Поиск по сайту


100 ЛЕТ МОТОРАМ НА СЕЧИ

13 июня 2007 г. в Запорожье прошла пресс-конференция президента и председателя совета директоров ОАО "Мотор Сич" Вячеслава Александровича Богуслаева, посвященная 100-летию с момента основания предприятия.

В Советском Союзе было два старейших авиамоторо-строительных предприятия: "Гном" (ныне ОАО "ММПП "Салют" в столице России) и "Дека" в Александровске (теперь - "Мотор Сич" в Запорожье). И если москвичи в этом году будут отмечать 95-летие своего предприятия, то у украинских моторостроителей дата более круглая: их заводу ровно 100 лет.

Запорожье - мощный узел промышленности, "город будущего", созданный в годы первых советских пятилеток и восстановленный после нашествия новых варваров в середине ХХ века. В городе, раскинувшемся на обоих берегах Днепра, насчитывается до 800 тысяч жителей. Тут работает автозавод, есть металлургические комбинаты и самый крупный в СССР и Европе авиамоторный завод, о котором мы и ведем речь. Здесь же - слава отечественной энергетики - ДнепроГЭС и остров Хортица, на котором некогда располагалась знаменитая Запорожская Сечь. Именно в память об этом факте запорожские моторостроители и решили назвать свое объединение "Мотор Сич".

Начав биографию с 1907 г. в качестве частного предприятия по выпуску сельскохозяйственного оборудования с собственным металлургическим производством, завод "Дека" в 1916 г. был перепрофилирован в авиамоторный. Здесь организовали изготовление первых поршневых двигателей водяного охлаждения "Дека" М-100, предназначенных для четырехмоторного бомбардировщика "Илья Муромец". Вся последующая история предприятия связана с разработкой и поэтапным освоением в серийном производстве новых двигателей, каждый из которых был значительной вехой в развитии отечественного авиамоторостроения.

Предприятие обладает редкостной не только для России и СССР, но, наверное, и для всего мира широтой диапазона выпускаемых двигателей. Помимо силовых установок для разнообразных пассажирских, грузовых и учебно-тренировочных самолетов здесь изготавливают также двигатели для вертолетов. Созданные запорожскими специалистами газотурбинные и энергетические установки на основе авиационных ГТД с успехом конкурируют с лучшими мировыми образцами аналогичного назначения.

Запорожское открытое акционерное общество "Мотор Сич" достойно представляет Украину в мировом сообществе ведущих авиадвигателестроительных фирм. В нем объединились силы нескольких предприятий, расположенных как в Запорожье, так и в других городах Украины. Помимо основной площадки в него вошли испытательная станция и Запорожский машиностроительный завод, Снежнянский машиностроительный завод под Донецком и др. В ОАО есть собственная авиакомпания "Мотор Сич", созданная в 1984 г.
Будучи по сути градообразующим предприятием, "Мотор Сич" участвует во всех без исключения аспектах жизни города. Теперь, силами ОАО "Мотор Сич", построен один храм. Достойный, красивый. Рядом с новым собором - памятный комплекс, посвященный покровителю Украины - апостолу Андрею Первозванному, созданный также при участии завода.

Это один из немногих заводов на постсоветском пространстве, сумевший сохранить свою целостность, номенклатуру выпускаемой продукции, хорошие отношения с КБ (территориально ЗМКБ "Прогресс" и "Мотор Сич" расположены рядом и забора с колючей проволокой между двумя предприятиями не наблюдается). Цеха, в которых собирали гордость завода - двигатели Д-18Т для крупнейших грузовозов - Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия", сейчас находятся в состоянии "боевой готовности". Наладить выпуск новой партии моторов можно за очень короткий временной промежуток.

Для всего, что летает сейчас в гражданской и транспортной авиации у Запорожцев есть свой новый мотор. Так, для различных модификаций Ан-148 и других пассажирских и транспортных самолетов с маршевыми двигателями семейства Д-436 на ОАО "Мотор Сич" создан двухвальный вспомогательный газотурбинный двигатель АИ-450МС с эквивалентной мощностью 222 кВт. Сертификация этих двигателей успешно завершена, и 22 декабря 2006 г. оформлен сертификат типа СТ260-ВД.

Вертолетные двигатели всегда были особо значимым товаром, выпускаемым ОАО "Мотор Сич". Сейчас здесь сертифицируют и осваивают производство двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Окончание работ предполагается в третьем квартале 2007 г. На чрезвычайном режиме мощность этого двигателя составляет 2800 л.с. Предусмотрена возможность доработки ранее выпущенных двигателей семейства ТВ3-117 в конструктивный профиль ТВ3-117ВМА-СБМ1В при проведении капитального ремонта на предприятии ОАО "Мотор Сич", а также изготовление новых двигателей.

В настоящее время основным источником поступления денежных средств для предприятия является выполнение экспортных контрактов по авиационной и наземной тематике. В текущем году средства на предприятие поступали: из России (49,96%), стран дальнего зарубежья (36,83%), Украины (10,29%), других стран СНГ (2,92%).

С российскими авиастроителями предприятие связано весьма плотно. Производство вертолетов с Запорожскими двигателями ТВ3-117 размещено на пяти российских заводах - в Казани, Ростове, Улан-Удэ, Кумертау и Арсеньеве. В кооперации с ФГУП "ММПП "Салют" и Уфимским моторостроительным производственным объединением производятся двигатели Д-436Т1/ТП, Д-436-148, АИ-222 для самолетов Ту-334, Бе-200, Ан-148, Як-130, которые строятся в Казани, Иркутске, Воронеже, Нижнем Новгороде. Совместная программа по самолету Ан-70 предусматривает кооперацию в производстве двигателя Д-27. Совместно с Санкт-Петербургским предприятием "ОАО "Климов" разработан и запущен в серийное производство двигатель ВК-2500. Совместно с этим же предприятием ведется подготовка к производству двигателей ВК-1500С для самолетов Ан-38 и Ан-3, двигателей ВК-1500ВК/ВМ для вертолетов Ми-8, Ка-60 и двигателей ВК-800 для легких вертолетов.

Для Казанского и Ростовского вертолетных заводов, Улан-Удэнского авиазавода подписаны и исполняются контракты на поставку авиадвигателей ВК-2500, ТВ3-117ВМ и АИ-9В. С Самарским авиационным заводом "АВИАКОР" ведутся переговоры о дальнейшей поставке двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1 и АИ9-ЗБ для самолета Ан-140. Подписаны и исполняются контракты на поставку изделий "95" для корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (Королев). С российскими авиакомпаниями, у которых с ОАО "Мотор Сич" сложились длительные партнерские отношения: "Волга-Днепр", "Полет", "Авиалинии Кубани" и многими другими заключены контракты на ремонт авиадвигателей.

В 2007 г. значительно увеличились от российских заказчиков поступления денежных средств за продукцию наземного применения. Сейчас исполняются контракты на поставку в Россию тринадцати электростанций ПАЭС-2500 (ЭГ-2500) для ОАО "Сибнефть", ООО "НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз", ООО "Севернефть". Заключены контракты на поставку и ремонт газотурбинных приводов АИ-20ДКЭ/ДМЭ для ООО "Ресурс" (Москва) и ОАО "Норильскгазпром". Запорожским предприятием проводится сервисное обслуживание ранее поставленных электростанций ЭГ-6000 на Игольско-Таловом месторождении компании "Томскнефть". По результатам их успешной эксплуатации для этой компании в 2007 г. планируется поставить еще две электростанции ЭГ-6000 и ведутся переговоры о поставке четырех электростанций в 2008 г. ОАО "Мотор Сич" принимает самое активное участие в реконструкции газотранспортной системы России. Для этих целей в текущем году поставлены три газотурбинных привода Д-336-2Т для дожимной компрессорной станции Яро-Яхинского месторождения ОАО "Газпром".

Активизировалось участие ОАО "Мотор Сич" в реконструкции газотранспортной системы Украины. Для модернизации газопроводов ДК "Укртрансгаз" планируется поставить пять газотурбинных приводов семейства Д-336: три привода мощностью 8 МВт и два привода мощностью 6,3 МВт. Запланировано изготовление и поставка четырех ГПА мощностью 6,3 МВт.

Объединением заключены контракты на поставку трех газотурбинных приводов АИ-336-2-8 и десяти приводов АИ-20ДМЭ для Узбекистана и Туркменистана. Продолжается изготовление двух модулей МСТ-198 для Беларуси.

В целом, наличие твердых заказов и заключенных контрактов дает основания для положительного прогноза на 2007 г., однако во многом он будет зависеть от политической стабильности в Украине.

За счет собственных средств предприятие содержит мощную социальную инфраструктуру, которая охватывает практически все существующие виды социальной защиты человека. К услугам моторостроителей - оборудованная на самом современном уровне медсанчасть, современный спортивный комплекс, детские дошкольные учреждения, заводской дом культуры, детские оздоровительные лагеря, профилакторий, дома и базы отдыха в живописных днепровских плавнях и на берегу Азовского моря, пансионат в Крыму.

Комбинат питания располагает цехами по производству молочных, колбасных, кондитерских и хлебобулочных изделий. Вся продукция изготавливается с применением современного оборудования и технологий. Благодаря высокому качеству и отсутствию стабилизаторов, красителей и консервантов она пользуется большим спросом как у заводчан, так и у остальных жителей города.

За счет прибыли предприятия за пять месяцев текущего года оказана благотворительная помощь учебным, медицинским, культурным, правоохранительным учреждениям и организациям на сумму 1,4 млн гривен. Основные направления благотворительности: возрождение центров национально-культурного наследия Украины, помощь учебным и медицинским учреждениям, общественным организациям.

Кроме того, предприятием предоставлены различные виды помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда, инвалидам, неработающим пенсионерам предприятия, малообеспеченным и многодетным семьям на сумму 1,5 млн гривен.

В преддверии 100-летнего юбилея, ожидаемого осенью этого года, коллектив предприятия работает стабильно, у него надежные перспективы. И это позволяет уверенно смотреть в завтрашний день.