Поиск по сайту


ПЫЛАЮЩАЯ РЕКА

Сергей Леонидович Мальчиков

Посвящается 63-й годовщине победы над фашистской Германией

На рассвете 22 июня 1941 г. немецко-фашистские войска вероломно нарушили договор о ненападении между СССР и Германией и без объявления войны перешли границу Советского Союза. Это было началом Великой Отечественной войны. Советские войска вели упорные оборонительные бои, стремясь задержать врага. В ряде случаев механизированные корпуса Северо-Западного, Юго-Западного и Южного фронтов осуществляли контрудары, нанося противнику существенные потери. Однако остановить врага не удавалось и за три недели немецким войскам удалось оккупировать территории Латвии, Литвы, значительную часть Украины, Молдавии, Белоруссии и западные области Российской Федерации. Советская Армия несла большие потери. Неудачи первого периода войны, выход фашистских войск на подступы к Ростову, Харькову, Ленинграду и Москве привели к тому, что Волга - важнейшая транспортная магистраль страны и речная коммуникация действующих фронтов, имеющая стратегическое значение, оказалась под угрозой.

Многовековая история России связана с Волгой, немало повидавшей на своем веку. По ней проходили караваны русских и заморских купцов, шли суда Степана Разина и Емельяна Пугачева. В 1668 г. для охраны судоходства на Волге была создана первая военная флотилия. На Оке, в селе Дединово (под Нижним Новгородом) строились первые в России военные корабли, в числе которых был трехмачтовый корабль "Орел". При Петре I разрабатывались проекты соединения бассейна Волги с морями и озерами. Так, еще в 1699 г. появился проект соединения Волги с Доном.

На берегах реки появлялись города и строились заводы. Народ называл Волгу кормилицей, матушкой, красавицей.

Начиная от Ржева осуществляется регулярное судоходство. На берегах реки расположено свыше 900 портов, а также около 550 причалов различных предприятий.

Во время Гражданской войны Волга стала ареной боевых действий между военными флотилиями молодой республики Советов и белогвардейцев. В годы Великой Отечественной войны на Волге вновь была сформирована военная речная флотилия.

К моменту начала войны в составе советского Военно-морского флота имелись три речных флотилии: Краснознаменная Амурская, Дунайская и Пинская. Перед войной на Волге речной флотилии не было. По решению Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 16 июля 1941 г. развернули Учебный отряд кораблей реки Волга с целью подготовки личного состава для действующих флотов и флотилий. Приказом наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова от 16 июля 1941 г. № 00203 были установлены сроки формирования отряда, его состав и базы: главная - в Сталинграде, маневренные - в Ульяновске и Горьком. Отряд должен был готовить и комплектовать экипажи бронекатеров, катеров-тральщиков, минометных катеров и плавучих батарей, строившихся на волжских заводах для военных речных и озерных флотилий, а также для канонерских лодок, переоборудовавшихся из мобилизованных судов транспортного флота.

Осенью 1941 г. положение на главных стратегических направлениях фронта резко ухудшилось, что потребовало срочно приступить к формированию Волжской флотилии для защиты стратегической речной коммуникации. В соответствии с указаниями ГКО нарком ВМФ 27 октября 1941 г. отдал приказ № 01030 о переформировании Учебного отряда кораблей реки Волга в Волжскую военную флотилию (ВВФ).

Директивой Главного морского штаба ВМФ № 16650 от 28 ноября 1941 г. создаваемой флотилии ставились следующие задачи: подготовка отрядов (бригад) речных кораблей для боевых действий на отдельных речных и озерных бассейнах к началу навигации 1942 г.; подготовка кадров для кораблей и частей действующих флотов и флотилий; оборона во взаимодействии с частями Красной Армии побережья Волжского бассейна или его отдельных участков в случае развертывания боевых действий в этих районах.

Состав, организация и места базирования флотилии были определены к 6 ноября 1941 г. Советское командование учитывало возможность прорыва немецких войск к Волге в нескольких местах от Калинина до Астрахани. Поэтому в составе флотилии предполагалось иметь шесть бригад речных кораблей, включающих 54 канонерских лодки, 30 бронекатеров, 90 катеров-тральщиков, 60 катеров типа МО-4, шесть дивизионов торпедных катеров, шесть авиаотрядов (36 самолетов) и шесть отдельных батальонов морской пехоты. Включение в состав бригад артиллерийских кораблей и катеров (канонерских лодок, бронекатеров и минометных катеров), кораблей и катеров для противовоздушной и противоминной обороны, вспомогательных судов, обеспечивающих боевую деятельность соединений, наиболее полно отвечало требованиям складывающейся обстановки. Формирование флотилии должно было завершиться к 1 апреля 1942 г.

С первых дней Великой Отечественной войны в Волжском бассейне начался отбор и переоборудование транспортных и промысловых судов. Наиболее интенсивно эта работа велась осенью 1941 г. Было мобилизовано 227 самоходных и несамоходных судов. Однако эти суда лишь частично обеспечивали потребности флотилии. Имелись и другие трудности. Так, ВМФ не имел возможности установить на переоборудуемых в канонерские лодки судах морские дальнобойные орудия калибра 130 и 152 мм, т.к. не имел их в своем резерве. Промышленность также не могла обеспечить нужды флотилии такими орудиями. В результате на канонерских лодках Волжской военной флотилии устанавливались орудия Б-24-БМ калибра 100 мм с длиной ствола 56 калибров. Эти орудия снабжались броневым щитом обтекаемой формы толщиной 8 мм.

В течение зимы 1941-1942 гг. была проведена большая работа по строительству, переоборудованию и вооружению кораблей. Военные моряки вместе с рабочими приволжских судостроительных заводов и мастерских стремились обеспечить ввод в строй канонерских лодок, плавучих батарей, бронекатеров и тральщиков. Шла интенсивная подготовка личного состава. На Волгу прибывали балтийцы и черноморцы, многие из которых принимали участие в боях на островах Балтики, на полуострове Ханко, участвовали в обороне Одессы и Севастополя. Моряки Дунайской и Пинской флотилий, также прибывавшие на Волгу, имели богатый опыт борьбы с врагом на реках. Они сражались под Пинском, Киевом, Измаилом. Среди них были такие опытные офицеры, как принимавший участие в ряде боев капитан-лейтенант С.П. Лысенко с Пинской флотилии, командир дивизиона мониторов Дунайской флотилии капитан 3-го ранга В.А. Кринов, участник боев на Дунае и под Севастополем капитан-лейтенант А.И. Песков, старшие лейтенанты П.Ф. Мороз, Я.В. Небольсин и Б.Н. Житомирский. Многие краснофлотцы и командиры участвовали в битве за Москву в рядах бригад морской пехоты.

К весне 1942 г. в составе флотилии было 20 канонерских лодок, 20 бронекатеров, 10 катеров-тральщиков, две плавучие батареи и два отряда малых катеров типа Я-5. Из этих кораблей были сформированы три бригады речных кораблей, базировавшихся в Горьком, Ульяновске и Сталинграде. Командованию флотилии подчинялись три отряда вновь строящихся кораблей: Горьковский, Казанский и Астраханский. Одновременно формировались три отдельных батальона морской пехоты. Однако после побед советских войск под Тихвином, Ростовом, Ельцом, Москвой и успешного зимнего наступления вероятность выхода немецких войск к Волге уменьшилась, поэтому ГКО своим постановлением от 21 января 1942 г. прекратил мобилизацию гражданских судов Волжского бассейна. В свою очередь, наркомат ВМФ также счел неактуальным дальнейшее наращивание боевого состава Волжской флотилии. По приказу наркома ВМФ весной 1942 г. флотилия передала в состав Онежского отряда кораблей 13 канонерских лодок и восемь бронекатеров, поэтому 3-ю бригаду речных кораблей на Волге расформировали. В то же время было начато формирование отдельной бригады траления. Таким образом, к лету 1942 г. в состав ВВФ входили: 1-я бригада речных кораблей (дивизион канонерских лодок - "Усыскин", "Громов" и "Руднев", дивизион бронекатеров, состоящий из трех отрядов по четыре единицы в каждом, 1-й отряд сторожевых катеров из шести единиц, 1-й отряд полуглиссеров из 10 единиц, 32-й батальон морской пехоты); 2-я бригада речных кораблей (дивизион канонерских лодок - "Киров", "Федосеенко", "Чапаев" и "Щорс", дивизион плавучих батарей из двух единиц, 4-й отряд бронекатеров из четырех единиц, 2-й отряд полуглиссеров из 10 единиц, 73-й батальон морской пехоты); отдельная бригада траления и 680-я отдельная железнодорожная батарея (три 152-мм морских орудия). В октябре-ноябре 1942 г. в состав ВВФ вошли еще 10 катеров типа Я-5.
Что же представляли собой эти корабли?

Речные канонерские лодки типа "Усыскин" (семь единиц) переоборудовались из волжских колесных буксиров, построенных в 1934-1937 гг. на заводе "Красный металлист" в Зеленодольске. Вооружение состояло из двух 100-мм, двух 37-мм орудий и одного 7,62-мм пулемета. Экипаж - 76 чел. Канлодки предназначались для подавления сухопутной артиллерии противника, уничтожения его живой силы и огневых средств, а также для прикрытия речной коммуникации.

Плавучие батареи типа ПБА-97 (две единицы) в прошлом - бывшие несамоходные грузовые баржи. Мобилизованы весной 1942 г., прошли переоборудование и 17 июля 1942 г. включены в состав ВВФ. Вооружение состояло из двух 152-мм полевых орудий, двух 120-мм минометов и четырех 12,7-мм пулеметов. Батареи предназначались для подавления наиболее мощной артиллерии врага и для разрушения его удаленных целей. ПБА-97 и ПБА-98 готовились для Онежского отряда кораблей (ООК) и в конце июня 1942 г. были направлены вверх по Волге, но дошли только до Ярославля, после чего их вернули под Сталинград.

Речные тральщики (18 единиц) переоборудовались из газоходов. Их водоизмещение составляло 90 т, длина - 35 м, ширина - 12,4 м, осадка - 0,5 м, 120 л.с., скорость - 9,1 узла. Вооружение включало 20-мм орудие и тралы.

Катера-тральщики (15 единиц) переоборудовались из речных трамваев, построенных в 1933-1935 гг. Водоизмещение катеров составляло 12 т, длина - 28 м, ширина - 5 м, осадка - 0,8…1,1 м, мощность мотора 100 л.с., скорость - 8 узлов. Вооружение было представлено тралами и пулеметом ДШК.

Сторожевые катера типа МО-4 (шесть единиц) имели водоизмещение 56,5 т, длину 26,9 м, ширину 4,0 м, осадку 1,5 м. Мощность двигателей составляла 2550 л.с., скорость - 25,5 узлов. Вооружение состояло из двух 45-мм орудия, двух 12,7-мм пулеметов ДШК и двух бомбосбрасывателей.

Минометные катера типа Я-5 ("Ярославец", 10 единиц) использовались для поддержки сухопутных войск и уничтожения живой силы и огневых средств противника. Вооружение было представлено одной реактивной установкой М-8М (для твердотопливных снарядов калибра 82 мм) и двумя 12,7-мм пулемета ДШК.

В составе ВВФ имелись бронекатера (16 единиц) трех типов: проектов 1124, 1125 и "С-40". Большие катера "проект 1124" имели водоизмещение 49 т. Вооружение состояло из двух 76,2-мм орудий в танковых башнях, двух 12,7-мм и двух 7,62 мм пулеметов. Два мотора по 850 л.с. позволяли развивать скорость 21 узел. Малые бронекатера "проект 1125" имели водоизмещение 32 т. Вооружение включало одно 76,2-мм орудие, два 12,7-мм и один 7,62-мм пулемет. Двигатель мощностью 850 л.с. обеспечивал получение скорости 19 узлов. Бронекатера типа "С-40" имели водоизмещение 31,9 т. Скорость 19 узлов обеспечивалась двумя танковыми дизелями В-2 мощностью по 400 л.с. каждый.

Экипаж катера "проект 1124" состоял из 15 человек, а у катеров двух других типов - из 13 человек. Основными задачами бронекатеров считались: артиллерийская поддержка частей Советской Армии, высадка десантов, охрана водных коммуникаций, нарушение переправ врага, обеспечение переправ войсковых частей, несение дозорной службы, разведывательные операции.

О создании бронекатеров следует рассказать подробнее. Проект первых бронекатеров был разработан под руководством П.П. Шиловского.

В октябре-ноябре 1929 г. произошел конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), в котором участвовала советская Дальневосточная военная флотилия. В ходе боевых действий выявилась потребность в "речных танках" - артиллерийских катерах с небольшой осадкой. В связи с этим началась разработка заданий на новые корабли. Начальник морских сил В.М. Орлов 12 ноября 1931 г. утвердил техническое задание на создание двух типов бронекатеров.

Катера должны были иметь небольшую осадку, противопульное бронирование, скорость по тихой воде 21,6 узла, дальность плавания 500 миль и размеры, позволявшие перевозить их по железной дороге на открытой платформе. Однако расчеты показали, что выполнение задания в части осадки невозможно. В связи с этим с согласия заказчика было решено создавать малый бронекатер проекта 1125, имеющий осадку 0,6 м и одну орудийную башню, для рек с небольшими глубинами и большой бронекатер (проекта 1124) с осадкой 0,8 м и двумя орудийными башнями для более глубоких водоемов.

(Продолжение в следующем номере)