ПОДВОДНЫЙ УДАР Сергей Леонидович Мальчиков (Продолжение. Начало в № 4-6 - 2006,№ 1-3 - 2007 ) Союзница Германии и Италии Япония на 1 декабря 1941 г. имела 63 подводные лодки в боевом составе флота и 29 в постройке. К моменту вступления в войну японский подводный флот был больше германского. За годы войны в Японии было построено 129 подводных лодок, однако потери составили 130 лодок. Все 192 подводные лодки принимали участие в боевых действиях. Для сравнения скажем, что в боевых действиях со стороны США участвовало 190 лодок. Однако сравнение эффективности их действий далеко не в пользу Японии. Если на одну погибшую американскую лодку приходилось 98000 брт грузоподъемности уничтоженных судов, то на одну японскую - 6000 брт, т.е. в 16 раз меньше. В действиях против боевых кораблей перевес американских подводников также значителен. Подводники японского флота потопили 34 корабля (два авианосца, два крейсера, 17 эсминцев, 11 эскортных кораблей, две подлодки) и повредили три авианосца, два линкора, два крейсера; на счету американских подводников - 176 потопленных кораблей (восемь авианосцев, линкор, 12 крейсеров, 45 эсминцев, 77 противолодочных кораблей, 10 минных заградителей и 23 подлодки) и девять поврежденных - два линкора, четыре авианосца и три крейсера. Такое соотношение частично объясняется тем, что в основе стратегических планов японского флота была теория захвата и доктрина господства на море в расчете на активные действия крупных надводных кораблей. Совместно с ними должны были действовать подводные лодки. Для этого в Японии был создан мощный надводный флот (10 линкоров, 10 авианосцев, 38 тяжелых и легких крейсеров, 112 эсминцев), основными задачами которого являлись завоевание господства на Тихом океане, уничтожение главных сил флотов США и их союзников, поддержка армии в захвате и обороне территорий Южных морей и Юго-Восточной Азии. Японское командование рассматривало подводные лодки как средство для уменьшения сил американского флота до размеров, не способных помешать флоту Японии одержать победу в морском сражении. Подводные лодки Страны Восходящего Солнца использовались для малоэффективных поисков боевых кораблей противника, постановки минных заграждений, артиллерийских обстрелов побережья США, снабжения изолированных гарнизонов и т.д. В то же время подводные лодки не привлекались для систематических действий на коммуникациях противника. Командующий подводным флотом вице-адмирал Мива в 1944 г. заявил: "Основное значение наших лодок - быть вспомогательными нашему надводному флоту". При этом необходимо отметить, что большинство подводных лодок, построенных до войны, было скопировано с устаревших иностранных подлодок. Образцами для лодок I-1, I-68, I-121 были германские лодки времен Первой мировой войны, а RO - английские типа L. Для борьбы на коммуникациях противника могли быть использованы только 23 лодки. Из числа остальных 17 подлодок применялись как носители самолетов дальней разведки для нужд надводного флота, пять - типа I-16 предназначались для транспортировки сверхмалых подводных лодок, четыре, типа I-121 были построены как минные заградители, а 14 типа RO были пригодны лишь для действий в прибрежных районах. Уже во время войны в Японии в основном строились подводные лодки - носители самолетов и сверхмалых подводных лодок и подводные транспорты, которые не играли существенной роли в боевых действиях на Тихом океане. В 1942 г. было решено построить 18 громадных лодок, первые из которых - I-400 и I-401 вступили в строй в январе 1945 г. Эти лодки могли транспортировать по три самолета-торпедоносца. Введенные позднее I-13 и I-14 имели по два самолета. Транспортные подводные лодки без торпедного вооружения могли перевозить 110 человек, 5 т груза внутри прочного корпуса и 20 т вне его. Попытки Германии склонить Японию к серийному строительству океанских подводных лодок по образцам немецких лодок успеха не имели. Практически все подводные лодки, построенные до 1944 г. были весьма низкого качества. В книге М. Хасимото "Потопленные" приводится оценка японских лодок коммандером флота США Э. Бич, который писал: "Японские подводные лодки были слишком большими (почти в два раза больше американских), трудно управляемыми под водой, система управления была сложной и недостаточно надежной." Выведя из строя основные силы Тихоокеанского флота США в Пёрл-Харборе 7 декабря 1941 г., японцы захватили стратегическую инициативу и добились господства на море. Однако осенью 1942 г. Япония была вынуждена перейти к стратегической обороне, а в 1943 г. окончательно утратила господство на море. Таким образом, расчеты на молниеносную войну не оправдались. Американцы перешли в наступление и японцы не сумели защитить свои морские коммуникации. Адмирал С.Г. Горшков в своей книге "Морская мощь государства" отмечал, что "борьба на морских коммуникациях в Тихом океане приняла своеобразный и в значительной мере односторонний характер. Японские подводные лодки действовали против крупных боевых надводных кораблей противника и не использовались для борьбы на его путях сообщений. Поэтому американские морские перевозки остались, по существу, без воздействия японского флота". В то же время нельзя утверждать, что японские
подводные лодки совсем не участвовали в борьбе на морских коммуникациях
противника. Свой боевой счет они открыли в конце декабря 1941 г., потопив
четыре судна у западного побережья США и три в районе Гавайских островов.
На тихоокеанских коммуникациях действия подводного флота Японии носили
эпизодический характер, поэтому достигнутые успехи не были значительными.
Так, в центральной и северной части Тихого океана было потоплено 18
судов, а в юго-западной - 33 судна. Наиболее эффективными были действия
японцев в Индийском океане, так как транспорты там ходили без охранения.
Всего в акватории этого океана японские подводники потопили 119 транспортов,
потеряв всего две лодки: I-34 и I-160. Подводные лодки США действовали на японских коммуникациях более успешно. За годы войны они провели 4873 торпедных атаки, из которых около 28 % были успешными. На потопление одного судна расходовалось до 13 торпед. Подводные лодки ВМФ США во Второй мировой войне потопили 1149 японских торговых судов, в том числе 117 танкеров, что составляет около 64 % всех уничтоженных кораблей и судов противника. Кроме того, подводниками было спасено 504 летчика со сбитых над океаном самолетов. Всего в боевых действиях принимали участие 315 подводных лодок. 190 американских подводных лодок потопили как минимум одно судно. Потери подводного флота США составили 52 подводных лодки, при этом погибло 3505 подводников. К концу 1944 г. на Тихом океане действовали 156 американских подлодок и 60 японских. В первые военные годы американские подводники были вынуждены соблюдать строгий режим экономии при расходовании боезапаса, т.к. флот не располагал необходимым количеством торпед. В то время на вооружении подводных лодок была парогазовая торпеда Mk-14 (калибр 533 мм, длина 6250 мм, общий вес 1415 кг, масса ВВ составляла 180 кг, 4100 м преодолевались со скоростью 46 уз, а 8200 м со скоростью 32 уз, двигатель - 2-ступенчатая турбина). При этом надо отметить, что имевшиеся торпеды плохо удерживали установленную глубину хода, а взрыватели были ненадежными. Только через два года после начала войны промышленность США смогла наладить выпуск более совершенных торпед. В конце 1942 г. американцы захватили немецкую электрическую торпеду G7e, но воспроизвести ее сумели только в конце 1943 г. Наибольшей результативности добилась подлодка "Tang", которая за семь месяцев участия в боевых действиях отправила на дно 24 японских судна. Однако 24 октября 1944 г. эта лодка атаковала японский конвой, потопив несколько судов и эсминец охранения. По последнему транспорту было выпущено две торпеды. Одна из них попала в цель, другая прошла мимо и, сделав левый разворот, угодила в подлодку. Из 66 членов экипажа спаслось лишь девять человек. В боевых действиях в Атлантическом океане и на Средиземном море активное участие принимали подводные лодки Великобритании. Несколько лодок действовали на Тихом океане. Английские подлодки на Средиземном море нанесли значительный ущерб транспортному флоту, осуществлявшему снабжение армии Роммеля, действовавшей в Северной Африке. Во Второй мировой войне участвовали 233 подводных лодки Великобритании и стран, находившихся в то время под ее контролем, потопившие 10 крейсеров, 368 торговых судов, 41 подводную лодку, потеряв при этом 76 подлодок. В феврале 1945 года состоялся поединок подводных лодок в подводном положении (под перископом). В этой дуэли верх взяла английская лодка "Venturer", которая потопила немецкую U-864. Всего за годы войны английские подводники произвели 1671 торпедную атаку, из которых 770, или 46 % были успешными. В цель попали 1040 торпед из 5121 выпущенной. На вооружении британских подлодок состояли парогазовые торпеды Mk-IV и Mk-X. Первая из них имела калибр 533 мм, общую массу 1490 кг, в т.ч. 235 кг - заряд ВВ, длину 6950 мм и развивала скорость 35 уз на дистанции 7320 м и 29 уз - на 9600 м, двигатель - 4-цилиндровый звездообразный. В годы Второй мировой войны флотами практически всех воевавших стран широко применялась торпедоносная авиация, участвовавшая во многих морских операциях. В зависимости от ситуации торпедоносцы действовали самостоятельно, а в ряде случаев - во взаимодействии с бомбардировщиками, торпедными катерами и подводными лодками. Так, 11 ноября 1940 г. английская авиация нанесла воздушный удар по главной базе итальянского флота в Таранто, чтобы обезопасить проводку ценного конвоя из Англии. На момент удара в гавани находились шесть линкоров, включая два новейшей постройки, пять тяжелых и девять легких крейсеров, 27 эсминцев и 10 подводных лодок. Для проведения этой операции англичане выделили ударную группу (авианосец "Illustrious", легкий крейсер, три тяжелых крейсера и четыре эсминца), группу оперативного прикрытия (четыре линкора, два тяжелых крейсера и 12 эсминцев). 11 ноября группа оперативного прикрытия расположилась между Таранто и о. Кефаллония, демонстративная группа - в проливе Отранто. Ударная группа вышла на позицию в 170 милях юго-восточнее итальянской базы. В 21.30 с авианосца "Illustrious" поднялась первая группа самолетов - шесть торпедоносцев "Суордфиш", четыре пикирующих бомбардировщика и два самолета-осветителя. Торпедоносцы атаковали линкоры. Два звена по три самолета в каждом с высоты около 10 м сбросили торпеды; в линкоры "Conte di Cavour" и "Littorio" попало по одной торпеде. В
22.30 с авианосца взлетела вторая группа - пять торпедоносцев, два самолета-осветителя
и два бомбардировщика. Таким образом, три линкора и два тяжелых крейсера
получили значительные повреждения. Англичане потеряли при этом всего
два самолета. Авиация сыграла значительную роль в борьбе с подводными лодками Германии. В годы Второй мировой войны Германия потеряла 781 подводную лодку, их них 329 (42,2 %) потопила авиация берегового базирования, 46 (5,9 %) - корабельная противолодочная авиация. Совместными усилиями авиации и надводных кораблей уничтожено 48 подлодок (6,1 %). Действия авиации по борьбе с подводными лодками на Тихоокеанском театре военных действий были не столь эффективны, как в Атлантике и европейских водах. Из 130 потопленных японских подводных лодок на долю авиации США приходится всего 13, а еще семь было уничтожено совместно с надводными кораблями. Таким образом, на Тихом океане авиация принимала участие в 15,3 % атак, приведших к потоплению японских подлодок, т.е. в три раза меньше, чем в Атлантике и на Европейском театре военных действий. Значительных успехов добилась торпедоносная авиация в борьбе с крупными надводными кораблями. 7 декабря 1941 г. в гавани Пёрл-Харбор на о. Оаху находились главные силы Тихоокеанского флота США: восемь линкоров, два тяжелых и шесть легких крейсеров, 29 эсминцев, пять подводных лодок, минные заградители, тральщики и другие корабли - всего 93 боевых корабля и вспомогательных судна. На аэродромах острова находились 574 самолета. В базе не было авианосцев, входивших в состав двух отдаленных одно от другого и от базы соединений. В этот день японский флот нанес удар по американской базе. В операции участвовали ударное авианосное соединение и передовое соединение. В ударное соединение входили шесть авианосцев, имевших на борту 424 самолета, линкоры, крейсеры, 11 эсминцев, три подлодки и восемь танкеров. Удар наносился двумя эшелонами авианосной авиации. Первый эшелон (40 торпедоносцев, 51 пикирующий бомбардировщик, 49 высотных бомбардировщиков, 43 истребителя) за пять минут до времени атаки кораблей нанесли бомбовые удары по аэродромам Хикэм, Уилер и базе гидросамолетов на о. Форд. В 8.00 самолетами-торпедоносцами, имевшими по одной торпеде, были атакованы линкоры, после них высотные бомбардировщики сбросили по одной 800-кг бронебойной бомбе. Потери первого эшелона составили девять самолетов. Налет второго эшелона (81 пикирующий бомбардировщик, 54 бомбардировщика, 36 истребителей) проходил в более трудных условиях и продолжался около часа. Потери второго эшелона были более значительными - 20 самолетов. Около 12.00 ударное авианосное соединение приняло вернувшиеся самолеты и начало отходить на северо-запад. В результате этого налета было потоплено и повреждено 19 боевых кораблей, в т.ч. все линкоры, на аэродромах уничтожено 311 самолетов, 2434 человек погибли. 10 декабря 1941 г. в Сиамском заливе японские самолеты-торпедоносцы берегового базирования потопили два крупных английских корабля - линкор "Prince of Wales" и линейный крейсер "Repulse". Авиация ВМС США 4 июня 1942 г. в сражении у о. Мидуэй потопила четыре японских авианосца и тяжелый крейсер, повредив также линкор, тяжелый крейсер, три эсминца и танкер, сбив при этом 253 самолета противника. Потери американцев составили авианосец и эсминец, а также 150 самолетов. На морских коммуникациях Японии самолеты-торпедоносцы США за годы войны уничтожили 358 транспортов, общий тоннаж которых составил 1329184 брт. (Продолжение следует).
| ||