100 ЛЕТ МОТОРАМ НА СЕЧИ
В Советском Союзе было два старейших авиамоторо-строительных предприятия: "Гном" (ныне ОАО "ММПП "Салют" в столице России) и "Дека" в Александровске (теперь - "Мотор Сич" в Запорожье). И если москвичи в этом году будут отмечать 95-летие своего предприятия, то у украинских моторостроителей дата более круглая: их заводу ровно 100 лет. Запорожье - мощный узел промышленности, "город будущего", созданный в годы первых советских пятилеток и восстановленный после нашествия новых варваров в середине ХХ века. В городе, раскинувшемся на обоих берегах Днепра, насчитывается до 800 тысяч жителей. Тут работает автозавод, есть металлургические комбинаты и самый крупный в СССР и Европе авиамоторный завод, о котором мы и ведем речь. Здесь же - слава отечественной энергетики - ДнепроГЭС и остров Хортица, на котором некогда располагалась знаменитая Запорожская Сечь. Именно в память об этом факте запорожские моторостроители и решили назвать свое объединение "Мотор Сич". Начав биографию с 1907 г. в качестве частного предприятия по выпуску сельскохозяйственного оборудования с собственным металлургическим производством, завод "Дека" в 1916 г. был перепрофилирован в авиамоторный. Здесь организовали изготовление первых поршневых двигателей водяного охлаждения "Дека" М-100, предназначенных для четырехмоторного бомбардировщика "Илья Муромец". Вся последующая история предприятия связана с разработкой и поэтапным освоением в серийном производстве новых двигателей, каждый из которых был значительной вехой в развитии отечественного авиамоторостроения. Предприятие обладает редкостной не только для России и СССР, но, наверное, и для всего мира широтой диапазона выпускаемых двигателей. Помимо силовых установок для разнообразных пассажирских, грузовых и учебно-тренировочных самолетов здесь изготавливают также двигатели для вертолетов. Созданные запорожскими специалистами газотурбинные и энергетические установки на основе авиационных ГТД с успехом конкурируют с лучшими мировыми образцами аналогичного назначения. Запорожское открытое акционерное общество
"Мотор Сич" достойно представляет Украину в мировом сообществе
ведущих авиадвигателестроительных фирм. В нем объединились силы нескольких
предприятий, расположенных как в Запорожье, так и в других городах Украины.
Помимо основной площадки в него вошли испытательная станция и Запорожский
машиностроительный завод, Снежнянский машиностроительный завод под Донецком
и др. В ОАО есть собственная авиакомпания "Мотор Сич", созданная
в 1984 г.
Вертолетные двигатели всегда были особо значимым товаром, выпускаемым ОАО "Мотор Сич". Сейчас здесь сертифицируют и осваивают производство двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Окончание работ предполагается в третьем квартале 2007 г. На чрезвычайном режиме мощность этого двигателя составляет 2800 л.с. Предусмотрена возможность доработки ранее выпущенных двигателей семейства ТВ3-117 в конструктивный профиль ТВ3-117ВМА-СБМ1В при проведении капитального ремонта на предприятии ОАО "Мотор Сич", а также изготовление новых двигателей.
С российскими авиастроителями предприятие связано весьма плотно. Производство вертолетов с Запорожскими двигателями ТВ3-117 размещено на пяти российских заводах - в Казани, Ростове, Улан-Удэ, Кумертау и Арсеньеве. В кооперации с ФГУП "ММПП "Салют" и Уфимским моторостроительным производственным объединением производятся двигатели Д-436Т1/ТП, Д-436-148, АИ-222 для самолетов Ту-334, Бе-200, Ан-148, Як-130, которые строятся в Казани, Иркутске, Воронеже, Нижнем Новгороде. Совместная программа по самолету Ан-70 предусматривает кооперацию в производстве двигателя Д-27. Совместно с Санкт-Петербургским предприятием "ОАО "Климов" разработан и запущен в серийное производство двигатель ВК-2500. Совместно с этим же предприятием ведется подготовка к производству двигателей ВК-1500С для самолетов Ан-38 и Ан-3, двигателей ВК-1500ВК/ВМ для вертолетов Ми-8, Ка-60 и двигателей ВК-800 для легких вертолетов.
В 2007 г. значительно увеличились от российских заказчиков поступления денежных средств за продукцию наземного применения. Сейчас исполняются контракты на поставку в Россию тринадцати электростанций ПАЭС-2500 (ЭГ-2500) для ОАО "Сибнефть", ООО "НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз", ООО "Севернефть". Заключены контракты на поставку и ремонт газотурбинных приводов АИ-20ДКЭ/ДМЭ для ООО "Ресурс" (Москва) и ОАО "Норильскгазпром". Запорожским предприятием проводится сервисное обслуживание ранее поставленных электростанций ЭГ-6000 на Игольско-Таловом месторождении компании "Томскнефть". По результатам их успешной эксплуатации для этой компании в 2007 г. планируется поставить еще две электростанции ЭГ-6000 и ведутся переговоры о поставке четырех электростанций в 2008 г. ОАО "Мотор Сич" принимает самое активное участие в реконструкции газотранспортной системы России. Для этих целей в текущем году поставлены три газотурбинных привода Д-336-2Т для дожимной компрессорной станции Яро-Яхинского месторождения ОАО "Газпром".
Объединением заключены контракты на поставку трех газотурбинных приводов АИ-336-2-8 и десяти приводов АИ-20ДМЭ для Узбекистана и Туркменистана. Продолжается изготовление двух модулей МСТ-198 для Беларуси. В целом, наличие твердых заказов и заключенных контрактов дает основания для положительного прогноза на 2007 г., однако во многом он будет зависеть от политической стабильности в Украине. За счет собственных средств предприятие содержит мощную социальную инфраструктуру, которая охватывает практически все существующие виды социальной защиты человека. К услугам моторостроителей - оборудованная на самом современном уровне медсанчасть, современный спортивный комплекс, детские дошкольные учреждения, заводской дом культуры, детские оздоровительные лагеря, профилакторий, дома и базы отдыха в живописных днепровских плавнях и на берегу Азовского моря, пансионат в Крыму.
За счет прибыли предприятия за пять месяцев текущего года оказана благотворительная помощь учебным, медицинским, культурным, правоохранительным учреждениям и организациям на сумму 1,4 млн гривен. Основные направления благотворительности: возрождение центров национально-культурного наследия Украины, помощь учебным и медицинским учреждениям, общественным организациям. Кроме того, предприятием предоставлены различные виды помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда, инвалидам, неработающим пенсионерам предприятия, малообеспеченным и многодетным семьям на сумму 1,5 млн гривен. В преддверии 100-летнего юбилея, ожидаемого
осенью этого года, коллектив предприятия работает стабильно, у него
надежные перспективы. И это позволяет уверенно смотреть в завтрашний
день.
| ||