ЮБИЛЕЙ ВЫДАЮЩЕГОСЯ КОНСТРУКТОРА 4 декабря 2007 года исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося конструктора авиационных двигателей - Сергея Петровича Изотова, память о котором у всех, кто с ним сотрудничал, сохранится на многие десятилетия. А о его заслугах в становлении отечественного двигателестроения будут вспоминать еще дольше. Сергей Петрович Изотов - ученик и первый заместитель В.Я. Климова. Он возглавил Ленинградское ОКБ завода авиационного моторостроения № 117 (позже - ЛНПО, сейчас - ОАО "Климов") в 1960 г. после ухода на пенсию своего учителя и основателя предприятия. С.П. Изотов руководил ЛНПО им. В.Я. Климова более 20 лет. Под его руководством были созданы ТВ2-117 - вертолетный ТВД со свободной турбиной, давший начало наиболее многочисленному семейству вертолетных двигателей. Среди всех ГТД, созданных в мире, двигатели ТВ2-117 и ТВ3-117, имеющие более двух десятков модификаций, обладают самым широким спектром применения. Они установлены более чем на 60 типах российских и зарубежных вертолетов и самолетов, которые эксплуатируются в 80 странах мира. Модернизация двигателей семейства ТВ-3 продолжается до нашего времени. На основе ТВ-3 уже после ухода из жизни С.П. Изотова был создан двигатель ТВ7-117, в свою очередь также положивший начало новому модельному ряду двигателей для перспективных самолетов и вертолетов. Под непосредственным руководством Сергея Петровича в ОКБ создали и ТВД ГТД-350 для легкого вертолета Ми-2. Позже на базе ГТД-350 в ЛНПО разработали танковый ГТД-350Т, устанавливавшийся на опытном танке и некоторых других наземных транспортных средствах. В семидесятых годах минувшего века под руководством С.П. Изотова специально для танка Т-80 был создан газотурбинный двигатель ГТД-1000. В 1976 г., после долгого перерыва в создании ТРД, в Ленинградском ОКБ создали ТРДДФ РД-33 для нового истребителя МиГ-29. Работами руководил Сергей Петрович, и во многом именно благодаря его энергии двигатель в 1981 г. пошел в серию, но, к сожалению, уже после безвременной кончины генерального конструктора. Всю свою жизнь С.П. Изотов занимался созданием авиационных, ракетных, танковых двигателей. Он не только руководил важнейшими исследованиями в области газотурбинного двигателестроения, но и настойчиво занимался проблемами, связанными с перспективным развитием предприятия, особенно подготовкой кадров. С этой целью он основал кафедру энергомашиностроения в Политехническом университете, которая по сей день готовит инженерные кадры для ОАО "Климов". ОАО "Климов" достойно отметило юбилей своего генерального конструктора. В частности, состоялось торжественное открытие памятной мемориальной доски в Политехническом университете, который Сергей Петрович Изотов окончил в 1941 г. Речи на открытии мемориальной доски произнесли генеральный конструктор ОАО "Климов" Алексей Григорьев, соратники Сергея Петровича Изотова, а также сын конструктора - Петр Сергеевич Изотов, который продолжает традиции своего отца и разрабатывает авиадвигатели в ОКБ "Климов". В
рамках юбилейных торжеств была организована научно-техническая конференция
"Климовские чтения", посвященная инновационным технологиям
развития авиационной промышленности. На конференции были подняты актуальные
проблемы современного авиастроения, обсуждение которых происходило достаточно
эмоционально. Круглый стол позволил участникам не только выступить со
своими докладами и рассказать о проектах, но и выслушать комментарии
более опытных коллег, почерпнуть для себя ценную информацию. По заверению
почетных гостей - руководителей ведущих авиационных предприятий страны
- Сергей Петрович Изотов был бы горд тем, что на смену ему пришли новые
талантливые специалисты.
| ||