Поиск по сайту


ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ГТД

ОАО "ММП им. В.В. Чернышева":
Сергей Викторович Андреев, заместитель директора
производства по планированию
Александр Борисович Белов, заместитель генерального директора по ИТ, к.т.н.
Владимир Анатольевич Кабаков, начальник отдела ERP-проектов
Илья Валерьевич Сафонов, руководитель проектов (начальник ИВЦ)

(Окончание. Начало в № 1 - 2008)

Многие проекты, безупречно выдержанные с точки зрения целеполагания и архитектуры решений, не были реализованы из-за недостаточно продуманной организации их исполнения. Поэтому в основу организации работ по проекту ИСУ на ММП им. В.В. Чернышева были заложены вполне определенные принципы.

Типовое рабочее место среды управления проектом

Во-первых, четко разграничивались функции штатной IT-службы предприятия и специально созданного Проектного офиса. При запуске подобных проектов недопустимо поручать весь комплекс работ существующей на предприятии IT-службе, ведь последняя всегда загружена текущими проблемами эксплуатации информационной инфраструктуры - задачами ITSM. В результате на проектные работы время выделяется по остаточному принципу, поскольку любой руководитель IT-службы всегда направляет дефицитный ресурс на устранение проблемы пользователя, а уж потом - на собственные нужды. Но главное заключается в том, что Проект является, вообще говоря, не информационным, а организационно-управленческим. Поэтому крайне важно активное участие специалистов и руководителей всех служб предприятия. Учитывая все вышеизложенное, на предприятии был создан специальный нештатный орган - Проектный офис, в состав которого ввели как IT-специалистов, так и специалистов из производственных, инженерных и экономических служб.

Поскольку к деятельности Проектного офиса были неприменимы нормативные акты, регламентирующие деятельность штатных структур (положения о структурных подразделениях, штатные должностные инструкции, условия трудовых договоров, нормы трудового законодательства и т.д.), то отдельного внимания заслуживает нормативно-правовое обеспечение его функционирования. В этих целях стандартом предприятия (СТП) был оформлен Устав проекта внедрения интегрированной системы управления ММП им. В.В. Чернышева. В Уставе определялись механизмы формирования Проектного офиса, его организационная структура, основные проектные функции и регламент их исполнения. Описанные в Уставе проектные функции реализуются в шести из девяти областей, названных Американским институтом управления проектами (PMI - Project Management Institute) основами управления проектами и определенными в PMBOK (Project Management Body of Knowledge). Перечислим эти области: управление интеграцией; управление содержанием; управление сроками; управление качеством; управление коммуникациями; управление человеческими ресурсам.

Отдельное внимание в Уставе отведено механизму мотивации сотрудников Проектного офиса. Кроме того, Устав определяет порядок дальнейшего развития нормативно-правовой среды проекта.

Структурная схема вычислительной сети

Второй принцип, заложенный в организацию проекта - процессный подход к планированию и осуществлению работ. Проектный офис планирует не внедрение того или иного программного обеспечения, не установку компьютеров и обучение пользователей, а сдачу в промышленную эксплуатацию очередного процесса управления. При этом на этапе опытной эксплуатации функции поддержки пользователей выполняются силами Проектного офиса, а при сдаче процесса в промышленную эксплуатацию эти функции передаются в IT-службу предприятия. Поэтому особое внимание уделяется регламентам передачи отработанных процессов в поддержку IT-службой предприятия. При отсутствии таких регламентов Проектный офис обречен со временем стать органом, поддерживающим решения собственной разработки, что противоречит самому принципу его создания. Еще раз подчеркнем, что в IT-службу передаются именно отработанные и внедренные бизнес-процессы, а не автоматизированная среда их исполнения.

Третий принцип управления проектом заключается в закреплении функций развития информационной инфраструктуры (вычислительные сети, серверы, рабочие станции и иное терминальное оборудование) за штатной IT-службой предприятия. Проектный офис сосредоточен исключительно на разработке бизнес-процессов, их описании, разработке инструкций пользователей, настройке и локализации программного обеспечения и обучении пользователей. Спроектированный бизнес-процесс сопровождается требованиями к информационной инфраструктуре, которые направляются в IT-службу на исполнение. Регламенты формирования этих требований, документы согласования, утверждения и контроля исполнения также оформлены отдельными положениями и являются важной частью нормативно-правового обеспечения проекта.

Информационная среда управления проектом организована на базе Microsoft Enterprise Project Management 2007 (далее, EPM 2007) - решении для управления проектами и включает следующие программные продукты: сервер Microsoft Project Server 2007, используемый в качестве основы информационной системы управления проектами для хранения данных по календарным планам и ресурсам, обеспечения политики безопасности и поддержки Web-интерфейса; службу Microsoft Windows SharePoint Services 3.0 и службу Microsoft Windows Server 2007, обеспечивающие в рамках решения EPM 2007 групповую работу с документами проекта, вопросами и рисками; приложение Microsoft Project Professional 2007, создающее клиентское рабочее место для формирования календарных планов проектов, анализа и контроля их исполнения.

Мастер-модель двигателя РД-33МК

Интенсивные работы по проекту начались в середине 2005 г. одновременно по всем трем группам процессов - административно-хозяйственным, управления ИД и проектирования.

К концу 2006 г. по сравнению с его началом количество рабочих мест, находящихся на техническом обслуживании IT-службы, возросло с 750 до 1200, а количество активных пользователей сети предприятия увеличилось с 120 до 608 и т.д.

Процессы формирования цифровых моделей основных изделий также были запущены опережающими темпами в 2005 г. на достигнутом к тому моменту времени уровне развития информационной инфраструктуры.

Основой для любого высокотехнологичного производства является цифровая мастер-модель, так как именно 3D-модель позволяет однозначно определить геометрию и обеспечить ее точную реализацию на станках с ЧПУ. К тому же, ощутимый экономический эффект от применения 3D-моделирования достигается просто благодаря сокращению количества ошибок. Однако отметим, что максимальный эффект проявляется при использовании его на всех стадиях производства. Здесь имеется в виду применение методики так называемого "сквозного" проектирования, которое, в конечном итоге, позволяет "замкнуть" технологический цикл. Особо следует отметить, что еще одной немаловажной частью данной методологии сквозного 3D-моделирования является PDM-система, которая является связующим звеном между инженерными и производственными службами и обеспечивает конструкторам и технологам возможность синхронизации данных по проекту, а также использование общих моделей и данных.

Управление/планирование деятельности предприятия на основе Infor ERP LN

Применение данной методики дает существенный экономический эффект: сокращаются сроки создания благодаря распараллеливанию работ по новым изделиям, изготовлению оснастки, достигается гарантированный качественный уровень изделий, повышается качество конструкторской и технологической документации, существенно уменьшается время подготовки программ для станков с ЧПУ и пр.

В течение последних лет на предприятии осуществляется внедрение системы автоматизированного документооборота, в связи с чем руководство предприятия поставило перед конструкторскими и технологическими подразделениями задачу реализации принципиально нового подхода к процессу проектирования нового изделия. Впервые весь комплекс связанных с этим мероприятий реализовали при внедрении в серию нового изделия - двигателя РД-33МК.

На предприятии уже был накоплен определенный опыт по моделированию и сборке подобного 3D-макета, поэтому данная работа послужила своего рода "продолжением" и развитием методологии сквозного моделирования. Развитие заключалось как в применении новых усовершенствованных методик моделирования отдельных деталей двигателя, так и в "переосмыслении" методов создания сборок.

Запуск логистических процессов АХД начался в 2006 г. В 2006-2007 гг. были запущены процессы, связанные с закупкой и складским движением покупных материалов и комплектующих. Для обеспечения дальнейшей интеграции логистических процессов в общую систему управления был дополнительно запущен ряд вспомогательных процессов, необходимых как для ведения нормативно-справочной информации о закупаемых и изготавливаемых изделиях, так и для ведения финансового и бухгалтерского учета. Процедура запуска сопровождалась выявлением проблем, связанных с организационно-техническим обеспечением и т.д.

В настоящее время сотрудники Проектного офиса подготавливают перевод в промышленную и запуск в опытную эксплуатацию ряда процессов первой очереди внедрения. С начала 2006 г. было обучено более сотни конечных пользователей и подготовлено свыше 60 инструкций и методических пособий по внедряемым процессам АХД.

В рамках обеспечивающих процессов на предприятии ведется внедрение процессов электронного документооборота с использованием информационной системы LanDocs. В опытную эксплуатацию уже запущены такие процессы как "Формирование электронного архива организационно-распорядительной документации" и "Ведение учета контроля исполнения технических мероприятий". Прорабатывается возможность использования электронно-цифровой подписи для внутреннего согласования документов. В данных процессах задействованы практически все руководители структурных подразделений предприятия. Общее количество пользователей системы составляет 70 человек.

Для обеспечения процессов бюджетирования предприятия используется система Hyperion Pillar. В системе уже сформирована бюджетная модель предприятия, разработано Положение по формированию бюджетных заявок и проведено обучение работников. К текущему моменту Hyperion Pillar используется в качестве заводской среды формирования и отслеживания бюджета.
Продуманная идеология построения интегрированной системы управления предприятием позволяет прогнозировать запуск основной части процессов к 2010 г.

Ошибочно предполагать, что речь идет о какой-то принципиально новой системе управления, в корне отрицающей весь накопленный за десятилетия опыт. Базовые принципы учета и планирования на машиностроительном предприятии остаются неизменными, и речь идет лишь о некотором видоизменении этих процессов, определяемом двумя основными факторами.

Первый из них - прямое участие каждого сотрудника предприятия в подготовке данных для автоматизированных процессов учета, планирования, проектирования и т.д. непосредственно в электронном виде. На бумаге можно допустить неточность и неоднозначность трактовки. Эта неточность впоследствии может быть исправлена, а неоднозначность трактовки правильно интерпретирована опытным сотрудником, обрабатывающим документ. При формировании электронных данных следует понимать, что допущенная ошибка немедленно попадает в систему и тут же может привести к искажению всех зависимых процессов. Неоднозначность же трактовки просто не может быть обработана математическими алгоритмами.

Общая схема взаимосвязи логических процессов и их состояния

Вторым существенным фактором является зависимость всех процессов от конечного заказчика. Система планирования должна четко улавливать сигналы, исходящие от системы организации отношений с клиентом, а учетная и нормативная системы - определять возможные варианты реакции на эти сигналы. Другими словами, увеличение спроса на одно изделие и падение спроса на другое должно немедленно затрагивать процессы технической подготовки и планирования производства, инвестиционной деятельности, а зачастую и запускать процессы пересмотра различных нормативов - трудовых норм, размеров партий, неснижаемых запасов и т. д.

Одним из атрибутов великой державы в наше время является способность создания и производства авиационных газотурбинных двигателей. Помимо России только США, Англия и Франция владеют полным циклом решения указанной задачи. Авиационное двигателестроение, базирующееся на высоких технологиях, стимулирует развитие многих отраслей промышленности.

Современные авиационные двигатели должны соответствовать высоким требованиям по надежности, ресурсу, минимальной массе и экономичности.

В технологии производства ГТД в последние годы происходят революционные изменения, связанные с созданием и расширяющимся применением новых технологий и материалов, способных коренным образом улучшить качественные показатели выпускаемых изделий, всю структуру и условия производства. К таким ключевым решениям, в частности, относятся: информационные технологии, применяемые на всех этапах жизненного цикла ГТД и объединенные в концепцию CALS; использование трехмерных моделей для расчетов аэродинамических течений с учетом вязкости, а также для расчетов характеристик прочности и теплообмена; прогрессивные конструкторско-технологические решения типа blisk и др.; новые материалы: керамика, композиционные материалы с полимерной керамической и металлической матрицами, интерметаллидные сплавы, жаропрочные сплавы с монокристаллической структурой, материалы композиции С-С, наноматериалы и детали из них и др.; многокоординатное программное управление технологическими процессами и технологическим оборудованием; технологии нанесения защитных и функциональных покрытий: жаростойких, термобарьерных, уплотнительных и др.; технологии заготовительного производства: литье по выплавляемым моделям, горячее изостатическое прессование в газостатах, лазерная, струйная и плазменная резка и др.

Характерной особенностью современного развития авиационных ГТД является широкое использование достижений фундаментальных общеинженерных наук для изучения теоретических проблем и решения конструкторско-технологических, а также материаловедческо-технологических задач.

Важными задачами, стоящими перед авиационным двигателестроением, является дальнейшее сокращение удельного расхода топлива, затрат на технологическое обслуживание, снижение уровней шума и выделения вредных веществ (в основном NOX), а также доведение ресурса двигателя до ресурса планера самолета.

[Напоминаем, что Интернет-вариант статьи сильно сокращен. Ред.]