ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОПРОМА Традиционно завершая календарный год, на этот раз 2007-й, автомобильная общественность подвела итоги проделанной работы, проанализировала основные тенденции в отечественном автопроме на очередной - XVI Международной автомобильной конференции. Состоялась она 19 декабря в конференц-зале Торгово-промышленной палаты, и, как всегда, ее организатором стало ОАО "Автосельхозмаш-холдинг". Открыли конференцию два сопредседателя: М.Н. Добындо, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в автомобильной сфере, и И.А. Коровкин, исполнительный директор Объединения автопроизводителей России. Автомобильная промышленность России - ведущая отрасль машиностроения (23,8 %) - это более 250 крупных и средних предприятий, на которых занято 600 тыс. человек, а с учетом смежных отраслей - более 5 млн человек. С другой стороны, доля автопрома России в мировом выпуске автомобилей составляет всего 2,2 %. В 2007 г. в России продано 2,7 млн легковых автомобилей. Много? Да. Рост по сравнению с 2006 г. составляет 28 %! Но составляющие этого роста достаточно удручающие для старейших отечественных предприятий - их вклад составляет всего 800 тыс. авто (рост на 7,2 %). При этом организованная на территории России промышленная сборка иномарок в этом году выдала "на гора" уже 400 тыс. авто (рост на 58 %!). Импорт новых иномарок достиг 1,1 млн (рост на 50 %). Расширяется ввоз подержанных иномарок - 400 тыс. штук (на 25 %). Таким образом, потребности внутреннего рынка сегодня на 55 % обеспечиваются импортными поставками. Обеспечиваются, но не удовлетворяются. И, по оценке специалистов, в ближайшие годы данная тенденция сохранится. Такое состояние отечественного автопрома подталкивает как западных, так и восточных производителей к активным действиям. Громадный, постоянно растущий российский рынок стал лакомым кусочком. Именно поэтому в Восточной Европе (Чехии, Словакии, Польше) строятся заводы по производству автомобилей и их компонентов для последующего экспорта, прежде всего, в Россию. На наш рынок нацелены компании и из тех стран, куда мы сами некогда поставляли автомашины: Китай, Индия и даже Иран. Особенно "агрессивную" политику проводят китайские производители. Это заметно не только по присутствию на всевозможных автовыставках и автофорумах, где экспозиции КНР год от года занимают все больше и больше места, но и по стремительному росту количества китайских машин на отечественных дорогах. Попытка успокоить себя невысоким качеством их автомобилей обманчива: мы упускаем время, а конкуренты, тем временем, совершенствуют свои технологии. Предполагается, что к 2010 г. российский
рынок сможет поглотить 3,2 млн легковых машин, а мощности традиционных
автопроизводителей и предприятий, работающих на условиях "промышленной"
сборки, смогут обеспечить производство и выпуск только 1,7 млн авто,
что приведет к необходимости импорта полутора миллионов машин, в т.ч.
и китайских, испанских и др. Устранение проблемы путем строительства новых предприятий, ориентированных на промышленную сборку, может, конечно, решить вопросы наполнения рынка, но это не обеспечит роста (ориентировочно на 10 %) производства валового внутреннего продукта. В перспективе наша страна будет тратить значительную часть средств, полученных от продажи энергоносителей, на закупку автокомпонентов и, прежде всего, двигателей. Выход видится в одновременном строительстве как сборочных заводов (а ими, по существу, являются производители всех известных мировых брендов), так и заводов по производству автокомпонентов, причем недалеко от сборочных линий. В свое время по этому принципу был построен завод в Тольятти. Нужно строить новые предприятия, но для этого требуются политическое решение руководства государства и финансовая поддержка с его стороны. Пока же правительство только начинает искать подходы к решению проблем автопрома России. Соб. инф.
| ||