Поиск по сайту


КОРАБЛЬ

Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания

(Продолжение. Начало в № 1 - 2008)


74-пушечный корабль "Александр Невский" (начало XIX века)

Начав рассказ о русском кораблестроении, нельзя пройти мимо флагмана Петра I - корабля "Ингерманланд", в котором в полной мере проявился талант царя как великолепного корабельного мастера. Будучи человеком незаурядным, Петр I окружал себя людьми также небесталанными. В 1698 г. царь находился в Англии, там адмирал Крамартен представил ему выпускника Высшей школы корабельной архитектуры - молодого корабельного инженера Ричарда Козенца. Он родился в Саутгемптоне на берегу Ла-Манша 29 мая 1674 г. Его отец и дед всю жизнь строили корабли для британского королевского флота. Скромный, одаренный корабел понравился царю, и он предложил ему поступить на службу в Россию.

После недолгих раздумий не обремененный семьей молодой англичанин подписал контракт и уже в 1700 г. занялся кораблестроением в Воронеже. По заданию Петра I он построил два 70-пушечных корабля "Старый дуб" и "Спящий лев", а затем на верфях Таврово и Осередка - еще шесть 80-, 48- и 24-пушечных судов. В его личной жизни также происходят изменения. В Санкт-Петербурге Ричард Козенц женился на дочери одного из корабельных мастеров, осчастливившей его шестью детьми. Так Россия стала для Ричарда Козенца второй родиной, ей он отдал все свои силы, талант и преданность. Поэтому, когда перед царем встал вопрос, кому строить "Ингерманланд", сомнений не было - только Ричард Козенц!

"Гото-Предестинация"

Козенца перевели на службу в Санкт-Петербургское адмиралтейство, где его талант проявился с особой силой на строительстве 64-пушечного корабля "Ингерманланд", заложенного в 1712 и спущенного на воду в 1715 г. Если сравнить с вооружением "Васы", то "Ингерманланд" своим главным калибром превосходил возможного противника.

После ходовых испытаний корабля Пётр 1 писал Р. Козенцу: "… Объявляю Вам, что "Ингерманланд" на парусах зело изрядный…" Бывший директор Морского кадетского корпуса Г.Г. Кушелев в 1788 году так отзывался о судах, спроектированных Петром I: "… Сии корабли полагаются в число хороших военных кораблей".

Любимый корабль Петра I был флагманом в кампаниях 1715-1721 гг. Имея достаточный резерв для модернизации, этот тип корабля со средним временным промежутком 20 лет повторялся еще шесть раз. Вот годы постройки одноименных кораблей: 1715; 1733; 1752; 1773 и два в 1843 году. Отметим, что если первый "Ингерманланд" был 64-пушечным, то три последующих его собрата строились 66-пушечными, а два последних - 74-пушечными. Петр I приказал хранить "Ингерманланд" вечно.

Корабли этого типа совершили дальний поход в Средиземное море под командованием адмирала Григория Андреевича Свиридова в 1769 г., а в 1770 г. покрыли себя неувядаемой славой, разгромив огромный турецкий флот в Чесменском сражении. Россия во весь голос заявила о себе и была признана мировым сообществом как великая морская держава. Первым командиром "Ингерманланда" был будущий шаутбенахт (контр-адмирал) Н.А. Сенявин.

Лев-традиционное носовое украшение кораблей эпохи Петра I (Святой Андрей)

О выдающемся корабельном мастере и прекрасном человеке Ричарде Козенце, пожалуй, следует сказать еще несколько слов, так как его след, оставленный в становлении российского кораблестроения, весьма значителен. В адмиралтействе Санкт-Петербурга он проработал 20 лет. За это время им были построены 17 судов различного типа, а 90-пушечный корабль "Гангут" был признан морскими специалистами самым сильным в мире. В 1733 г. по воле государя 59-летний капитан-командор Р. Козенц вместе с семьей и командой судостроителей отправляется санным путем в Архангельск. Были в этой команде корабельный подмастерье Василий Иванович Батаков и ученик 1-го класса, Потап Гаврилович Качалов, люди исключительного таланта.

Прибыв в Архангельск, Р. Козенц отдаёт все силы возрождению Соломбальской верфи, на которой были сразу же заложены два корабля. Одновременно началось строительство новых эллингов, на них закладывались корпуса новых, более мощных кораблей. Ричард Козенц лично следил за тем, чтобы рабочие вовремя получали зарплату, добился снабжения их мукой и другими продуктами. Для детей мастеровых была открыта профессиональная школа (как сейчас сказали бы - ПТУ).

Зная, что в архангельских лесах дубов нет, да и лиственницы маловато, Ричард Козенц сделал основным судостроительным материалом сосну. При этом прочностные характеристики его судов не ухудшились. Искусный корабел, он первым обратил внимание на опыт беломорских корабельных мастеров. Изучая местную школу судостроения, Р. Козенц пришел к выводу, что если кораблю делать вместо транца круглую корму, то общая прочность конструкции корпуса оказывается вполне достаточной и можно будет отказаться от дубовых деталей набора судового корпуса. Узнав, что среди заготовленных стволов древесины мало мачтового леса, Р. Козенц сконструировал особое соединение мачты со стеньгой, оно оказалось столь надежным, что вопрос о мачтовом лесе утратил всякую актуальность.

"Гото-Предестинация" (корма)

Одним словом, дела у Р. Козенца шли так, как надо. Построенные на Соломбальской верфи суда неизменно получали у моряков самую высокую оценку. Многое изменилось и на самой судоверфи. Все рабочие были обеспечены жильем, было построено два административных здания, кузница, 8 мастерских - чертежная, такелажная, фонарная и т.д. Территорию обнесли надежным ограждением. В 1735 г. Р. Козенц заложил еще один 54-пушечный корабль "Св. Андрей", но достраивал его уже Василий Иванович Батаков, достойный преемник своего учителя. Знаменитый мастер Ричард Козенц скоропостижно скончался 11 ноября 1735 года на 62-м году жизни. С большими почестями он был похоронен в городе Архангельске.

В.И. Батаков родился в 1703 г. в семье корабельного плотника, 14-летним парнишкой начал работать в команде Р. Козенца, обратившего внимание на способного старательного подростка, быстро освоившего чертежное дело. В общем, при строительстве 100-пушечного корабля "Государь" и 66-пушечного "Наталья" Василий уже самостоятельно руководил отдельными участками работ. В 24 года его произвели в корабельные подмастерья, а Ричард Козенц сделал его своим первым помощником. Неоднократно Василию Батакову давались сложные задания, и всегда ученик находил неординарные и правильные решения. Достроив "Св. Андрея", В.И. Батаков самостоятельно построил корабли "Кронштадт" и "Пантелеймон", спущенные на воду в 1740 году. Далее он спускает на воду 66-пушечные корабли "Благополучие", "Счастье", "Екатерина". И это не считая судов меньшего тоннажа - фрегатов, гукоров и т.п.

Модель корпуса корабля "Святой Андрей"

Надо сказать, что спроектированные и построенные В.И. Батаковым корабли "Кронштадт" и "Пантелеймон", по оценке Адмиралтейств-коллегии, вышли "зело удачными". Не случайно он сразу же получил задание на строительство еще трех 66-пушечных кораблей. За постройку серии 66-пушечных кораблей Василия Ивановича произвели в корабельные мастера. К 1745 г. он закончил строительство корабля "Архангел Рафаил". Последним творением Василия Ивановича был "Св. Сергий". В 1746 г. талантливый корабельный мастер тяжело заболел и умер. Судно достроил и спустил на воду другой ученик Ричарда Козенца, Потап Гаврилович Качалов.

"Полтава"

Потап Гаврилович Качалов родился в Санкт-Петербурге 1 декабря 1709 г. в семье флотского обер-офицера. В 1723 г. попал в команду Ричарда Козенца, поразив мастера прекрасно выполненным чертежом 100-пушечного корабля, проект которого позже был разработан Р. Козенцем и утвержден Петром I. В 1739 г. ученика 1-го класса Потапа Качалова производят в корабельные подмастерья с присвоением офицерского звания поручика. А в 1740 г. он спускает на воду самостоятельно спроектированный и построенный 66-пушечный корабль "Св. Исаакий", а еще через три года на воду сходит со стапелей "Полтава". За успехи в судостроении в 1747 г. Потапа Гавриловича производят в корабельные мастера с присвоением воинского звания майора.

Парад флотилии на Неве

Чин майора делает Потапа Гавриловича главным кораблестроителем Архангельского порта. Его чертежи Адмиралтейств-коллегия рассылает на другие судоверфи, считая проекты Качалова наиболее совершенными. Потап Гаврилович Качалов был корабелом, как говорится, от Бога. Но и он не избежал превратностей судьбы. Тогда командиром Архангельского порта был бригадир Иван Черевин - человек недалекий, но с амбициями. Возник конфликт, который разбирался Адмиралтейств-коллегией. П.Г. Качалова перевели на Олонецкую верфь. Его опала длилась до середины 50-х, затем он уже работал в Санкт-Петербургском адмиралтействе (на Соломбальской верфи всего им было построено более двадцати судов: пять кораблей, два фрегата, 10 военных транспортов и др.).

В Санкт-Петербургском Адмиралтействе Потап Гаврилович заложил и спустил на воду 80-пушечный корабль "Св. Климентий папа римский". А далее Государыня императрица Елизавета I вновь повелела создавать флот. Проектирование 100-пушечных линейных кораблей Адмиралтейств-коллегия поручила лучшим корабельным мастерам - Потапу Качалову и Гавриле Окуневу. П.Г. Качалов принимал участие в заседаниях Адмиралтейств- коллегии в качестве эксперта и пользовался там заслуженным авторитетом, являлся главным кораблестроителем Кронштадтского порта (был произведён в обер-сарваеры и обер-интенданты в ранге бригадира). Умер Потап Гавриловия 26 января 1767 г. при осмотре стапеля Главного адмиралтейства. Его последним кораблем, построенным на Соломбальской верфи, стал 66-пушечный "Гавриил", спущенный на воду в 1749 г. Всего же за 40 лет своей службы им построено более 30 судов.

(Продолжение следует)

[Напоминаем, что Интернет-вариант статьи сильно сокращен. Ред.]