О ВЫБОРЕ ОБОРУДОВАНИЯ И ПОСТАВЩИКА Филипп Богомолов
Сегодня ни одно машиностроительное предприятие не может обойтись без современного оборудования. Но, к сожалению, отечественное станкостроение удовлетворить новые требования не в состоянии. Как правило, российские производители вынуждены покупать импортное оборудование, обращаясь к представителям иностранных компаний или различного рода посредникам. Чаще при этом мы получаем то, за что платим наши деньги, но, тем не менее, от проблем это нас не уберегает. Недавно я побывал в компании ООО ПТП "Поршень" и то, что услышал от сотрудников, меня поразило. Надеюсь, что этот рассказ поможет избежать проблем руководителям предприятий, размышляющим, какое оборудование приобрести и у какого поставщика. Речь идет о крупном машиностроительном предприятии Поволжья, специализирующемся на изготовлении резервуарного оборудования и устройств слива-налива для нефтяной и газовой промышленности (подробности: zavod34.ru). Естественно, без станков особой точности не обойтись. Под очень серьезные операции компания выбрала 5-координатный фрезерный центр Kitamura Mytrunnion. От московско-воронежской фирмы-посредника "Солвер" они получили спецификацию, в которой значилась точность наклона оси - А 0,001°. Это как раз то, что устраивало. Летом 2005 г. заключили контракт, ждали свой новый станок, предвкушая радость от доходов, которые должны были получить при успешном внедрении этой новинки. Какие, казалось бы, сомнения, ведь сотрудники из компании "Солвер" - такие серьезные и солидные люди, так убедительно уверяли в правильности выбора. Проблемы начались сразу после пуско-наладочных работ. Первые же тесты показали, что в лучшем случае точность угла 0,0045° - в пять раз хуже! Заказчиков это не устраивало, потому что детали, которые предполагалось обрабатывать на этом станке, должны были изготавливаться именно с точностью 0,001°. Когда заказчики обратились к поставщикам, то серьезность и обходительность последних тут же куда-то подевалась! Около двух лет заказчиков из Поволжья кормили обещаниями, а потом и вовсе стали игнорировать. Те обратились к фирме-изготовителю. Сначала связались с немецким филиалом Kitamura Mytrunnion. Только в июле 2007 г. (!) в сопровождении посредников из "Солвера" приехал "японский дядя" К. Коизуми. Японец за четыре дня убедился в том, что угловая точность не превосходит 0,0045°, но пояснил, что она такая и должна быть. Оказывается, те рекламные данные в проспектах "Солвера" и в договоре купли-продажи содержали "ошибку перевода с японского". Весело! Вот открытие! Через два года обнаружилась маленькая ошибочка - в 5 раз! Всего-то! Хорошо, раз уж так, - исправляйте! Верните деньги, заберите свой станок. Обошлось это чудо техники в $ 547316, более полумиллиона долларов! И это еще не все, ведь, покупатель станка из-за "недоразумения" не выполнил условия договоров собственных заказчиков. Разумеется, они потребовали выплаты штрафов, неустоек. От "Солвера" же, на данный момент, мы не получили ни копейки! Конечно, придется бороться уже в судебном порядке. Но вопрос даже не в хозяйственном споре. Совершенно очевидно, что руководство "Солвера" не могло не понимать, что намеренно вводит покупателя в заблуждение. А это уже уголовное дело! Может быть, с другими покупателями преднамеренный обман "Солверу" с рук сходил, но сотрудники приволжского предприятия уверяют, что с ними этот фокус не пройдет! "Солвер" (solver) по английски - это тот, кто что-то решает. Проблемы обманутых заказчиков "Солвер" не только не решил, но и создал массу других. Честнее было бы переименовать "Солвер" в "Читер" (cheater). Так теперь их называют на заводе "Поршень". К сожалению, "Солвер" не одинок. В ноябре прошлого года "Поршень" заключил договор с фирмой-посредником "Галика" на поставку фрезерного центра "Микрон" HMP1850U. По договору заказчики должны были получить станок в конце июня 2007 г. В июле "Поршень" планировал задействовать новый "Микрон" в технологическую цепочку по изготовлению оснастки для их заказчика. Однако получили станок только в сентябре - задержка на 3 месяца! Заказ был сорван, "Поршень" должен был выплатить заказчику пени в размере 8,08 млн руб., а также штрафы - 8,7 млн рублей. Т.е. 16,7 млн рублей - убытки в виде реального ущерба из-за неоправданной просрочки поставки. Но это только половина беды: станок был доставлен без жесткой упаковки, что является грубым нарушением условий контракта. При погрузо-разгрузочных операциях станок, естественно, получил многочисленные повреждения, многие его части деформировались. Перед отгрузкой швейцарская фирма не удосужилась помыть и почистить станок: в баке обнаружились остатки эмульсии, стружка! Подумали, вероятно, что этим русским ... и так сойдет. Конечно, поставленное с таким демонстративным пренебрежением к покупателю оборудование не могло поступить комплектным. И действительно, в станке не хватало многих частей; в частности, заказчику "забыли" отправить центральный опорный башмак. На соответствующих частях станка отсутствовала консервирующая смазка, что привело к образованию ржавчины. В таком виде получить новый импортный станок "Поршень" никак не ожидал, хотя опыт покупки импортного оборудования у предприятия уже имелся. Претензии "Поршня" встретили …раздражение (!) сотрудников "Галики". Конечно, ведь русские должны были благодарить, что хоть синтетической "рогожкой" станок обернули! Ведь могли и без нее - "внавал" доставить! Радуйтесь, что хоть такое привезли! Благодетели… О замене негодного станка они и слышать не захотели, тем более о компенсации потерь. Такая мысль их не столько возмутила, сколько позабавила. Подумаешь, на квартал задержали, другим и на год с лишним задерживали (известно несколько таких случаев!) - и ничего! С вежливостью и солидностью, понятно, как в отношениях с "Солвером". Вот так! Думаю, завод "Поршень" будет добиваться справедливости и своего добьется. Возможно, кого-то такие ситуации насторожат и уберегут от ошибок. Тем более, не все так плохо на рынке оборудования. Есть порядочные поставщики, хорошее надежное оборудование. Без проблем поставляются и отлично работают электроэрозионные станки "Содик". Точно выполнила свои обязательства фирма Knuth: "Поршень" очень доволен их ленточнопильным портальным станком. Были проблемы со "Средневолжским станкостроительным заводом", но их решили по-джентельменски, к обоюдному удовлетворению сторон. Опыт "Поршня" наглядно
дает понять, что доверять в выборе оборудования нужно с предельной осторожностью.
Те горе-посредники, о которых рассказано выше, очевидно, хорошей репутацией
не пользуются. А ведь доверие потерять очень легко, но восстановить
практически невозможно. Уверен, что этот рассказ о негативном опыте
буде полезен руководству подобных машиностроительных предприятий. Будьте
осторожны!!!
| ||||