко возглавил работы НПО "Энергия"
по совершенствованию пилотируемых космических кораблей "Союз"
(и их модификаций "Союз Т" и "Союз ТМ"), орбитальных
станций серии "Салют" и созданию базового блока долговременной
орбитальной станции "Мир". Успешно реализовывались программы
пилотируемых полетов, в том числе и международных. Но апофеозом деятельности
В.П. Глушко стало создание ракетно-космической системы "Энергия-Буран". Огромный труд Валентина Петровича Глушко достойно оценен Международной федерацией астронавтики, которая наградила его дипломом за достижения в области развития ракетно-космической техники и исследования физико-технических проблем энергетики. В 1976 г. Глушко избрали ее действительным членом. Имя В.П. Глушко в 1994 г. присвоено кратеру на видимой стороне Луны. Этот кратер соседствует с другими, носящими имена величайших исследователей мира Нильса Бора, Альберта Эйнштейна, Галилео Галилея и Джона Дальтона. За создание ракетных двигателей, благодаря которым был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли, в 1957 г. В.П. Глушко получил звание лауреата Ленинской премии. В 1958 г. Глушко стал действительным членом Академии наук СССР и был награжден Золотой медалью К.Э. Циолковского "За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений". В 1961 г. В.П. Глушко присвоили звание Дважды Героя Социалистического Труда. Ученый стал почетным гражданином нескольких городов нашей страны, его именем названа улица в Москве и проспект в Одессе, улицы в других городах. НПО Энергомаш гордо носит сегодня
имя академика Валентина Петровича Глушко - своего основателя и бессменного
научно-технического руководителя. Предприятие ставит перед собой новые
сложные задачи и старается реализовать их на высочайшем научном и техническом
уровне. Лучшей памятью о Валентине Петровиче Глушко станут новые двигатели,
создаваемые его учениками и последователями. | ||||