Поиск по сайту


ПИОНЕР ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
А.М. ЛюлькаК 100-летию Архипа Михайловича Люльки

Виктор Васильевич Плотников,
ведущий конструктор НТЦ им. А. Люльки ОАО "НПО "Сатурн"

Генеральный конструктор Герой Социалистического Труда академик Архип Михайлович Люлька родился 23 марта 1908 г. в селе Саварка, Киевской губернии, в многодетной крестьянской семье.

В 1926 г. окончил профтехшколу в Белой Церкви и поступил в 1927 г. в Киевский политехнический институт, который окончил в 1931 г. по специальности "турбостроение".

С 1931 по 1933 гг. работал инженером-исследователем в Институте промэнергетики, а затем на Турбинном заводе в Харькове.

В 1933 г. Люлька переводится на кафедру авиадвигателей Харьковского авиационного института (ХАИ).

В ту пору в авиации безраздельно господствовали самолеты с поршневым мотором и винтом. Для увеличения скоростных характеристик самолетов требовались все более мощные двигатели. Но, с увеличением мощности значительно возрастали вес и габариты мотора, что сдерживало темпы роста скорости полета. Требовались другие силовые установки. Архип Михайлович с группой энтузиастов-единомышленников в 1937 г. разрабатывает проект турбореактивного двигателя, и, благодаря своей настойчивости и упорству, преодолевая недопонимание и сомнения со стороны многих известных конструкторов, специалистов поршневой техники, добивается поддержки своего проекта в наркомате оборонной промышленности. Ему выделили средства и предоставили базу для практических работ в СКБ-1 на Кировском заводе в Ленинграде.

В 1939 г. А.М. Люлька со своей группой переехал из Харькова в Ленинград и приступил к разработке турбореактивного двигателя РД-1 тягой 400…500 кгс. К 1941 г. двигатель был спроектирован, изготовлены и испытаны отдельные узлы, но началась Великая Отечественная война. СКБ-1 эвакуировали в Челябинск на тракторный завод, и Люльке поручили работу по расчету танковых воздуховодов. Но все же, в конце 1942 г. работы по РД-1 были возобновлены на заводе № 293 в поселке Билимбай, Свердловской области.

После возвращения из эвакуации работы были продолжены в Москве: в ЦИАМ, а затем - в НИИ-1. На базе РД-1 А.М. Люлькой был спроектирован турбореактивный двигатель С-18, тяга которого возросла в 2,5 раза по сравнению с РД-1.

АЛ-21Ф-3В ноябре 1945 г. С-18 успешно завершил официальные испытания, подтвердив заложенные параметры. А.М. Люлька получил свою первую государственную награду - орден Трудового Красного Знамени.

30 марта 1946 г. приказом министра авиационной промышленности М.В. Хруничева на базе завода № 165 было образовано ОКБ-165 по разработке турбореактивных двигателей, руководителем которого был назначен А.М. Люлька. В ОКБ на базе С-18 создали летный вариант двигателя ТР-1.

27 февраля 1947 г. первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1 успешно прошел государственные испытания на ресурс в 20 часов, достигнув тяги 1350 кгс. На имя Люльки пришла поздравительная телеграмма от И.В. Сталина. Люлька был награжден орденом Ленина, а затем получил Сталинскую премию.

Двигатель ТР-1 выпускался малой серией и устанавливался на истребитель Су-11 конструкции П.О. Сухого, бомбардировщик Ил-22 конструкции С.В. Ильюшина и истребитель И-211 конструкции С.М. Алексеева.

Самолеты Су-11 и Ил-22 с первыми отечественными турбореактивными двигателями ТР-1 участвовали в августе 1947 г. в воздушном параде в Тушино.

В конце 1940-х - начале 1950-х годов коллективом под руководством А.М. Люльки созданы двигатели ТР-2, ТР-3, АЛ-5.
За создание двигателя АЛ-5 в 1951 г. А.М. Люльке была присуждена Сталинская премия 1-й степени.

В период с 1952 по 1959 гг. коллективом А.М. Люльки разрабатывался двигатель АЛ-7 и его последующие модификации: АЛ-7П, АЛ-7ПБ, АЛ-7Ф, АЛ-7Ф-1 и АЛ-7Ф-2, принесшие коллективу мировую известность и признание.

АЛ-31ФЭтими двигателями оснащались самолеты Ил-54, Ла-250, Су-7, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-110, Ту-128, крылатые ракеты Х-20 и Х-20М, летающая лодка Бе-10 (М-10).

В 1957 г. за создание двигателя АЛ-7Ф Архипу Михайловичу были присвоены звания Героя Социалистического Труда и генерального конструктора по авиационной технике.

В 1965 г. А.М. Люлька и его коллектив приступили к разработке ТРД третьего поколения АЛ-21Ф, модификация которого АЛ-21Ф-3 в 1971 г. пошла в крупносерийное производство.

АЛ-21Ф-3 устанавливался на самолеты Су-24, Су-17М и МиГ-23Б.

В это же время в ОКБ А.М. Люльки был разработан жидкостный ракетный двигатель Д-57 на криогенных компонентах: жидкий водород + жидкий кислород для третьей ступени лунного комплекса Н1.

26 ноября 1968 г. Академия наук СССР избрала А.М. Люльку своим действительным членом (академиком), где он до конца своей жизни возглавлял Комиссию по газовым турбинам.

После завершения работ по двигателям АЛ-21Ф и Д-57 в начале 1970-х годов Архип Михайлович Люлька обратился к реализации своего изобретения - схемы двухконтурного турбореактивного двигателя, авторское свидетельство на которую получил в апреле 1941 г., когда только начали создавать одноконтурные двигатели. Эта схема нашла самое широкое применение и в настоящее время по ней строится большинство авиационных двигателей в мире.

Под руководством Люльки создается всемирно известный в настоящее время двухконтурный турбореактивный двигатель четвертого поколения АЛ-31Ф для самолета Су-27 и его модификаций.

АЛ-31Ф стал вершиной конструкторской деятельности А.М. Люльки, но государственные испытания этого двигателя завершились уже после его смерти в сентябре 1985 г. под руководством генерального конструктора В.М. Чепкина.

Уникальный по своим техническим характеристикам двигатель АЛ-31Ф обладает широкими возможностями дальнейшего развития, что реализовано в конце 80-х - 90-х гг., когда в ОКБ, носящем имя А.М. Люльки, были созданы модификации этого двигателя: АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги для всех модификаций самолета Су-30МК, АЛ-31СТ для Газпрома, а в настоящее время - изд. "117" для самолета Су-35.

Двигатели АЛ-31Ф выпускаются большими сериями и успешно эксплуатируются во многих странах мира. На самолетах с этими двигателями установлено более 50 мировых рекордов, и это прекрасная память о выдающемся конструкторе Архипе Михайловиче Люльке.

Архип Михайлович Люлька скончался 1 июня 1984 г.

Его имя носят созданный им в 1946 г. коллектив и одна из площадей в Москве.

И по-прежнему двигатели марки "АЛ" (инициалы Архипа Люльки) надежно служат Отечеству и являются гордостью нашего авиационного двигателестроения.