ПАР
Александр Идин
"Паровая
машина (ПМ) - поршневой первичный двигатель, предназначенный для преобразования
потенциальной тепловой энергии (давления) водяного пара в механическую
работу. Рабочий процесс ПМ обусловлен периодическими изменениями упругости
пара в полостях ее цилиндра, объем которых изменяется в процессе возвратно-поступательного
движения поршня. Пар, поступающий в цилиндр ПМ, расширяется и перемещает
поршень. Возвратно-поступательное движение поршня преобразуется с помощью
кривошипного механизма во вращательное движение вала. Впуск и выпуск
пара осуществляются системой парораспределения. Для снижения тепловых
потерь цилиндры ПМ окружаются паровой рубашкой".
(Одно из определений паровой машины)
Каждому приходилось видеть, как
исчезают капельки или лужицы воды с какой-либо поверхности. Это знакомо,
как и то, что если температура поверхности или воздуха станет еще больше,
то и исчезновение наступит скорее. И название этому процессу также известно
- испарение, т.е. превращение вещества из жидкого состояния в газообразное.
Этому процессу подвержены все жидкости без исключения. Только при одинаковых
условиях (температура, давление и т.д.) одни жидкости испаряются быстро,
другие, например, ртуть - медленно. Если испарение происходит медленно,
то увидеть пар удается не всегда. Видно его только при определенных
условиях: например, с мокрой после дождя крыши, обращенной к солнцу,
испарение бывает столь интенсивным, что пар похож на тонкий слой дыма.
В незамкнутом пространстве пар перемешивается с воздухом, с потоками
которого он уносится от поверхности жидкости. Проходит время, и вся
влага испаряется.
Пар, попавший в атмосферу, опять
превращается в жидкость. Но для этого необходимы определенные условия:
достаточное количество пара в воздухе (для этого существует такое понятие
как "влажность"), соответствующие температура и давление.
С понижением температуры при достаточно высокой влажности пар снова
становится жидкостью. В природе это явление, которое называется конденсацией,
часто наблюдается по утрам в виде тумана. Если влаги в воздухе много,
а температура падает значительно, то капельки уже не столь маленькие,
как у тумана, они уже не висят, а падают. И бывает так, что вместо безобидного
дождика с неба хлещет ливень: все зависит от того количества влаги,
которое смогла накопить атмосфера. Как бы то ни было, но вода вновь
вернулась на землю, причем и туда, откуда берут начало реки. Много веков
назад человек догадался, как, например, с помощью водяного колеса использовать
энергию рек, которых без непрерывных процессов испарения и конденсации
не существовало бы.
Но наступило время, когда полученной
таким образом энергии стало недоставать. Особенно для откачивания воды
из шахт, где добывались уголь и руда, а также для привода различных
металлообрабатывающих, ткацких и подобных станков и механизмов. Иногда
приходилось тянуть привод от водяного колеса, установленного на реке,
до цехов со станками несколько километров. Требовалось найти источник
механической энергии рядом с рабочим местом. Зная о том, что в истории
развития техники был период паровых машин, можно было бы предположить,
что некто пытливый и любознательный, заметив, как крышка над котлом
с кипящей водой приподнимается, и, выпустив порцию пара, падает на место,
поймет, что этому можно найти применение. Но, видимо, никто из них не
ходил на кухню и не стоял у плиты, а читал научные книги.
А
в начале XVII века в науке произошли некоторые события. Во-первых, в
1601 г. итальянский ученый Д. Порта заметил, что при конденсации водяных
паров в замкнутом пространстве образуется разрежение. Во-вторых, в 1643
г. итальянский физик Э. Торричелли доказал, что существует атмосферное
давление. И, в-третьих, опыты 1654 г., с помощью которых немецкий физик
О. Герике доказал существование массы и упругости воздуха, подсказали
идею об объединении этих знаний для создания пароатмосферной машины.
Первым, кому удалось ее создать, был французский физик и изобретатель
Д. Папен. В 1690 г. он опубликовал описание такой машины, конструкция
и принцип действия которой показаны на рис. 1.
В вертикально расположенном цилиндре
1 находится поршень 2, который с помощью стержня 3, проходящего через
верхнюю крышку цилиндра, соединяется с тросом 5. Другой конец троса
предназначен для присоединения через систему блоков 6 к грузу 8, который
необходимо поднять. В цилиндре на дне находится вода. Для установки
машины в исходное состояние необходимо опустить поршень путем удаления
воздуха под ним через отверстие, которое открывается и закрывается специальным
стержнем-клапаном 4. Когда поршень достигает поверхности воды, отверстие
закрывают, и под цилиндр устанавливают источник тепла. Вода закипает,
образовавшийся пар поднимает поршень, который в верхней точке фиксируют
стопором 7. Затем убирают источник тепла, подсоединяют груз, убирают
стопор и охлаждают цилиндр с внешней стороны водой. Пар конденсируется,
давление в цилиндре падает, и под действием давления атмосферного воздуха
поршень опускается, а груз, естественно, поднимается.
Ура! Машина работает! И все было
бы хорошо, но только практического применения данная конструкция не
нашла из-за большого расхода топлива, недостаточной мощности, слишком
маленькой высоты подъема груза, например воды из шахт, что было одной
из основных проблем того времени. Ну, а кому как не шахтовладельцам
браться за решение этой задачки? Один из них, англичанин Т. Севери,
придумал и в 1698 г. получил патент на машину для подъема воды и получения
движущей силы для всех видов производства. По правде, у Севери получился
только паровой насос, сделать паровую машину он, видимо, предполагал
позднее, а пока с помощью патента хотел "застолбить" привилегию
на нее за собой.
На
рис. 2 показан его насос и поясняется принцип работы. В этой конструкции
впервые был применен паровой котел как самостоятельный элемент. Вода
в котле 6 нагревалась, и получался пар. Затем открывался клапан 5, и
пар поступал в конденсационный сосуд 7. Вода из него поступала в трубу
1, предназначенную для откачки воды из шахты. Т.к. при этом клапан 2
закрыт, а клапан 3 открыт, то вода выливается из верхнего конца трубы.
После того как в сосуде 7 вся вода будет вытеснена, клапан 5 закрывается,
а открывается клапан 4 подачи охлаждающей воды в конденсационный сосуд
7. Пар конденсируется, давление в сосуде 7 падает, и под действием атмосферного
давления вода по трубе 4 поднимается через открытый клапан 2 в сосуд
7. Клапан 3 при этом закрыт. После прекращения поступления воды в сосуд
7 клапан 4 закрывается, а клапан 5 открывается. Затем процесс повторяется
вновь.
Из-за низкой прочности котлов максимальное
давление пара не превышало 3 атм, поэтому максимальная высота подъема
воды была порядка 25 м. Глубина откачки через трубу 1, соответственно,
чуть больше 10 метров. Но, несмотря на это, а так же на то, что к.п.д.
парового котла не превышал 0,3 %, эта машина нашла применение на шахтах.
Для обеспечения подачи воды с больших глубин последовательно устанавливалось
несколько таких насосов по глубине шахты. И это было первое промышленное
применение пара.
(Продолжение следует)