ЖУРНАЛ "ДВИГАТЕЛЬ" В НАЧАЛЕ ДВУХ ВЕКОВ На Круглом столе в Политехническом музее, посвященном 100-летию выхода первого номера журнала "Двигатель" наш автор и сотрудник Андрей Викторович Червяков сделал обзорное сообщение, в котором вкратце охарактеризовал облик журнала начала ХХ века и сравнил его с тем, который выпускается сейчас. Имеющиеся в нашем распоряжении номера достаточно разрозненные, но и по тому, что можно сейчас увидеть, понятно, что взгляд на пути развития техники и свое место в этом процессе у обоих коллективов редакции: начала ХХ века и современного, весьма и весьма близок. Как тогда, так и сейчас были времена перемен. Современный номер доступен хотя бы уже и через Интернет, поэтому - сосредоточимся на временах минувших. Сегодня судить о том, каким изначально задумывался журнал "Двигатель" его создателями, мы можем только исходя из "Объявления об открытии подписки на двухнедельный, популярный, научно-технический журнал "Двигатель" на 1907 год". К сожалению, мы не располагаем другими материалами о том, как выглядел журнал на протяжении последних трех лет своей жизни (с 1907 по 1910 гг.). Но уже о наполнении журнала 1910 г. мы знаем гораздо больше. Хотя не все номера до нас дошли в целости, в последнем "Двигателе" за этот год помещен список статей всех 24 номеров этого года. Вследствие этого мы знаем, что в журнале были тематические разделы, посвященные отдельным проблемам двигателестроения: описание конструкции, эксплуатация, автомобильно-авиационный отдел (напомню читателю: это - 1910 г., всего седьмой год от полета братьев Райт!), судовые установки, энергетика и электрификация, топлива и масла, железнодорожный транспорт, выставки. Нужно отметить, что в журнале напрочь отсутствовал присущий всем техническим журналам нашего времени раздел военной техники. В той или иной мере отдельные статьи в разных разделах касались оборонной тематики, но подробных статей, тем более - обзоров, обнаружить не удалось. Можно это отнести на счет неполноты комплекта, можно - строгости в вопросах режима действовавшего тогда российского законодательства. Видно, что перечисленное охватывает практически почти весь спектр применяемых в то время энергетических приводов. Обзор тем, наполняющих разделы, показывает, что журнал всегда находился на пике последних достижений инженерной мысли. В 1910 г. конструктивно-технологические достижения современности представлялись различными конструкциями двигательных клапанов, выхлопных систем, форсунок и камер сгорания (тогда - топок, в приложении к паровым котлам разных конструкций), стационарных и транспортных двигателей самого разного назначения и принципов работы, а также - входящих в моду турбин - газовых и паровых. Часть этих статей в "первозданном виде", с поправкой лишь шрифта и отчасти орфографии мы публиковали на протяжении трех последних лет. Приводились примеры реальной эксплуатации техники, возможностей ее применения в различных случаях. Разбирались ошибки изготовителей и пользователей. Поскольку автомобили совсем недавно вошли в жизнь, а аэропланы и аэростаты (последние - в гораздо большем количестве) пока оставались элитарными спортивными игрушками, о них писалось наиболее полно. Это особенно понятно, если учесть, что основатели и хозяева журнала начала ХХ века были также основателями российского автомотоклуба и виднейшими в стране специалистами по всем автомобильным вопросам, а известнейшие в мире пилоты - их близкими друзьями и соратниками. Давались характеристики, особенности конструкции и потребительские свойства судовых силовых установок. При этом стоит отметить, что многообразие конструкций для читателя начала XXI века… совершенно неожиданно, поскольку большая часть из того, что применялось и ожидалось к применению в перспективе в те времена, за сто прошедших лет накрепко забылось. Иногда - незаслуженно. Но в технике свой естественный отбор. И он не менее жесток, чем в природе. Системы стационарной энергетики приводились в статьях 1910 г. в основном на зарубежных примерах. Стоит отметить, однако, что уже в журнале 1914 г. отмечен многократный рост производства и применения таких систем в России. К 1916 г. объем производства таких систем в России был сравним с таковым во всей остальной Европе. Конечно же, резонно заметить, что почти вся Европа была в той или иной мере театром военных действий, в отличие от нашей весьма протяженной страны. Размещенные в журнале материалы по маслам, топливам, железнодорожному транспорту, техническим выставкам в значительной мере основывались на отечественном материале. Наиболее интересные моменты представлены достаточно подробно и все - в повествовательном стиле, понятном любому образованному человеку, тем более - образованному технически. Наиболее полно сохранились номера журнала "Двигатель" за 1911 г. Именно из статей этого года значительная часть была, если так можно сказать, "повторно опубликована" на страницах современного варианта журнала. Надеюсь, нашим читателям они известны. Предполагаем и дальше продолжать такие публикации и призываем читателей следить за публикацией исторических статей журнала "Двигатель" в современной версии журнала. Первая мировая война, изменившая судьбу всего мира, не могла не сказаться и на журнале, который кровно связан с техническими достижениями человечества. Далее цитируем редакционную статью, со страницы, приведенной здесь: "Внезапно разразившаяся над Европой грандиозная война, внесшая массу неожиданных затруднений в культурные отправления жизни воюющих, да и не воюющих государств, не могла, конечно, не отразиться так или иначе на судьбе разных повремённых специальных изданий, развивающихся у нас и в нормальное не военное время в неблагоприятной конъюктуре. Многие издания принуждены были закрыться на неопределенное время. Испытал, к сожалению, трения военного времени и наш журнал. Призыв состава нашей редакции и конторы в ряды действующей армии вызвал приостановку выпуска номеров "Двигателя" непосредственно по началу войны, и ряд месяцев издателю, несмотря на все старания, не удалось вновь наладить издание журнала. Выпуская в свет настоящий сводный, увеличенный номер "Двигателя" (14-24), Редакция весьма извиняется перед подписчиками за происшедшую, не по ее вине, приостановку журнала, надеясь все же вознаградить их количеством и богатым разнообразием материала в выпусках журнала в следующем, 1915 году". Уже в военный 1915 г. появились рубрики, которые существовали до самого последнего номера, а в ряде выпусков стали чуть ли не основными: "из практики", "станки" и "изобретения и усовершенствования". В этом смысле журнал из описательно-спортивного стал уже гораздо более промышленным и деловым. И гораздо более приближенным к тому, что имеем сейчас. В самом последнем номере, вышедшем сразу после февральской революции 1917 г., писалось: "К подписчикам журнала "Двигатель" и "Технической Математики": Редакция "Технического Издательства инж. Н. Кузнецова" завалена письмами подписчиков, жалующихся на неполучение очередных номеров журнала… Однако до сего времени Издательство лишено было возможности дать удовлетворительные объяснения творимым задержкам. Дело в том, что, твердо проводя (в целях сепаратного мира) свою провокационную политику, лишая рабочие массы наиболее производительных элементов и искусно поселяя во "взятых на учет" глухое раздражение и неуверенность в завтрашнем дне, правительство царя в то же время принимало все меры к тому, чтобы сведения об истинном положении вещей не распространялись. И в силу цензурных стеснений редакция была лишена возможности объяснить своим подписчикам, что в Петрограде набирать и печатать книги почти-что некому, а среди немногих работников печатного дела за последний год забастовка почти что не прекращалась. При таких условиях сроки, назначаемые Издательством, помимо воли последнего отодвигались и отодвигались, вызывая в подписчиках подозрение, уж не собирается ли Издательство (существующее одиннадцатый год) присвоить задаточные суммы…" Увы, жизнь вводила свои коррективы. Это
был последний номер журнала в том виде, как он существовал. И все же,
хочется закончить эту статью цитатой из того же обращения: "…Во
всяком случае Издательство еще раз подтверждает подписчикам, что все
принятые им на себя обязательства будут строго выполнены, как выполнялись
они и до сих пор".
| ||