ПОДВОДНЫЙ УДАР Сергей Леонидович Мальчиков (Продолжение. Начало в № 4-6 - 2006,№ 1-4 - 2007 ) Во время Второй мировой войны возросли скорость и дальность хода торпед, были созданы самонаводящиеся, бесследные и маневрирующие разновидности, разрабатывались и постоянно совершенствовались неконтактные взрыватели и приборы беспузырной стрельбы. Возрастала высота сбрасывания авиационных торпед, велись работы, связанные с конструированием энергетических силовых установок новых типов. В послевоенные годы на развитие морских вооружений огромное влияние оказывал боевой опыт Второй мировой войны, который выявил необходимость улучшения их тактико-технических свойств. Стремительное развитие науки и техники позволяло совершенствовать все виды оружия и создавать их новые образцы. Большое влияние на этот процесс оказывало использование зарубежного опыта и начавшееся соперничество в части морских вооружений. В первые пять лет после войны развитие торпедного оружия в СССР шло по пути увеличения скорости торпед и дальности хода. Возрастала их разрушительная сила, повышалась точность. Проводились работы по созданию самонаводящихся и прямоидущих торпед для уничтожения надводных кораблей, началась разработка противолодочной торпеды, самонаводящейся в двух плоскостях. В системах управления морским оружием стала использоваться радиолокация, в связи с чем возникла сложнейшая проблема автоматического совмещения данных радиолокационных станций с приборами управления огнем. Вначале приборы управления стрельбой и радиолокационные станции действовали раздельно. Ручное введение данных радиолокации не позволяло достичь необходимой эффективности. После решения этой проблемы эффективность боевого применения всех видов морского оружия (кроме минного) резко возросла. Также было найдено решение проблемы создания автоматизированных систем управления оружием, включая все стадии боевого процесса от обнаружения цели до открытия огня. В результате флот стал получать не простые орудия, торпедные аппараты и другие виды оружия, а комплексы, имеющие в своем составе три элемента: радиолокационные приборы обнаружения цели и определения дистанции до нее, собственно оружие (ракетная установка, торпедный аппарат и другие виды), приборы управления стрельбой. Эти элементы были связаны между собой и синхронно действовали как единая структура. Все это позволило значительно увеличить скорострельность артиллерийских систем, уменьшить время подготовки к действию других видов вооружения, сократить численность обслуживающего персонала. Улучшались характеристики приборов управления стрельбой и прицельных приспособлений, разрабатывались соответствующие приборы для подводных лодок, самолетов и торпедных катеров. Повышалась мощность оружия благодаря созданию новых видов взрывчатых веществ и увеличению их массы в торпедах, ракетах, глубинных бомбах, снарядах и минах. Шла работа, направленная на повышение чувствительности неконтактных взрывателей, разрабатывались новые системы самонаведения торпед. Во многих флотах появились атомные подводные лодки со скоростью движения под водой, соизмеримой со скоростью надводных противолодочных кораблей. В связи с этим обычные глубинные бомбы стали почти бесполезными. Появившиеся глубинные бомбы с ядерным зарядом и большим радиусом действия проблему полностью не решали, т.к. могли применяться только авиацией. В результате одним из важнейших средств борьбы с подводными лодками стали специальные противолодочные торпеды, имеющие большую дальность хода и скорость, а также управляемость в двух плоскостях, т.е. по горизонтали и по глубине. Глубина хода противолодочных торпед составляла 450…900 м против 2…18 м у противокорабельных торпед. Создание комбинированных разновидностей оружия типа "ракета-торпеда" и "мина-торпеда" потребовало разработки легких малогабаритных торпед (включая противолодочную авиацию). В наши дни имеющиеся на вооружении торпеды можно классифицировать по следующим признакам: по энергетическим установкам - парогазовые, электрические и твердотопливные; по назначению - для поражения надводных целей и противолодочные; по носителям - корабельные, авиационные и являющиеся головными частями противолодочных мин и ракет; по системам управления - самонаводящиеся, управляемые по проводам, маневрирующие; по типу ВВ - с обычными зарядами и ядерными боевыми частями; по типу взрывателя - контактные и неконтактные. Для улучшения тактико-технических данных торпед применяются новые виды жидкого и твердого топлива, устанавливаются более совершенные энергосиловые установки - газовые турбины, гидрореактивные (водометные) двигатели. В электрических торпедах применяются аккумуляторные батареи нового типа - серебряно-алюминиевые, серебряно-цинковые, никель-кадмиевые и др. Парогазовые торпеды стали работать на унитарном топливе, представляющем собой смесь горючего, окислителя и воды. Для увеличения дальности и скорости хода разрабатываются способы снижения сопротивления воды при движении торпед, для затруднения обнаружения торпеды уменьшается шумность при работе всех ее механизмов, повышается надежность работы систем самонаведения. Советский ВМФ в 1946 г. принял на вооружение электрическую торпеду ЭТ-46 калибра 533 мм, которая при длине 7450 мм имела массу 1810 кг, в том числе 450 кг приходились на заряд ВВ. В 1950 г. на вооружение флота поступила самонаводящаяся электрическая торпеда САЭТ-50, предназначенная для использования с подводных лодок против надводных кораблей. В 1955 г. САЭТ-50 прошла модернизацию, после чего дальность хода ее составила 6 км и скорость 29 узлов. Годом позже флот получил скоростную прямоидущую электрическую торпеду ЭТ-56 с дальностью хода 6 км и скоростью 36 узлов. Впервые послевоенные годы прошла модернизацию парогазовая (тепловая) торпеда 53-39. После установки прибора маневрирования она получила шифр 53-39 МП. В дальнейшем эта модель была оснащена неконтактным электромагнитным взрывателем активного типа и в 1951 г. была принята на вооружение под шифром 53-51. Также велись работы по созданию новых и улучшению характеристик имеющихся авиационных торпед. В 1945 г. авиационные торпеды для низкого торпедометания стали выпускаться с новой системой стабилизации СН-45, позволявшей сбрасывать их с высот 20…100 м. В 1954 г. ВМФ СССР получил торпеду высотного торпедометания 45-54 ВТ, которая применялась с высот 700...10000 м при скорости носителя до 800 км/ч, а в 1956 г. - торпеду для сбрасывания с небольшой высоты. В 1952 г. на вооружение флотской авиации поступила реактивная торпеда РАТ-52, разработанная под руководством главного конструктора Г.Я. Диллона. Параллельно с созданием новых и модернизацией действующих образцов торпед улучшались торпедные аппараты и приборы управления торпедной стрельбой (ПУТС). Так, в 1948 г. эскадренные миноносцы проектов 30, 30-бис и 56 были оснащены пятитрубными торпедными аппаратами ПТА-53, позволявшими вести пороховую беспламенную и воздушную стрельбу. Эти аппараты имели синхронно-следящую передачу, которая производила полуавтоматическое дистанционное и местное наведение на цель. В это же время был принят на вооружение трехтрубный торпедный аппарат ТТА-53 с автоматической наводкой, осуществлявшейся по указаниям центральных приборов и обеспечивавшей автоматический ввод данных в торпеды. Аппараты этого типа устанавливались на сторожевых кораблях проекта 50. В 1952 г. торпедные катера стали оснащаться облегченными торпедными аппаратами ТТКА-53Л. На подводных лодках в 1955 г. были установлены системы беспузырной торпедной стрельбы типа ГС-45, а в 1956 г. - типа ГС-56, которые позволяли выстреливать торпеды с глубин до 45 и 60 м, соответственно, а также ПУТС "Трюм" - в 1946 г. и "Ленинград" - в 1956 г. Надводные корабли в 1948 г. получили на вооружение ПУТС типа "Мина-30-бис", в 1953 г. - "Сталинград", годом позже - "Девиз" и "Онега". В послевоенные годы подводные и надводные корабли стали оснащаться атомными силовыми установками, на вооружение поступали ракеты, которые могли нести ядерные боеголовки. В то же время продолжались работы по разработке новых торпед. Так, в 1956 г. на вооружение советского военно-морского флота поступила созданная под руководством главного конструктора А.Б. Тополянского противокорабельная прямоидущая кислородная торпеда 53-56. В 1964 г. флот получил парогазовую авиационную торпеду 53-56В, созданную на базе образцов 53-56 и 53-39ПМ. Для вооружения дизель-электрических и атомных подводных лодок в 1957 г. была принята на вооружение противокорабельная торпеда 53-57, которая имела дальность хода 18 км при скорости 45 узлов и заряд ВВ массой 306 кг. Следующим шагом в развитии тепловых торпед стала самонаводящаяся торпеда для поражения надводных кораблей, шифр которой был 53-61. После модернизации в 1969 г. данная торпеда получила шифр 53-61М. Она отличалась от предшественницы высоким уровнем защиты от помех, создаваемых акустическими средствами противника. Принятая на вооружение в 1965 г. противокорабельная тепловая перекисно-водородная торпеда 53-65 имела газотурбинный двигатель. Торпеда 53-65 и принятая на вооружение в том же 1965 г. электрическая торпеда СЭТ-65 стали основным типом оружия подводного флота на десятилетия вперед, опередив по боевым возможностям западные аналоги. Под руководством главного конструктора Г.И. Портнова была разработана и в 1968 г. поступила на вооружение флота торпеда 53-58 с ядерной боевой частью. Эта торпеда предназначалась для уничтожения надводных кораблей и объектов на побережье противника. Советские конструкторы приложили немало усилий при создании телеуправляемых торпед. Так, на основе самонаводящихся противолодочных торпед СЭТ-53М и СЭТ-65 были разработаны управляемые по соединяющимся с подводной лодкой проводам торпеды СТЭСТ-68 (принята в 1969 г.) и ТЭСТ-71 (1971 г.), а также комплексы телеуправления КТУ-68 и КТУ-71. Развитие торпедного оружия повлекло за собой усиление мер противолодочной и противоторпедной защиты. Поэтому для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям и судам противника с позиций, недосягаемых для сил противолодочной обороны, а также для уничтожения сооружений и объектов, расположенных возле уреза воды, разрабатывались противокорабельные торпеды калибра 650 мм с большой дальностью хода. Так, в 1973 г. советский ВМФ получил первую торпеду (прямоидущую) такого калибра - 65-73, которая преодолевала 50 км при скорости 50 узлов и оснащалась ядерной боевой частью с дистанционным взрывателем. Такими торпедами были вооружены подводные лодки проекта 671РТ. Через три года на вооружение подводных лодок проектов 671РТ и 671РТМ была принята самонаводящаяся торпеда 65-76. За рубежом проводились эксперименты с реактивными двигателями торпед. При этом ряд технических проблем не позволял обеспечить устойчивую работу двигателей под водой и поддержание постоянного курса ракето-торпеды. Эта задача была решена в СССР, когда в 1977 г. была создана торпеда с реактивным двигателем ВА-111 "Шквал" со скоростью 200 узлов на дистанции 11 км. Разработки отечественных конструкторов пользуются успехом на международных выставках вооружений. Так, на выставке в Абу-Даби в 1993 г. были представлены российские торпеды калибра 533 мм: 53-65КЭ (дальноходная кислородная самонаводящаяся), СЭТ-65-Э (электрическая самонаводящаяся), УСЭТ-96-М (универсальная электрическая самонаводящаяся) и ТЭСТ-71-МЭ (телеуправляемая электрическая самонаводящаяся). (Окончание следует).
| ||