Поиск по сайту


ПОДВОДНЫЙ УДАР

Сергей Леонидович Мальчиков

(Продолжение. Начало в № 4-6 - 2006)

Mk46 общий вид

Значительное количество торпед было создано в США. Так, в 1956 г. было начато производство легких торпед Мk 44 Моd. 0, которая годом позже стала боевой частью противолодочных ракет (ПЛР) АSRОС, а также явилась легкой торпедой для авиации и кораблей американского флота. Эта 324-мм модель длиной 2540 мм имела массу 192,8 кг с 34-кг зарядом ВВ, глубину погружения до 300 м, а электродвигатель позволял проходить 5,5 км на скорости 30 узлов. Позднее была принята немного измененная версия Мk 44 Моd. 1, отличавшаяся лишь внутренними деталями. В 1967 г. эти две модификации были полностью заменены на самонаводящиеся противолодочные торпеды Мk 46, имеющие следующие характеристики: калибр - 324 мм, длина - 2600 мм, масса - 257,6 кг, в т.ч. заряд ВВ - 43,1 кг, двигатель - в Моd. 0 ракетный твердотопливный, но из-за технических трудностей был заменен в Моd. 1 на термохимический двигатель кулачкового типа, применяющий топливо "Отто", дальность хода - 11 км на глубине 15 м и 5,5 км - на

Mk48 общий вид

глубине 457 м и скорость до 45 узлов. В 1972 г. на вооружение поступила Мk 46 Моd. 2. Поскольку варианта Моd. 3 не было, следующей модификацией стала Мk 46 Моd. 4, разработанная специально для использования в виде боевой части мин САРТОR. Моd. 5, известная под названием NЕАRТIР (краткосрочная программа усовершенствования), была разработана в ответ на советские достижения (в частности, безэховых покрытий корпуса, уменьшающих отражение акустических сигналов активной ГАС). Торпеды Мk 46 приняты на вооружение ВМФ Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии и др. В соответствии с программой АLWТ (усовершенствованная легкая торпеда) Мk 46 была заменена торпедой Мk 50, которой дали название Ваrrасuda. Торпеда имеет новую термохимическую энергетическую установку с паровой турбиной замкнутого цикла, которая соединена с эжекторным устройством водомета. Управление осуществляет БЦВМ на основе данных активно-пассивной ГАС.

Последней в ряду американских торпед находится тяжелая 533-мм двухцелевая Мk 48, состоящая на вооружении подводных лодок. Мk 48 заменила противолодочную Мk 37 и единственную противокорабельную Мk 45 АSТОR оснащенную боевой частью W34 мощностью 10 кт. В 1957 г. началась работа по созданию этой торпеды как оружия для надводных кораблей и подводных лодок. Когда стало ясно, что эффективность торпед, запускаемых с надводных кораблей, недостаточна, был оставлен только вариант для подводных лодок. На Мk 48 Моd. 0 для достижения скорости, необходимой для поражения цели, идущей со скоростью 35 узлов, была установлена газовая турбина. На Мk 48 Моd. 1 и Моd. 2 фирмы Gould использовался поршневой двигатель на топливе "Отто", что позволило Моd. 2 достичь скорости 48 узлов на дистанции 32 км при глубине погружения до 762 м. К 1972 г. была достигнута операционная готовность новой ГСН. Следующий вариант Мk 48 Моd. 3 при тех же параметрах и глубине получила новую двухстороннюю линию связи с системой проводного наведения ТЕLЕСОМ, позволявшей ГСН транслировать данные поиска на подлодку для более точной обработки, т.е. реализовать "слежение через торпеду". Очередной серийный образец - Мk 48 Моd. 4 сохранил систему ТЕLЕСОМ с Моd. 3, имея при этом скорость до 55 узлов и глубину до 915 м. В 1978 г. началось создание Мk 48 Моd. 5 АDСАР (АDvanced САРаbiliti - усовершенствованная способность). Эта модель имеет скорость 60 узлов на дистанции 38 км, новую ГАС высокой мощности для увеличения дальности обнаружения цели. Она была принята на вооружение в конце 1980-х годов. Обладает высокой помехоустойчивостью от средств противодействия и может использоваться как в океане, так и в прибрежных районах. Энергетическая установка торпеды Мk 48 АDСАР обеспечивает большой диапазон дальностей хода и скоростей и в районах мелководья и на больших глубинах, представляя собой шестицилиндровый поршневой двигатель, работающий на топливе Оttо II, взаимодействующий с движителем насосного типа. Такая ЭУ не требует обслуживания на борту подлодки и контроля за состоянием окружающей среды. В конце 1990-х годов была разработана следующая модель торпеды - Мk 48 Моd. 6 с уменьшенной шумностью, повышенной эффективностью работы ССН. Вариант Мk 48 Моd. 7 должна быть принята на вооружение в 2006 г. При этом будет использована широкополосная гидроакустическая система и улучшенные процессоры обработки сигналов для повышения эффективности в глубоководных и прибрежных районах в условиях искусственных помех. Ведется работа по созданию нового поколения торпед ВМФ США. Основное внимание при этом уделяется повышению скрытности ГА ССН и самой торпеды, увеличению дальности хода и совершенствованию боевой части.

Катер израильского ВМФ, вооруженный торпедами Mk46

Для борьбы с подводными лодками противника используются атомные подводные лодки с торпедным вооружением. При этом можно сказать, что они представляют собой наиболее эффективное, а в высоких широтах, под полярными льдами, - единственное средство для выполнения этой задачи. Вместе с тем, торпедные подводные лодки с атомными и дизельными ЭУ могут применяться для выполнения таких задач, как нарушение морских и океанских коммуникаций, уничтожение надводных кораблей противника, прикрытие развернутых в океане своих атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и соединений крупных надводных кораблей, осуществление разведки, постановка минных заграждений и др. ПЛАРБ также имеют торпедное оружие, предназначенное для самозащиты от подводных лодок противника.

Морские державы ведут работы по созданию новых видов противолодочного оружия, имеющих в качестве боевой части легкую торпеду. Например, крылатая ракета, разработанная на основе ракеты Tomahawk, выстреливается из торпедного аппарата подлодки, из воды поднимается в воздух и летит в район акватории, где обнаружены вражеские подводные лодки. Там сбрасывается в воду несколько небольших радиогидроакустических буев (РГБ). До обнаружения подводных лодок и получения сигналов от РГБ ракета 10...15 минут летает по кругу. По этим сигналам приборы ракеты определяют место нахождения лодок. После этого ракета набирает высоту и пикирует в воду, где происходит отделение малогабаритной торпеды, которая с помощью своей ГСН наводится на цель.
Эксперты считают, что в ХХI веке на море кроме подводных ударных сил будут господствовать средства космического и наземного базирования - ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛА), самолеты-носители БПЛА, корабли-арсеналы. Это приведет к существенному изменению характера боевых действий.

Системы наземного и космического базирования дадут возможность контролировать обширные районы акватории мирового океана. Главными средствами уничтожения морских целей станут БПЛА и ракеты наземного базирования. Это даст возможность любым морским странам контролировать морское пространство на значительных расстояниях и опережать авианосцы при нанесении удара. Совместное применение "думающих" морских мин, расположенных в море датчиков и подводных лодок с низким уровнем шума повысит эффективность такой оборонительной системы, что может привести к перемещению боевых действий на море в подводную сферу. При этом основным средством контроля подводного пространства и обороны от сильного противника, располагающего современным вооружением, будут, вероятно, многоцелевые подводные лодки. Значение подводной войны резко возрастет, если морское дно будет иметь экономическую ценность.

По мнению специалистов, к 2020 г. основными боевыми кораблями могут стать подводные корабли-арсеналы, имеющие на вооружении от нескольких сотен до нескольких тысяч крылатых и баллистических ракет. Если война на море действительно станет подводной, то еще больше возрастет роль торпедного оружия. В этом отношении может представлять интерес сравнительный анализ качеств основных видов подводного морского оружия - торпед, ракето-торпедных комплексов, авиационных подводных противолодочных ракет и тяжелых подводных ракет со скоростью до 200 узлов. При этом каждый из названных видов морского оружия имеет свои признаки, которые в определенных оперативно-тактических ситуациях могут играть определяющую роль. Эксперты выделяют такие группы признаков: Р1 - скорость доставки БЧ к цели; Р2 - дистанция стрельбы; Р3 - оснащение ССН; Р4 - возможность использования систем ТУ; Р5 - обеспечение стрельбы на всех глубинах плавания; Р6 - боевое применение подо льдами.

Мы видим, что ни один из видов существующего оружия не обладает полным набором признаков. Попробуем сделать оценку перспектив каждого из них.

1. Скорость доставки БЧ к цели. Здесь почти не имеют перспектив торпеды с химическими и электрохимическими ЭСУ. Последние 25 лет истории торпедостроения показали, что самую высокую достигнутую скорость (~70 узлов на небольших глубинах) очень сложно заметно увеличить, т.к. при этом надо решать ряд проблем - глубина погружения, большие дистанции хода, низкий уровень внешнего акустического поля и т.д. АПР также вряд ли смогут заметно увеличить скорость, учитывая проблемы ССН. ТПР, движение которых происходит в режиме развития кавитации, имеют наивысшую скорость среди всех подводных объектов. Однако самой высокой скоростью обладают РТК, т.к. в район цели они доставляются в воздушной среде.

2. Дистанция стрельбы. Она зависит от многих факторов, но ограничена дальностью хода торпед и ракет. История развития торпед показывает, что увеличение дальности хода достигается за счет снижения скорости хода. Чтобы одновременно увеличить скорость и дальность хода, необходимы революционные новшества в энергетике, т.к. массо-габаритные параметры морского подводного оружия жестко ограничены. В связи с этим прогресс в этом плане у торпед и подводных ракет незначителен. Поэтому и по дистанции стрельбы первенствуют РТК.

3. Оснащение ССН. Все виды самоходного подводного морского оружия снабжены ССН. Исключение составляют ТПР, где разместить ССН практически невозможно.

4. Возможность использования систем телеуправления (СТУ). В последнее время СТУ оснащаются практически все типы тяжелых торпед, а также авиационные легкие торпеды, используемые с вертолетов. На РТК с воздушной траекторией применение СТУ невозможно. На АПР в вертолетном варианте размещение СТУ крайне трудно технически, а на ТПР из-за высокой скорости - нереально.

5. Обеспечение стрельбы на всех глубинах плавания. По этому пункту никаких принципиальных ограничений не имеют только торпеды. ТПР и РТК значительно ограничены в своих возможностях вследствие резкого падения тяги при увеличении глубины. В связи с этим для непосредственных пусков ракет из торпедных аппаратов подлодки подводный корабль вынужден предварительно всплывать на подходящую глубину, а это отрицательно сказывается на реальной боевой эффективности.

6. Боевое применение подо льдами. В послевоенные годы Арктика стала рассматриваться как регион боевых действий, в связи с чем заметную роль играет подледное применения морского оружия. Торпедное оружие и ТПР пригодно в подледно-подводной войне. АПР и РПК подо льдом Арктики не могут быть использованы.

Подводя итог вышесказанному, можно предположить, что торпеды (тяжелые корабельные и легкие авиационные) и РТК сохранят свою лидирующую позицию в противолодочной борьбе, оставаясь при этом достаточно эффективным средством против надводных кораблей. Это подтверждается тем, что практически все тяжелые торпеды являются двухцелевыми, т.е. для поражения и подводных лодок и надводных кораблей.