ПОДВОДНЫЙ УДАР Сергей Леонидович Мальчиков (Продолжение. Начало в № 4-6 - 2006,№ 1-4 - 2007 )
В послевоенные годы на развитие морских вооружений огромное влияние оказывал боевой опыт Второй мировой войны, который выявил необходимость улучшения их тактико-технических свойств. Стремительное развитие науки и техники позволяло совершенствовать все виды оружия и создавать их новые образцы. Большое влияние на этот процесс оказывало использование зарубежного опыта и начавшееся соперничество в части морских вооружений. В первые пять лет после войны развитие торпедного оружия в СССР шло по пути увеличения скорости торпед и дальности хода. Возрастала их разрушительная сила, повышалась точность. Проводились работы по созданию самонаводящихся и прямоидущих торпед для уничтожения надводных кораблей, началась разработка противолодочной торпеды, самонаводящейся в двух плоскостях. В системах управления морским оружием стала использоваться радиолокация, в связи с чем возникла сложнейшая проблема автоматического совмещения данных радиолокационных станций с приборами управления огнем. Вначале приборы управления стрельбой и радиолокационные станции действовали раздельно. Ручное введение данных радиолокации не позволяло достичь необходимой эффективности. После решения этой проблемы эффективность боевого применения всех видов морского оружия (кроме минного) резко возросла.
Повышалась мощность оружия благодаря созданию новых видов взрывчатых веществ и увеличению их массы в торпедах, ракетах, глубинных бомбах, снарядах и минах. Шла работа, направленная на повышение чувствительности неконтактных взрывателей, разрабатывались новые системы самонаведения торпед.
В наши дни имеющиеся на вооружении торпеды можно классифицировать по следующим признакам: по энергетическим установкам - парогазовые, электрические и твердотопливные; по назначению - для поражения надводных целей и противолодочные; по носителям - корабельные, авиационные и являющиеся головными частями противолодочных мин и ракет; по системам управления - самонаводящиеся, управляемые по проводам, маневрирующие; по типу ВВ - с обычными зарядами и ядерными боевыми частями; по типу взрывателя - контактные и неконтактные.
Советский ВМФ в 1946 г. принял на вооружение электрическую торпеду ЭТ-46 калибра 533 мм, которая при длине 7450 мм имела массу 1810 кг, в том числе 450 кг приходились на заряд ВВ. В 1950 г. на вооружение флота поступила самонаводящаяся электрическая торпеда САЭТ-50, предназначенная для использования с подводных лодок против надводных кораблей. В 1955 г. САЭТ-50 прошла модернизацию, после чего дальность хода ее составила 6 км и скорость 29 узлов. Годом позже флот получил скоростную прямоидущую электрическую торпеду ЭТ-56 с дальностью хода 6 км и скоростью 36 узлов.
Также велись работы по созданию новых и улучшению характеристик имеющихся авиационных торпед. В 1945 г. авиационные торпеды для низкого торпедометания стали выпускаться с новой системой стабилизации СН-45, позволявшей сбрасывать их с высот 20…100 м. В 1954 г. ВМФ СССР получил торпеду высотного торпедометания 45-54 ВТ, которая применялась с высот 700...10000 м при скорости носителя до 800 км/ч, а в 1956 г. - торпеду для сбрасывания с небольшой высоты. В 1952 г. на вооружение флотской авиации поступила реактивная торпеда РАТ-52, разработанная под руководством главного конструктора Г.Я. Диллона.
В 1952 г. торпедные катера стали оснащаться облегченными торпедными аппаратами ТТКА-53Л. На подводных лодках в 1955 г. были установлены системы беспузырной торпедной стрельбы типа ГС-45, а в 1956 г. - типа ГС-56, которые позволяли выстреливать торпеды с глубин до 45 и 60 м, соответственно, а также ПУТС "Трюм" - в 1946 г. и "Ленинград" - в 1956 г. Надводные корабли в 1948 г. получили на вооружение ПУТС типа "Мина-30-бис", в 1953 г. - "Сталинград", годом позже - "Девиз" и "Онега". В послевоенные годы подводные и надводные корабли стали оснащаться атомными силовыми установками, на вооружение поступали ракеты, которые могли нести ядерные боеголовки. В то же время продолжались работы по разработке новых торпед. Так, в 1956 г. на вооружение советского военно-морского флота поступила созданная под руководством главного конструктора А.Б. Тополянского противокорабельная прямоидущая кислородная торпеда 53-56. В 1964 г. флот получил парогазовую авиационную торпеду 53-56В, созданную на базе образцов 53-56 и 53-39ПМ. Для вооружения дизель-электрических и атомных подводных лодок в 1957 г. была принята на вооружение противокорабельная торпеда 53-57, которая имела дальность хода 18 км при скорости 45 узлов и заряд ВВ массой 306 кг. Следующим шагом в развитии тепловых торпед стала самонаводящаяся торпеда для поражения надводных кораблей, шифр которой был 53-61. После модернизации в 1969 г. данная торпеда получила шифр 53-61М. Она отличалась от предшественницы высоким уровнем защиты от помех, создаваемых акустическими средствами противника. Принятая на вооружение в 1965 г. противокорабельная тепловая перекисно-водородная торпеда 53-65 имела газотурбинный двигатель.
Развитие торпедного оружия повлекло за собой усиление мер противолодочной и противоторпедной защиты. Поэтому для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям и судам противника с позиций, недосягаемых для сил противолодочной обороны, а также для уничтожения сооружений и объектов, расположенных возле уреза воды, разрабатывались противокорабельные торпеды калибра 650 мм с большой дальностью хода. Так, в 1973 г. советский ВМФ получил первую торпеду (прямоидущую) такого калибра - 65-73, которая преодолевала 50 км при скорости 50 узлов и оснащалась ядерной боевой частью с дистанционным взрывателем. Такими торпедами были вооружены подводные лодки проекта 671РТ. Через три года на вооружение подводных лодок проектов 671РТ и 671РТМ была принята самонаводящаяся торпеда 65-76.
(Окончание следует).
| ||