Поиск по сайту


АИ-222: СЕМЕЙСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ

Федор Михайлович Муравченко, генеральный конструктор ГП "Ивченко-Прогресс" имени академика А.Г. Ивченко

В настоящее время для развивающихся и переоснащающихся парков военной авиации ряда стран возникла острая потребность в учебно-тренировочных самолетах (УТС) повышенной подготовки, имеющих характеристики устойчивости и управляемости на уровне современных и перспективных истребителей и высокий уровень показателя "стоимость-эффективность", а также в разработке на базе УТС легких штурмовиков и истребителей. Это поставило на повестку дня в ГП "Ивченко-Прогресс" вопрос создания для таких самолетов новых двигателей, обладающих качествами лучших мировых образцов турбореактивных двигателей (ТРДД) для боевой авиации.

В соответствии с тактико-техническим заданием Заказчика МО Российской Федерации в кооперации ГП "Ивченко-Прогресс" с ФГУП "НПЦ Газотурбостроения "Салют" (Москва, Россия) и ОАО "Мотор Сич" (Запорожье, Украина) создается один из таких двигателей - ТРДД АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130.

В результате такой мощной кооперации удалось значительно сократить производственные затраты и сроки программы создания нового двигателя. В ноябре 2002 г. начаты стендовые испытания газогенератора двигателя АИ-222-25, в июне 2003 г. состоялся первый запуск полноразмерного двигателя и уже 30 апреля 2004 г. - первый полет учебно-тренировочного самолета Як-130 №1.
Завершен комплекс специальных стендовых испытаний двигателей; комплекс стендовых испытаний двигателей по подтверждению надежности и работоспособности двигателя в течение ресурсов до первого капитального ремонта 300 ч и назначенного - 600 ч, в том числе и по ускоренной эквивалентно-циклической программе.

В конце 2007 г. пройден первый этап государственных испытаний самолета Як-130 с маршевыми двигателями АИ-222-25. По окончании испытаний оформлено предварительное заключение в целом по самолету. В ноябре 2007 г. двигатель АИ-222-25 был предъявлен на государственные стендовые испытания, которые успешно завершены в январе 2008 г. На апрель 2008 г. запланировано оформление акта о прохождении двигателем государственных стендовых испытаний.

Со второго полугодия 2007 г. начато изготовление установочной партии двигателей АИ-222-25 для самолетов Як-130, предназначенных для поставок в строевые части ВВС МО Российской Федерации и по контрактам в другие страны.
Двигатель АИ-222-25 является базовым для создания семейства ТРДД АИ-222. Так, для перспективных учебно-тренировочных самолетов повышенной подготовки летного состава, а также легких боевых самолетов с максимальной скоростью полета (соответствующей числу М = 1,6) создается ТРДДФ АИ-222-25Ф. Этот двигатель является модификацией АИ-222-25 с форсажной камерой и тягой на режиме полного форсажа в условиях взлета 4200 кгс.

В настоящее время завершено оформление технической документации и продолжается изготовление опытной партии двигателей. В первой половине 2007 г. начаты стендовые испытания двигателя, в результате которых пройдены следующие этапы: отработка и согласование законов управления основного контура, форсажной камеры и регулируемого сопла двигателя; определение характеристик двигателя, а также соответствие основных данных техническим требованиям на двигатель; оценка работоспособности двигателя; оценка достаточности суфлирования масляных полостей опор роторов двигателя.
В настоящее время стендовые испытания двигателя продолжаются. Планируемый срок сертификации двигателя АИ-222-25Ф - конец 2009 г.

Перспективы развития двигателя АИ-222 для установки на УТС, УБС и ЛБС

Благодаря оптимальным характеристикам тяги и экономичности, высокому ресурсу и низким эксплуатационным затратам, отвечающим требованиям XXI века, двигатели семейства АИ-222 позволят создать гамму самолетов, обладающих высоким уровнем конкурентоспособности, а также повысить тактико-технические характеристики модернизируемых самолетов.

В соответствии с ТТЗ проведены параметрические исследования и расчетно-конструкторские проработки, направленные на развитие двигателей семейства АИ-222, предназначенных для установки на УТС, УБС и ЛБС. На сегодняшний день со стороны потенциальных заказчиков проявлен интерес к следующим модификациям: ТРДД АИ-222-28 и АИ-222-25 КФК.

АИ-222-28

Данная модификация будет создана путем использования в базовом двигателе модифицированной турбины с усовершенствованной системой охлаждения. Такая турбина разрабатывается на базе апробированных технических решений и позволит повысить температуру газа, обеспечивая повышение тяги до 2800 кгс.

По компрессорной части двигатели АИ-222-25 и АИ-222-28 полностью унифицированы.

АИ-222-25 КФК

Особенностью конструкции ТРДДФ АИ-222-25 КФК является короткая форсажная камера (КФК), установка которой увеличивает габаритную длину двигателя не более чем на 500 мм относительно базового ТРДД АИ-222-25. КФК обеспечивает поддержание одного форсажного режима, что значительно упрощает систему управления двигателем.

Перспективы развития двигателя АИ-222 для установки на административных, транспортных и специальных самолетах, на транспортных вертолетах

ТРДД АИ-222-40

На базе двигателя АИ-222-25 создается турбореактивный двухконтурный двигатель АИ-222-40 со степенью двухконтурности более 5, предназначенный для силовой установки малоразмерных транспортных, региональных пассажирских, служебных самолетов и самолетов метеорологического наблюдения на больших высотах, а также для платформ трансляции связи.

Двигатель разрабатывается с перспективным малошумным широкохордным вентилятором, камерой смешения, общим соплом и решетчатым реверсом.

ТВД АИ-6500ТП/8000ТП

Проектируются турбовинтовые модификации двигателя АИ-6500ТП и АИ-8000ТП для пассажирских и транспортных самолетов. Конструктивная схема этих двигателей отработана на ТВД ТВ3-117ВМА-СБМ1 для самолета Ан-140 и позволяет легко адаптировать двигатели к силовым установкам различных летательных аппаратов, а также она позволяет обеспечить минимальные потери давления на входе воздуха в двигатели и оптимальное размещение агрегатов для упрощения технического обслуживания.

ТВГТД АИ-8000В

Турбовальная модификация двигателя АИ-8000В для транспортного вертолета создается на базе турбовинтового двигателя АИ-8000ТП. Решения, применяемые в конструкции свободной турбины и выхлопного устройства двигателя, проверены в конструкции аналогичных узлов турбовального двигателя Д-136, установленного на тяжелом транспортном вертолете Ми-26.

В развитие отечественной авиации государственным предприятием "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс" имени академика А.Г. Ивченко внесен существенный вклад. Только за последние 15 лет в кооперации с российскими предприятиями разработано более 10 новых высокоэффективных двигателей для самолетов Ан-70, Ан-74ТК-300, Ан-140, Ан-148, Бе-200, Ту-324, Ту-334, Як-130, JL-8, L-15 и вертолета Ка-226. Всего за более чем 60-летний период деятельности предприятия двигателестроительными заводами мира изготовлено свыше 80000 авиационных поршневых и газотурбинных двигателей, турбостартеров и приводов индустриального применения. Авиадвигатели, разработанные ГП "Ивченко-Прогресс", применяют на 57 типах ЛА в 109 странах. Общая наработка в эксплуатации газотурбинных двигателей составляет свыше 300 млн ч.

ГП "Ивченко-Прогресс" осуществляет единую техническую и маркетинговую политику совместно с украинскими и российскими изготовителями газотурбинной техники.

[Напоминаем, что Интернет-вариант статьи сильно сокращен. Ред.]

ГП "Ивченко-Прогресс"
Украина, 69068,
г. Запорожье, ул. Иванова, 2.
Тел.: (+380 612) 65-03-27.
Факс: (+380 612) 65-46-97, 12-89-22.
E-mail: progress@ivchenko-progress.com
http://www.ivchenko-progress.com