Поиск по сайту


ЛИТВИНОВ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ
(к 100-летию со дня рождения)

Рафаэль Андраникович Варданян, ЦИАМ

Николай Яковлевич Литвинов родился 3 августа 1908 г. в Таганроге. Его отец был мичманом Российского флота, служил на линкоре "Пересвет", участвовал в русско-японской войне. Тяга к технике братьям Литвиновым - Николаю и Виктору передалась от отца, старшего механика корабля. В дальнейшем эта привязанность к двигателям стала основным интересом в жизни как Николая Яковлевича, связавшего свою судьбу с реактивным авиадвигателестроением, так и его младшего брата. Дважды Герой Социалистического Труда В.Я. Литвинов во время Великой Отечественной войны был директором авиазавода в Самаре. После войны это предприятие было преобразовано в завод "Прогресс", на котором под его же руководством была создана знаменитая ракета Р-7, "семерка". Космический корабль "Восток" Юрия Гагарина был выведен на орбиту ракетой-носителем этого типа. Запуски наследниц "семерок" продолжаются до сих пор.

Н.Я. Литвинов сначала учился в гимназии, потом в техникуме, который закончил в Таганроге в 1929 г. Затем он работал в Армавире, а позднее в Златоусте на Урале. В 1930 г. Н.Я. Литвинов поступил в МАИ и с этого времени перебрался в Москву. В 1935 . из МАИ в ЦИАМ в соответствии с решением правительства и приказом ГУАП была переведена группа специалистов, возглавлявшаяся С.А. Трескиным. В составе группы был и Н.Я. Литвинов. Николай Яковлевич активно включился в исследовательскую работу. Вскоре этим коллективом была разработана система центрального наддува АЦН-1 для силовой установки с двигателями М-34 (самолет ТБ-3). Это устройство обеспечивало сохранение номинальной мощности двигателя до высоты 9000…10000 м. В августе 1936 г. за исследовательскую работу ''Маломощный двигатель'' на конкурсе Всесоюзного совета научных инженерно-технических обществ сотрудники ЦИАМ вместе с Н.Я. Литвиновым были удостоены Всесоюзной премии.

Аспиранты ЦИАМ 1940 года: К.В.Холщевников, В.П.Никопольский, И.И.Тунейко, Н.Я.Литвинов, А.А.Фадеев, Н.Г.Дубравский, К.Н.Базанова, М.Н.Этингоф

В конце 1940 г. Н.Я. Литвиновым совместно с С.А. Трескиным были закончены исследования по выхлопным реактивным патрубкам для скоростных самолетов и разработана методика их расчета. Разработанная Николаем Яковлевичем эффективная система реактивного выхлопа поршневых двигателей применялась на всех отечественных боевых самолетах времен Великой Отечественной войны, что позволило, например, поднять скорость истребителя ЛаГГ-3 с двигателем ВК-105.

В конце 30-х - начале 40-х годов в ЦИАМ с участием Литвинова для наддува поршневых двигателей М-105 и ВК-107 разрабатывается высоконапорный сверхзвуковой центробежный нагнетатель Э-42А, предназначенный обеспечивать работоспособность моторов на больших высотах. В 1943 г. по результатам этих работ Николай Яковлевич защитил кандидатскую диссертацию.

В 1944 г. в Уфе Н.Я. Литвинов совместно с В.Н. Челомеем разработал, осуществил доводку и провел испытания первого отечественного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя волнового типа. С 1945 по 1948 гг. Литвинов являлся заместителем генерального конструктора КБ реактивных авиационных двигателей в Уфе, где под его руководством впервые серийно выпускались турбореактивные двигатели РД-10, устанавливавшиеся на первых отечественных реактивных истребителях МиГ-9.

В 1948 г. Николай Яковлевич возвратился в ЦИАМ. В работах Н.Я. Литвинова, В.Н. Челомея, Р.И. Курзинера, В.Е. Михальцева, вышедших в 40-х годах, получили развитие теоретические основы пульсирующих ВРД с камерами V = const, в которых проводилась оценка возможности их использования как в пульсирующих ВРД прямой реакции, так и в газотурбинных ВРД. Предложенные методы расчета были подтверждены результатами экспериментальных исследований таких камер.

В начале 50-х годов в ЦИАМ под руководством Н.Я. Литвинова проводились комплексные теоретические исследования рабочего процесса и характеристик авиационных двигателей, велась разработка методов регулирования и перспектив развития различных типов ГТД. В 1952-1956 гг. Литвиновым впервые были проведены расчетно-теоретические и экспериментальные исследования ГТД с турбинными лопатками большого удлинения для уменьшения массы и осевых габаритных размеров турбины. В результате были определены зависимости газодинамических параметров, прочности и массы турбины от удлинения лопаток. Литвинов провел анализ схем, параметров, законов регулирования дозвукового высотного ТРД и исследования, направленные на уменьшение удельной массы турбореактивных двигателей, а также расчетные исследования двигателей для сверхзвуковых истребителей. Результаты этих исследований были обобщены в сборнике "Эффективность повышения температуры газов двигателей при больших скоростях полета" (авторы Р.И. Курзинер, Н.Я. Литвинов и М.С. Рапопорт).

В 1956 г. Николай Яковлевич был назначен начальником лаборатории воздушно-реактивных двигателей ЦИАМ. Он руководил всеми экспериментальными исследованиями авиационных двигателей в земных и полетных условиях. На тураевских стендах ЦИАМ в 1959 г. с участием Литвинова были проведены всеобъемлющие испытания первого отечественного двухвального ТРДФ Р11Ф-З00 в высотных и климатических условиях с отработкой рабочего процесса, газодинамической устойчивости, эксплуатационных и прочностных характеристик.

За период 1957-1967 гг. на высотных стендах тураевского филиала ЦИАМ были исследованы около 50 двигателей различных типов. В 1970 г. была начата коренная модернизация двигательных стендов московской площадки, обеспечившая проведение исследований процесса запуска в различных климатических условиях и в условиях высокогорного аэродрома, в организации которой активное участие принимал Н.Я. Литвинов. Научное обоснование, рекомендации по проектированию, испытания на высотных стендах и участие в доводке всех отечественных авиационных газотурбинных двигателей второго, третьего и четвертого поколений тесно связаны с именем Николая Яковлевича, возглавлявшего в 1956-1978 гг. коллектив двигательного отделения ЦИАМ (тогда - лаборатории № 3).

В 1945 г. за успешное выполнение научно-исследовательских работ по авиамоторостроению в период Великой Отечественной войны указом Президиума Верховного Совета СССР Н.Я. Литвинов был награжден орденом Красного Знамени, а в 1957 г. - орденом Ленина. За разработку и внедрение новых методов доводки авиационных ГТД на экспериментальной базе филиала ЦИАМ Николаю Яковлевичу Литвинову в1968 г. в числе группы сотрудников была присуждена Государственная премия СССР.
В 1986 г. Н.Я. Литвинов ушел на пенсию. Скончался он 20 марта 1990 г. Николай Яковлевич был высококвалифицированным специалистом, отличался порядочностью и доброжелательным отношением к людям. Своим высоким профессионализмом, чувством ответственности, мудростью в нередко возникавших напряженных ситуациях, проницательностью, благожелательностью к подчиненным Николай Яковлевич способствовал созданию в коллективе руководимого им отделения ЦИАМ творческой атмосферы, профессиональному и служебному росту кадров. Его деятельность способствовала укреплению неформального статуса этого подразделения как головного в институте, обладавшего к тому же высоким научно-техническим авторитетом на отраслевом уровне.