Поиск по сайту


ЛЕТО ПАТРИАРХА

Летом нынешнего года, 22-го июня, произошло одно из самых приятных в этом году событий: наиболее последовательному автору и другу нашего журнала Льву Павловичу Берне исполнилось 90 лет! Все, кто знаком с этим человеком, ставшим по праву живой легендой отечественной авиационной журналистики, это знают, но никто не может поверить. Энергии его надо уже не завидовать: ей стоит просто восхищаться. Лев Павлович уже тридцать лет в профессиональной авиационной журналистике. При этом последние три года он работает Генеральным директором и главным редактором журнала "Крылья Родины".

А до этого была война и служба инженера в действующих авиационных полках. И были - учеба в МАИ и академии им. Н.Е. Жуковского. И была долгая-долгая работа в ОКБ "Союз" - и с его создателем, великим конструктором А.А. Микулиным, и со всеми его преемниками.

Л.П. Берне долгие годы был известен во всех моторных главках МАП как один из наиболее грамотных испытателей, как выпускник двух наиболее престижных авиационных инженерных вузов, как воспитанник самого Бориса Сергеевича Стечкина и соратник Александра Александровича Микулина с самого раннего периода создания газотурбинных двигателей, а также главных конструкторов Сергея Константиновича Туманского и Олега Николаевича Фаворского.

Он участвовал в проведении послевоенных исследований немецких ГТД, создании и испытаниях первых советских ГТД. Практически все газотурбинные двигатели, созданные в Лужниках на "Союзе" прошли через его руки - и на земле, и на летающих лабораториях.
Удивительно целеустремленный и верный выбранному делу и данному слову человек. При всей своей коммуникабельности и полном отсутствии заносчивости (что, в общем-то никого бы не удивило у человека такого уровня работы, связей и положения), Лев Павлович работал всю жизнь в одном ОКБ и сотрудничал с одним журналам. И этот журнал (когда последнему стало тяжело), не раздумывая особо, он бросился спасать три года назад, несмотря на возраст и занятость. И в этом - особенность его характера, известная всем, знакомым со Львом Павловичем. Он всегда умел находить правильные решения и доводить дело до победного конца, не останавливаясь на полпути.

Именно в этом качестве Берне - корни известной истории, когда он, в качестве ведущего инженера по испытаниям двигателя Р15Б-300 от завода-изготовителя спас и двигатель, и единственную тогда летающую лабораторию Ту-16ЛЛ, и Героев СССР летчиков-испытателей Амет-Хан Султана и В.А. Комарова, командуя слепой посадкой самолета из заднего иллюминатора-блистера. Случай, достойный книги Гиннеса. Но: "надо" означает у этого человека "сделаю".

И при этом - чрезвычайно интеллигентный, но удивительно упорный человек. Он никогда не боялся отстаивать свои убеждения. Спорил даже с Микулиным, который совершенно не терпел возражений, особенно в принципиальных вопросах. И потому, неоднократно был … отстранен от работ и уволен Александром Александровичем. Но - не больше, чем на полтора часа, за которыми - полное восстановление "status quo". И все равно: отстаивал свою правоту. В конце концов он всегда оказывался прав.

А еще одно свойство Льва Павловича - отличная память. Это позволило нам узнать от первого лица о многих известных людях. Мы посчитали: с самого первого номера им - индивидуально и в соавторстве - было напечатано в нашем журнале более десятка больших "серийных" статей, скорее даже журнальных повестей. Каждая в 3-10 номерах. Это в немалой степени определило лицо нашего журнала. А на материале статей, посвященных А.А. Микулину, в 2006 году была выпущена книга, в которой этот весьма талантливый конструктор и интересный человек представлен таким, каким его знали те, с кем он непосредственно работал. Книга за короткий срок выдержала уже второе издание.

А сколько интереснейших статей написано им в сборник "Созвездие", издаваемый АССАД! И - все правда, оторваться невозможно, пока не дочитаешь. Вот по какому материалу сценарии бы делать для примера и удовольствия будущих инженеров и конструкторов… А справочник по советским авиационным двигателям, инициатором написания которого он был, стал основным документом для всех, кто интересуется отечественной авиатехникой, и базой для многих продолжателей работы в этом направлении.

С днем рождения, дорогой Лев Павлович!

Долгих Вам лет и крепкого здоровья!
Великого уважения сослуживцев и коллег, любви родных и близких!
А нам - дальнейших столь же интересных Ваших статей!