ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ГТД ОАО "ММП им. В.В. Чернышева": (Окончание. Начало в № 1 - 2008) Многие проекты, безупречно выдержанные с точки зрения целеполагания и архитектуры решений, не были реализованы из-за недостаточно продуманной организации их исполнения. Поэтому в основу организации работ по проекту ИСУ на ММП им. В.В. Чернышева были заложены вполне определенные принципы.
Во-первых, четко разграничивались функции штатной IT-службы предприятия и специально созданного Проектного офиса. При запуске подобных проектов недопустимо поручать весь комплекс работ существующей на предприятии IT-службе, ведь последняя всегда загружена текущими проблемами эксплуатации информационной инфраструктуры - задачами ITSM. В результате на проектные работы время выделяется по остаточному принципу, поскольку любой руководитель IT-службы всегда направляет дефицитный ресурс на устранение проблемы пользователя, а уж потом - на собственные нужды. Но главное заключается в том, что Проект является, вообще говоря, не информационным, а организационно-управленческим. Поэтому крайне важно активное участие специалистов и руководителей всех служб предприятия. Учитывая все вышеизложенное, на предприятии был создан специальный нештатный орган - Проектный офис, в состав которого ввели как IT-специалистов, так и специалистов из производственных, инженерных и экономических служб. Поскольку к деятельности Проектного офиса были неприменимы нормативные акты, регламентирующие деятельность штатных структур (положения о структурных подразделениях, штатные должностные инструкции, условия трудовых договоров, нормы трудового законодательства и т.д.), то отдельного внимания заслуживает нормативно-правовое обеспечение его функционирования. В этих целях стандартом предприятия (СТП) был оформлен Устав проекта внедрения интегрированной системы управления ММП им. В.В. Чернышева. В Уставе определялись механизмы формирования Проектного офиса, его организационная структура, основные проектные функции и регламент их исполнения. Описанные в Уставе проектные функции реализуются в шести из девяти областей, названных Американским институтом управления проектами (PMI - Project Management Institute) основами управления проектами и определенными в PMBOK (Project Management Body of Knowledge). Перечислим эти области: управление интеграцией; управление содержанием; управление сроками; управление качеством; управление коммуникациями; управление человеческими ресурсам. Отдельное внимание в Уставе отведено механизму мотивации сотрудников Проектного офиса. Кроме того, Устав определяет порядок дальнейшего развития нормативно-правовой среды проекта.
Второй принцип, заложенный в организацию проекта - процессный подход к планированию и осуществлению работ. Проектный офис планирует не внедрение того или иного программного обеспечения, не установку компьютеров и обучение пользователей, а сдачу в промышленную эксплуатацию очередного процесса управления. При этом на этапе опытной эксплуатации функции поддержки пользователей выполняются силами Проектного офиса, а при сдаче процесса в промышленную эксплуатацию эти функции передаются в IT-службу предприятия. Поэтому особое внимание уделяется регламентам передачи отработанных процессов в поддержку IT-службой предприятия. При отсутствии таких регламентов Проектный офис обречен со временем стать органом, поддерживающим решения собственной разработки, что противоречит самому принципу его создания. Еще раз подчеркнем, что в IT-службу передаются именно отработанные и внедренные бизнес-процессы, а не автоматизированная среда их исполнения. Третий принцип управления проектом заключается в закреплении функций развития информационной инфраструктуры (вычислительные сети, серверы, рабочие станции и иное терминальное оборудование) за штатной IT-службой предприятия. Проектный офис сосредоточен исключительно на разработке бизнес-процессов, их описании, разработке инструкций пользователей, настройке и локализации программного обеспечения и обучении пользователей. Спроектированный бизнес-процесс сопровождается требованиями к информационной инфраструктуре, которые направляются в IT-службу на исполнение. Регламенты формирования этих требований, документы согласования, утверждения и контроля исполнения также оформлены отдельными положениями и являются важной частью нормативно-правового обеспечения проекта. Информационная среда управления проектом организована на базе Microsoft Enterprise Project Management 2007 (далее, EPM 2007) - решении для управления проектами и включает следующие программные продукты: сервер Microsoft Project Server 2007, используемый в качестве основы информационной системы управления проектами для хранения данных по календарным планам и ресурсам, обеспечения политики безопасности и поддержки Web-интерфейса; службу Microsoft Windows SharePoint Services 3.0 и службу Microsoft Windows Server 2007, обеспечивающие в рамках решения EPM 2007 групповую работу с документами проекта, вопросами и рисками; приложение Microsoft Project Professional 2007, создающее клиентское рабочее место для формирования календарных планов проектов, анализа и контроля их исполнения.
Интенсивные работы по проекту начались в середине 2005 г. одновременно по всем трем группам процессов - административно-хозяйственным, управления ИД и проектирования. К концу 2006 г. по сравнению с его началом количество рабочих мест, находящихся на техническом обслуживании IT-службы, возросло с 750 до 1200, а количество активных пользователей сети предприятия увеличилось с 120 до 608 и т.д. Процессы формирования цифровых моделей основных изделий также были запущены опережающими темпами в 2005 г. на достигнутом к тому моменту времени уровне развития информационной инфраструктуры. Основой для любого высокотехнологичного производства является цифровая мастер-модель, так как именно 3D-модель позволяет однозначно определить геометрию и обеспечить ее точную реализацию на станках с ЧПУ. К тому же, ощутимый экономический эффект от применения 3D-моделирования достигается просто благодаря сокращению количества ошибок. Однако отметим, что максимальный эффект проявляется при использовании его на всех стадиях производства. Здесь имеется в виду применение методики так называемого "сквозного" проектирования, которое, в конечном итоге, позволяет "замкнуть" технологический цикл. Особо следует отметить, что еще одной немаловажной частью данной методологии сквозного 3D-моделирования является PDM-система, которая является связующим звеном между инженерными и производственными службами и обеспечивает конструкторам и технологам возможность синхронизации данных по проекту, а также использование общих моделей и данных.
Применение данной методики дает существенный экономический эффект: сокращаются сроки создания благодаря распараллеливанию работ по новым изделиям, изготовлению оснастки, достигается гарантированный качественный уровень изделий, повышается качество конструкторской и технологической документации, существенно уменьшается время подготовки программ для станков с ЧПУ и пр. В течение последних лет на предприятии осуществляется внедрение системы автоматизированного документооборота, в связи с чем руководство предприятия поставило перед конструкторскими и технологическими подразделениями задачу реализации принципиально нового подхода к процессу проектирования нового изделия. Впервые весь комплекс связанных с этим мероприятий реализовали при внедрении в серию нового изделия - двигателя РД-33МК. На предприятии уже был накоплен определенный опыт по моделированию и сборке подобного 3D-макета, поэтому данная работа послужила своего рода "продолжением" и развитием методологии сквозного моделирования. Развитие заключалось как в применении новых усовершенствованных методик моделирования отдельных деталей двигателя, так и в "переосмыслении" методов создания сборок. Запуск логистических процессов АХД начался в 2006 г. В 2006-2007 гг. были запущены процессы, связанные с закупкой и складским движением покупных материалов и комплектующих. Для обеспечения дальнейшей интеграции логистических процессов в общую систему управления был дополнительно запущен ряд вспомогательных процессов, необходимых как для ведения нормативно-справочной информации о закупаемых и изготавливаемых изделиях, так и для ведения финансового и бухгалтерского учета. Процедура запуска сопровождалась выявлением проблем, связанных с организационно-техническим обеспечением и т.д. В настоящее время сотрудники Проектного офиса подготавливают перевод в промышленную и запуск в опытную эксплуатацию ряда процессов первой очереди внедрения. С начала 2006 г. было обучено более сотни конечных пользователей и подготовлено свыше 60 инструкций и методических пособий по внедряемым процессам АХД. В рамках обеспечивающих процессов на предприятии ведется внедрение процессов электронного документооборота с использованием информационной системы LanDocs. В опытную эксплуатацию уже запущены такие процессы как "Формирование электронного архива организационно-распорядительной документации" и "Ведение учета контроля исполнения технических мероприятий". Прорабатывается возможность использования электронно-цифровой подписи для внутреннего согласования документов. В данных процессах задействованы практически все руководители структурных подразделений предприятия. Общее количество пользователей системы составляет 70 человек. Для обеспечения процессов бюджетирования
предприятия используется система Hyperion Pillar. В системе уже сформирована
бюджетная модель предприятия, разработано Положение по формированию
бюджетных заявок и проведено обучение работников. К текущему моменту
Hyperion Pillar используется в качестве заводской среды формирования
и отслеживания бюджета. Ошибочно предполагать, что речь идет о какой-то принципиально новой системе управления, в корне отрицающей весь накопленный за десятилетия опыт. Базовые принципы учета и планирования на машиностроительном предприятии остаются неизменными, и речь идет лишь о некотором видоизменении этих процессов, определяемом двумя основными факторами. Первый из них - прямое участие каждого сотрудника предприятия в подготовке данных для автоматизированных процессов учета, планирования, проектирования и т.д. непосредственно в электронном виде. На бумаге можно допустить неточность и неоднозначность трактовки. Эта неточность впоследствии может быть исправлена, а неоднозначность трактовки правильно интерпретирована опытным сотрудником, обрабатывающим документ. При формировании электронных данных следует понимать, что допущенная ошибка немедленно попадает в систему и тут же может привести к искажению всех зависимых процессов. Неоднозначность же трактовки просто не может быть обработана математическими алгоритмами.
Вторым существенным фактором является зависимость всех процессов от конечного заказчика. Система планирования должна четко улавливать сигналы, исходящие от системы организации отношений с клиентом, а учетная и нормативная системы - определять возможные варианты реакции на эти сигналы. Другими словами, увеличение спроса на одно изделие и падение спроса на другое должно немедленно затрагивать процессы технической подготовки и планирования производства, инвестиционной деятельности, а зачастую и запускать процессы пересмотра различных нормативов - трудовых норм, размеров партий, неснижаемых запасов и т. д. Одним из атрибутов великой державы в наше время является способность создания и производства авиационных газотурбинных двигателей. Помимо России только США, Англия и Франция владеют полным циклом решения указанной задачи. Авиационное двигателестроение, базирующееся на высоких технологиях, стимулирует развитие многих отраслей промышленности. Современные авиационные двигатели должны соответствовать высоким требованиям по надежности, ресурсу, минимальной массе и экономичности. В технологии производства ГТД в последние годы происходят революционные изменения, связанные с созданием и расширяющимся применением новых технологий и материалов, способных коренным образом улучшить качественные показатели выпускаемых изделий, всю структуру и условия производства. К таким ключевым решениям, в частности, относятся: информационные технологии, применяемые на всех этапах жизненного цикла ГТД и объединенные в концепцию CALS; использование трехмерных моделей для расчетов аэродинамических течений с учетом вязкости, а также для расчетов характеристик прочности и теплообмена; прогрессивные конструкторско-технологические решения типа blisk и др.; новые материалы: керамика, композиционные материалы с полимерной керамической и металлической матрицами, интерметаллидные сплавы, жаропрочные сплавы с монокристаллической структурой, материалы композиции С-С, наноматериалы и детали из них и др.; многокоординатное программное управление технологическими процессами и технологическим оборудованием; технологии нанесения защитных и функциональных покрытий: жаростойких, термобарьерных, уплотнительных и др.; технологии заготовительного производства: литье по выплавляемым моделям, горячее изостатическое прессование в газостатах, лазерная, струйная и плазменная резка и др. Характерной особенностью современного развития авиационных ГТД является широкое использование достижений фундаментальных общеинженерных наук для изучения теоретических проблем и решения конструкторско-технологических, а также материаловедческо-технологических задач. Важными задачами, стоящими перед авиационным двигателестроением, является дальнейшее сокращение удельного расхода топлива, затрат на технологическое обслуживание, снижение уровней шума и выделения вредных веществ (в основном NOX), а также доведение ресурса двигателя до ресурса планера самолета. [Напоминаем, что Интернет-вариант
статьи сильно сокращен. Ред.]
| ||||||||||||