Поиск по сайту


 

ЗНАМЕНИТЫЕ ПАРОХОДЫ НА МОНЕТАХ

Андрей Барановский

Если брать все монеты, выпущенные разными странами в честь самых известных пароходов, то на первом месте оказывается "Титаник". Именно он завершает серию монет, изготовленную в Сомали и посвященную судам, вошедшим в историю, и вообще истории мореплавания. Сами монеты сделаны по так называемой мультиколорной технологии - изображение на них цветное и представляет собой практически переводные картинки.

Среди монет, посвященных "Титанику", есть одна уникальная. История появления монеты такова.

В 2000 году была организована подводная экспедиция с целью поднятия на поверхность некоторых деталей судна, а также содержимого его кают и трюмов. Среди поднятого с борта оказалось немного угля для топок парохода. На аукционе, где распродавали найденное, к углю никто не проявил интереса, кроме Либерии. Она купила его за бесценок и вставила по крошечному кусочку в овальные серебряные и золотые монеты с изображением этого судна именно в то место на корпусе, где находилось машинное отделение. Монеты, отчеканенные в 2005 г., пользуются бешенной популярностью среди нумизматов. Кстати, в 1998 г. эта африканская страна отчеканила 20 серебряных долларов, на которых был изображен момент гибели "Титаника" и в картуше помещен портрет его капитана. Эта же сцена повторяется на двухдолларовой серебряной монете тихоокеанских островов Кирибати.
А Сьерра Леоне также на серебряной монете достоинством 10 долларов, выпущенной в 2002 г., изобразила начало драмы - спуск на воду этого самого большого (водоизмещение 64 тыс. т) на тот момент трансокеанского лайнера.

Первый в мире пароход Роберта Фултона можно видеть на серебряной монете в 50 долларов, выпущенной островами Кука. Она входит в серию "500 лет открытия Америки". В 1807 году Фултон, а он был артистом и изобретателем, спустил на воду пароход "Клермон", который выполнял пассажирские рейсы по Гудзону между Нью-Йорком и Олбани. А первый парусно-колесный пароход, пересекший Атлантику, - американскую "Саванну" изобразил Вьетнам в 100 донгах из серебра и 10 донгах из медно-никелевого сплава.
На свой трансатлантический первый рейс в 1819 году "Саванна" затратила 27 суток и 12 часов. Справедливости ради следует заметить, что 87 % пути судно прошло под парусами. А после этого знаменитого рейса с него сняли паровую машину, решив, что ходить только под парусами экономичнее.

Большую серию медно-никелевых монет номиналом в 1 крону посвятил развитию пароходов остров Мэн, входящий в состав Великобритании, но имеющий право чеканки собственной монеты. Серия открывается парусно-колесным "Сириусом". В 1838 году он пересек Атлантику за 18 суток и 10 часов, перемещаясь только с помощью парового двигателя. Именно с этого события началась машинная эра морского судоходства. В серию входят также плававший в 80-х годах XIX века по Миссисипи "Чаперон", и такие крупнейшие трансатлантические лайнеры как "Мавритания", "Куин Мери" и "Куин Элизабет".

Подобную, но меньшую серию из четырех монет отчеканила в 1997-98 годах и Куба. В нее входит и одна прямоугольная, сильно вытянутая по горизонтали. Именно на монете такой формы удалось разместить грузовой Hanseatiс.

Франция в серии памятных золотых и серебряных монет номиналом в 1, 5 и 20 евро ("Путешествия вокруг света") отдала дань трансатлантическому лайнеру "Нормандия", жизнь которого оказалась весьма короткой. На момент постройки "Нормандия" была самым крупным лайнером мира водоизмещением 79300 регистровых тонн и являлась предметом гордости французских судостроителей. На 11 палубах турбоэлектрохода могли разместиться 1972 пассажира, которых обслуживала команда из 1285 человек. Заметим, что корпус "Нормандии" строился по проекту русского эмигранта В. Юркевича, двигатели - по системе инженера Аршаулова, а винты - по проекту Харковича.

Как самое быстроходное судно "Нормандия" несколько лет держала почетный приз "Голубая лента Атлантики". А вот погиб лайнер совершенно нелепейшим образом. В годы войны правительство США конфисковало лайнер и распорядилось переоборудовать его в военный транспорт. Но практически перед самой сдачей военным на "Нормандии", переименованной к тому времени в "Лафайет", начался пожар, который не смогли быстро затушить, и судно затонуло прямо возле причальной стенки.
В Конго выпущена серебряная 10-франковая монета с изображением крупнейшего довоенного лайнера Германии "Бремен" водоизмещением 50 тыс. т.