КАРАККА, КАРАВЕЛЛА, ГАЛИОН Виктор Сергеевич Шитарев,
Итак, мы познакомились с типами парусников, бороздивших моря и океаны во времена глубокой древности, с их особенностями и оригинальными конструктивными решениями, дожившими до наших дней. Известны и современные парусные суда, являющие собой верх совершенства парусного судостроения. Осталось заполнить промежуток между судами древних мореходов и теми, что по сей день встречаются на морских просторах. Чайные клиперы, появившиеся в середине XIX века были наиболее популярны в Англии и Америке. Их парусное вооружение и по современным понятиям - верх совершенства. То же можно сказать и о конструктивных элементах их корпусов, которые строились по композитной системе: набор корпуса (остов корабля) собирался из судостроительной стали, а его обшивка делалась из дерева. Корпус получался и лёгким, и высокопрочным, и достаточно дешёвым, что вполне устраивало заказчиков. Но всё это случилось не сразу. Откуда же есть пошёл современный парусник? Опять заглянем в глубокую старину. До крестовых походов европейских рыцарей на Восток в 1096 - 1270 гг. ко гробу Господню в Европе наиболее распространённым типом судов был когг, которого позже сменил хольк, тот же когг, но больших размеров и с тремя мачтами (когг строился одномачтовым). Когг был хорошо известен европейским мореходам, его строили и англичане, и немцы, и французы - в общем, все кому было нужно прочное, мореходное судно для дальних морских походов. Как мы уже знаем, судостроение средиземноморских народов развивалось своим путём. В произведениях античных авторов, включая Геродота, есть упоминание о керкуре - лёгком паруснике, изобретённом на Кипре. Он был неплохим ходоком, лёгким в управлении. На это судно обратили своё внимание и средневековые арабы, сделавшие его чисто парусным. Так появилась на свет арабская куркура. Некоторые исследователи считают, что керкура была изобретена ещё легендарными этрусками, и с этим трудно спорить. Известно, что этруски немало способствовали развитию судостроения древних эллинов. В то же время, греческие корабельные мастера трудились на верфях древнего Рима. Именно благодаря их усилиям впоследствии Рим завоевал своё могущество на море. А мы уже знаем, что искать в таких случаях того, кто был первым - дело неблагодарное. Однако среди рыцарей первых Крестовых походов были не только доблестные воины, там были ещё и знающие своё дело мореходы, и мастера корабельного дела. Они-то и обратили своё внимание на арабскую куркуру, отметив великолепные качества этого судна. Так в Европе появился новый тип купеческих судов - каракка. Внешний вид этого судна нам сегодня хорошо известен благодаря работам итальянского художника Карпаччо из Венеции, жившего в 1450- 1522 гг. Основным отличием каракки от других купеческих судов того периода была заметная выпуклость бортов корпуса судна и применение подкреплений корпусной обшивки дополнительно толстыми и прочными брусьями - бархоутами. Судно имело развитую носовую надстройку - форкасл и несколько более развитую кормовую надстройку - ахтеркасл. Ахтеркасл имел достаточный объём для размещения в нём офицерских кают и поста управления судном. Транец кормы имел гельмпорт - отверстие, через которое проходил баллер пера руля. Ограждение второго яруса ахтеркасля по традиции на итальянских судах украшалось красной тканью (этот обычай сохранялся до начала XVI века). Парусное вооружение каракки включало большой прямой парус - грот, площадь которого достигала двух третей от площади всего парусного вооружения судна. Грот дополняли грот-марсель, прямой парус - фок и косая бизань. При сильном ветре площадь грота могла уменьшаться путем отсоединения нижней его части, где располагался бинет. Бинет, бонет (Bonnet) - узкая полоса парусины, пристёгивающаяся к нижней шкаторине паруса для увеличения его площади. По сравнению с грот-мачтой её стеньга была значительно меньше и тоньше. Все мачты имели ванты (Shrouds) с выбленками, тросы вантов обшивались кожей. К вант-путенсам ванты крепились мягкими талрепами с юферсами. Грузовместимость каракк достигала 400 ласт (1 ласт (Last) = мера вместимости судов, равная 2 регистровым тоннам или 5,66 м3). Одним из первых в Европе, примерно в 1440 г., строить каракки начал бретонский корабельный мастер Жюльен. В Голландии обшивка корпуса вгладь получила название кравеель, так каракка стала каравеллой. Благодаря своим прекрасным мореходным качествам вскоре каравелла становится самым популярным торговым судном в Северной Европе. Особых различий в те далёкие времена между военными и торговыми судами не было. Например, ганзейские купцы считали, что если на судне в экипаже число арбалетчиков меньше 20 - судно торговое; если больше, до 40, - судно военное. О размерах каравеллы известно достаточно много. Для примера возьмём флагманское судно Христофора Колумба. "Санта-Мария", отплывшая из порта Палоса 3 августа 1492 г., имела длину 23 м, ширину 6,7 м и осадку 2,8 м. Отсюда легко рассчитать её водоизмещение, которое составляло около 312 т. Значение каравеллы в мировой истории мореплавания исключительно велико. Этому судну мы обязаны свершившимся Великим географическим открытиям. На таких судах отважные мореходы совершили первое кругосветное путешествие, открыли новые континенты, пути в Индию и другие страны Дальнего Востока. Благодаря им Португалия и Испания стали великими морскими державами. На каравеллах началась колонизация вновь открытых земель. Но вскоре потребовались суда уже другого типа, способные брать на борт достаточное количество груза и пассажиров. Наступивший XVI век поставил перед судостроением и мореплаванием новые задачи. На флоте появилась морская артиллерия, и хотя запаса прочности корпуса каравеллы было достаточно для того, чтобы размещать на её борту пушки, встал вопрос об их количестве, чем больше, тем лучше. Для маленькой каравеллы иметь на борту мощную артиллерию, да ещё и крупного калибра - роскошь непозволительная. Всем этим требованиям отвечал галион. Суда этого типа начали строить в XVI в. Так, например, военно-торговым союзом североевропейских городов (Ганзой) для участия в войне со шведским королём Эриком XIV был построен галион "Орёл Любека", спущенный на воду в 1566 г. Но к этой славной дате стороны уже заключили мирный договор, и боевой корабль стал использоваться как торговое судно. Этот галион имел шесть палуб, на которых располагались каюты для экипажа и пассажиров. В военном варианте экипаж насчитывал 1050 человек, из них 400 матросов; 500 солдат (абордажная команда) и 150 канониров, обслуживавших корабельную артиллерию. Неизвестно, сколько пассажирских мест образовалось на борту галиона "Орёл Любека", но известно, что некоторые галионы того времени имели грузоподъёмность до 1500 т и могли брать на борт до 2000 пассажиров с багажом. На гравюре Вильгельма Барентцена, что находится в музее мореплавания Амстердама, изображён большой галион постройки 1585 г. Он предназначался для ведения артиллерийского морского боя. Его пушки располагались на гандеках (батарейных палубах) внутри корпуса судна, пушечные порты закрывались водонепроницаемыми крышками. Судно имело развитый ахтеркасль, в нём пушек не было, он был полностью приспособлен для размещения кают для экипажа и пассажиров. Перенос орудий из надстроек в корпус способствовал уменьшению количества этажей в надстройках, постепенно форкасль стал вообще одноэтажным, что несколько снизило высоту избыточного надводного борта и благоприятно сказалось на мореходных качествах судна. В Нидерландах строились галионы с менее развитыми надстройками. Сохранился рисунок такого судна, построенного в 1597 г. Особенно в галионах нуждались Португалия и Испания, которые ещё в 1494 г. пытались поделить мир. Так, по договору, заключённому в Тордесильясе (Испания), была установлена граница по меридиану 46° западной долготы. Западное полушарие принадлежало Испании, восточное - Португалии. Водоизмещение галионов для дальних морских вояжей превысило 2000 т, а количество жилых палуб в ахтеркасле увеличилось до семи. Крупнотоннажные галионы имели по четыре мачты. Восточный шторм 21 апреля 1500 г. прибил эскадру из 13 португальских каравелл под командованием Кабрала к неизвестному берегу, находившемуся в пределах португальской сферы влияния в мировом океане. Так была открыта Бразилия, которую адмирал назвал Островом Истинного Святого Креста. Но усилия Португалии в ту пору были направлены на то, чтобы укрепиться в Индии, поэтому новому открытию не придали должного значения. В 1515 г. португальцы взяли Ормуз и, продолжая движение на Восток, в 1517 г. достигли Южного Китая. Их каравеллы доходили до Японии и Кореи. Они закрепились на острове Цейлон, полуострове Малакка, Зондских островах. Им тоже пришлось сменить каравеллы на галионы. Владения Испании на Западе уже через полвека после плавания Колумба были внушительны. Она владела Антильскими островами, Панамским перешейком, полуостровом Флорида, Мексикой и Перу. В Испанию потекли реки американского золота и серебра, вначале из Мексики, потом из Перу. Результатом этого грабежа стало то, что в XVI в. количество серебра в Европе возросло в пять раз. Четыре пятых всех драгоценных металлов ввозилось из Америки. Разумеется, тяжело гружёные торговые суда не могли не обратить на себя внимание и "джентльменов удачи". Для защиты своих конвоев Португалия и Испания прилагали немалые усилия. Была разработана строго регламентированная система морских конвоев, в портах строились береговые укрепления. Число судов в морских конвоях в XVI - XVII вв. достигало 100 - 150 вымпелов. Они были пиратам "не по зубам". Что же касалось судов, осуществлявших одиночные плавания, то они нередко становились добычей пиратов, либо английских и голландских каперов. Галион хотя и имел хорошие грузоподъёмность и грузовместимость был не столь резвым ходоком. Из-за избыточной высоты надводного борта в районе многоярусных форкасля и ахтеркасля он плохо ходил в бейдевинд, да и его маневренность оставляла желать лучшего. Моряки предпочитали попутные ветры - бакштаг, фордевинд или, на худой конец, галфвинд. Например, португальцы, направляясь в Индию, покидали Лиссабон в марте или апреле, когда начинали дуть муссоны, способствовавшие благополучному пересечению Индийского океана. С северо-восточным муссоном конвой отправлялся в обратный путь. Англичане не стали строить большие и неуклюжие галионы, они предпочли суда меньших размеров, как выражались мореходы - "крейсерского ранга", быстроходные и хорошо вооружённые. Сохранив, в основном, без изменений парусное вооружение, они в ущерб комфорту, значительно уменьшили высоту надводного борта и надстроек. Если испанские галионы в надстройках имели шесть - семь жилых палуб, то англичане носовую надстройку сделали одноэтажной. Кормовая надстройка имела не более двух жилых палуб. Водоизмещение английских галионов было около 600 т, то есть "англичанин" был легче галиона в 3 - 4 раза; он был лёгок на ходу, хорошо маневрировал и был неплохо вооружён, зачастую лучше чем испанские и португальские галионы. Так Англия и Нидерланды вступили в борьбу за господство на море с великими, в то время, морскими державами Португалией и Испанией. К союзникам позже присоединилась и Франция. Английские, нидерландские и французские купцы стремились установить прямые, вопреки интересам Испании и Португалии, торговые контакты с их колониями. Они хотели торговать самостоятельно без посредничества метрополии. Англия по-прежнему не могла посылать свои торговые суда в колониальные порты Испании и Португалии, наложившие запрет на заход английских торговых судов в свои порты. Поэтому правительство Англии поддерживало и поощряло любые выступления, в том числе и пиратство, против великих морских держав, не смотря на то, что английская королева Елизавета и король Испании Филипп II состояли в родственных отношениях, Елизавета была кузиной Филиппа II. Более лёгкие на ходу и маневренные английские суда уверенно действовали против испанских галионов, хотя английским морякам и пришлось самостоятельно изучить условия плавания у американского побережья, составить собственные морские карты и лоции. Свои морские пособия для мореплавателей испанцы и португальцы, естественно, засекретили. Первым к американским берегам в 1563 г. сходил Дж. Гукинс, капитан ганзейского судна "Иисус Любека" с грузом "чёрного дерева" (рабов) из Африки. Совершив несколько весьма успешных рейсов, он всё же не избежал "жаркой встречи" с испанскими галионами, потопившими его судно в 1567 г. В том последнем плавании на борту "Иисуса Любека" служил молодой офицер Френсис Дрейк, будущий капер, лорд и адмирал ВМФ королевы Елизаветы. Об этом отважном мореходе, пожалуй, стоит сказать несколько слов. Уже в 1568 г., имея на руках каперское свидетельство королевы Елизаветы, капитан Ф. Дрейк выходит в море. Его действия хорошо спланированы и продуманы. Англичане скрытно высаживаются на побережье Панамского перешейка и нападают на караван мулов, захватив весьма ценную добычу. На одном из приёмов во дворце королевы Елизаветы Ф. Дрейк изложил её величеству план: он намеревался обогнуть Южную Америку с Юга и напасть на испанские колонии, расположенные на западном американском побережье. Попутно он предполагал и открытие новых земель для английской короны. Подготовка этого предприятия проходила в строжайшей тайне, "королевские пираты" готовились к бою. Наконец, 13 декабря 1577 г. Ф. Дрейк выводит в море отряд из трёх кораблей. Флагманом становится "Пеликан". Его длина 26 м, ширина 7 м, водоизмещение около 330 т. Прибыв в бухту Сан-Хулиан отряд, по примеру Ф. Магеллана, там зазимовал. "Пеликан" получил новое название - "Золотая Лань". С 20 августа по 6 сентября 1578 г. суда следовали Магеллановым проливом. Затем встретивший их жестокий тихоокеанский шторм внёс некоторые коррективы. Одно судно погибло, другое вернулось в Англию. "Золотую Лань" вынесло в район мыса Горн. Так была открыта южная оконечность американского материка. Заметим, что названия мыс Горн и пролив Дрейка появились на морской карте лишь после того, как там побывал сам Ф. Дрейк. Однако, Южной Земли не было, и Ф. Дрейк повёл своё судно на Север, между делом по пути не забывая грабить испанские галионы, один из которых оказался с грузом золота и серебра. Не меньший интерес англичане проявляли и к испанским поселениям, расположенным на американском берегу, ныне - побережье Чили. Так, "Золотая Лань" поднялась до самого северного испанского поселения Гуаталко. На протяжении всего пути Дрейк тщетно искал пролив, который соединял бы Тихий и Атлантический океаны, так он поднялся до параллели 48° северной широты, и только непогода заставила англичан повернуть обратно. В бухте близ современного Сан-Франциско, ныне бухта Дрейка, "Золотая Лань" встала на якорь. Судно тщательно отремонтировали и пополнив запасы снова вышли в море взяв курс к берегам азиатского континента. Через 2 месяца, гонимое попутными ветрами, судно подошло к острову Палау, ещё через 4 недели прошли Филиппины и бросили якорь на рейде порта Тернате на Молуккских островах. Там, загрузившись пряностями, "Золотая Лань" продолжила плавание. По пути случилось неприятное происшествие: судно село на мель, но затем смогло продолжить путь. Сделав по пути заход на остров Ява, Ф. Дрейк проложил курс к мысу Доброй Надежды. Англия встречала своих мореходов 26 сентября 1580 г. Английская королева собственноручно посвятила Ф. Дрейка в рыцари. Не меньшей известностью в Англии позже пользовался сын богатого английского откупщика из Валлиса, сэр Генри Морган. Начав службу матросом, он перебрался на Ямайку и там оказался в компании вест-индских корсаров. (Корсары, корсеры - сorsair - частные моряки, снаряжавшие с разрешения правительства принадлежащие им суда для захвата торговых судов противника. Корсары нередко со своими судами входили в состав королевского военного флота для несения при нём крейсерской, разведывательной и посыльной службы). На Моргана обратил внимание известный капер Мансфельд, отметивший незаурядные способности молодого моряка и назначивший его своим вице-адмиралом. После смерти Мансфельда в 1668 г. разудалая братия единодушно решила, что лучшего предводителя, чем Генри Морган, им не найти. И он в полной мере оправдал оказанное доверие. Его незаурядный ум и отчаянная храбрость сделали своё дело. Совершив несколько удачных разбоев, Генри Морган уговорил своих людей не тратить деньги понапрасну, а вложить их в совершено иные предприятия. Так в его распоряжении появилась эскадра из 12 вымпелов с общей численностью экипажей около 700 человек. Основательно "почистив" порты Кубы, он напал на город Эль-Пуэрто-дель-Принсипе, находящийся в центральной части острова. На оборону города встало всё его население, но натиск корсаров был неотразим. Не "жаловал" Морган и своих коллег, которые имели каперские свидетельства, выданные суверенами против Англии. "Морская братва" Генри Моргана была многонациональна. Здесь были и англичане, и французы, и голландцы и прочие. Однако все ему доверяли и готовы были без страха идти за ним в огонь и в воду. Надо отметить, что каперы подрывали боевую мощь метрополии, отвлекая на себя значительные силы королевского флота. Укрепив своё влияние на островах Карибского моря, Генри Морган обратил свой взор на материковую Америку. Перед ним склонил знамёна богатый испанский город Порто-Белло, он опустошил поселения испанских колонистов вокруг озера Маракайбо, разорил Панаму. В 1672 г. король Карл II посвятил Генри Моргана в рыцари и сделал губернатором острова Ямайка, где в чести и фаворе он и закончил свой жизненный путь. Надо отметить тот факт, что именно каперство немало способствовало становлению Англии как Владычицы морей. Заканчивая тему о галионах, хочу
отметить, что этот тип универсальных судов исправно служил мореходам
около 200 лет. На его базе впоследствии были спроектированы два типа
военных судов - это корабль и фрегат. Самым большим, самым сильным,
самым быстроходным, самым вооружённым (до 100 пушек на борту), с абордажной
командой (до полка морской пехоты) был корабль. Пираты боялись корабля
как чёрт ладана, так как знали, что он способен догнать и уничтожить
любое пиратское судно. С другой стороны, лучшим судном крейсерского
ранга был фрегат, нёсший на борту до 40 пушек и имевший прекрасные маневренные
и скоростные качества.
| ||||