Поиск по сайту


ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОПРОМА

Традиционно завершая календарный год, на этот раз 2007-й, автомобильная общественность подвела итоги проделанной работы, проанализировала основные тенденции в отечественном автопроме на очередной - XVI Международной автомобильной конференции. Состоялась она 19 декабря в конференц-зале Торгово-промышленной палаты, и, как всегда, ее организатором стало ОАО "Автосельхозмаш-холдинг".

Открыли конференцию два сопредседателя: М.Н. Добындо, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в автомобильной сфере, и И.А. Коровкин, исполнительный директор Объединения автопроизводителей России.

Автомобильная промышленность России - ведущая отрасль машиностроения (23,8 %) - это более 250 крупных и средних предприятий, на которых занято 600 тыс. человек, а с учетом смежных отраслей - более 5 млн человек. С другой стороны, доля автопрома России в мировом выпуске автомобилей составляет всего 2,2 %.

Автомобиль из КитаяВ 2007 г. в России продано 2,7 млн легковых автомобилей. Много? Да. Рост по сравнению с 2006 г. составляет 28 %! Но составляющие этого роста достаточно удручающие для старейших отечественных предприятий - их вклад составляет всего 800 тыс. авто (рост на 7,2 %). При этом организованная на территории России промышленная сборка иномарок в этом году выдала "на гора" уже 400 тыс. авто (рост на 58 %!). Импорт новых иномарок достиг 1,1 млн (рост на 50 %). Расширяется ввоз подержанных иномарок - 400 тыс. штук (на 25 %). Таким образом, потребности внутреннего рынка сегодня на 55 % обеспечиваются импортными поставками. Обеспечиваются, но не удовлетворяются. И, по оценке специалистов, в ближайшие годы данная тенденция сохранится.

Автомобиль из КитаяТакое состояние отечественного автопрома подталкивает как западных, так и восточных производителей к активным действиям. Громадный, постоянно растущий российский рынок стал лакомым кусочком. Именно поэтому в Восточной Европе (Чехии, Словакии, Польше) строятся заводы по производству автомобилей и их компонентов для последующего экспорта, прежде всего, в Россию. На наш рынок нацелены компании и из тех стран, куда мы сами некогда поставляли автомашины: Китай, Индия и даже Иран. Особенно "агрессивную" политику проводят китайские производители. Это заметно не только по присутствию на всевозможных автовыставках и автофорумах, где экспозиции КНР год от года занимают все больше и больше места, но и по стремительному росту количества китайских машин на отечественных дорогах. Попытка успокоить себя невысоким качеством их автомобилей обманчива: мы упускаем время, а конкуренты, тем временем, совершенствуют свои технологии.

Предполагается, что к 2010 г. российский рынок сможет поглотить 3,2 млн легковых машин, а мощности традиционных автопроизводителей и предприятий, работающих на условиях "промышленной" сборки, смогут обеспечить производство и выпуск только 1,7 млн авто, что приведет к необходимости импорта полутора миллионов машин, в т.ч. и китайских, испанских и др.
Столь же плохо обстоят дела и с грузовыми автомобилями, или, как сейчас принято называть, коммерческим транспортом. Если в 2002 г. экспорт и импорт грузовиков был приблизительно равным - 11,5 (экспорт) и 10,3 тыс. (импорт), то в этом году будет 60,2 и 89,5 тыс., соответственно. Всего же всеми предприятиями на территории России будет произведено 282,5 тыс. грузовых машин. Такое положение особенно тревожно в связи с тем, что российская армия ориентируется только на отечественные автомобили.

Двигатель из КитаяУстранение проблемы путем строительства новых предприятий, ориентированных на промышленную сборку, может, конечно, решить вопросы наполнения рынка, но это не обеспечит роста (ориентировочно на 10 %) производства валового внутреннего продукта. В перспективе наша страна будет тратить значительную часть средств, полученных от продажи энергоносителей, на закупку автокомпонентов и, прежде всего, двигателей.

Выход видится в одновременном строительстве как сборочных заводов (а ими, по существу, являются производители всех известных мировых брендов), так и заводов по производству автокомпонентов, причем недалеко от сборочных линий. В свое время по этому принципу был построен завод в Тольятти. Нужно строить новые предприятия, но для этого требуются политическое решение руководства государства и финансовая поддержка с его стороны. Пока же правительство только начинает искать подходы к решению проблем автопрома России.

Соб. инф.