Поиск по сайту


БИОГРАФИЯ
Георгия Филипповича БАЙДУКОВА

Г.Ф Байдуков (справа) с командованием дивизии

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Г.Ф. Байдукова - второго пилота чкаловского экипажа, совершившего первый в истории беспосадочный полет из СССР в США через Северный полюс. Именно он вел самолет в самых сложных метеорологических условиях, при обледенении и ночью. В жизни этого человека и впоследствии было немало ярких моментов, свидетельством чему является биография Г.Ф. Байдукова.

Он родился 26 мая 1907 г. на разъезде Тарышта Татарского района Новосибирской области, в семье железнодорожника. Воспитывался в Барабинском интернате, но через два года был исключён. Бродяжничал. С 1921 г. работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1926 г. окончил Омскую железнодорожную профтехшколу.

В РККА с 1926 г., окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 г. - 1-ю военную школу летчиков им. Мясникова в Каче. После окончания авиашколы служил в 20-м отдельном авиационном отряде. Летал на разведчике Р-1. С 1931 г. работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Проводил испытания на "плоский" штопор, участвовал в отработке методов "слепых" полетов и посадок.

В 1934 г. поступил на инженерный факультет ВВА РККА им. Жуковского. В том же году участвовал в перелете по Европе на АНТ-6. Весной 1935 г. был откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелету.

3 августа 1935 г. в составе экипажа Леваневского участвовал в неудачной попытке перелёта Москва - Северный полюс - США. Перелет был прерван из-за технических неполадок. Леваневский после возвращения заявил, что одномоторный АНТ-25 ненадежен и он летать на нем отказывается. Байдуков не полетел с Леваневским и Левченко в США, а продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.

Байдуков понимал, что ему возглавить экипаж не позволят как бывшему члену экипажа Леваневского. И он решил предложить возглавить перелет Валерию Чкалову. Байдуков и Беляков уговорили Чкалова, и подготовка к трансарктическому перелету возобновилась. Предварительно решили проверить самолет на маршруте Москва - о. Виктория - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - бухта Тикси - Петропавловск-на-Камчатке - Охотское море - о. Сахалин - Николаевск-на-Амуре, с посадкой в Хабаровске или Чите. После успешного завершения перелета Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о переименовании островов Удд, Лангр и Кевос в заливе Счастья в острова Чкалов, Байдуков и Беляков, соответственно.

Г.Ф. Байдуков и М.М. Громов в Центре подготовки космонавтов

18-20 июня 1937 г. Георгий Филиппович в качестве второго пилота вместе с Беляковым и Чкаловым на самолете АНТ-25 совершил дальний перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер (США), преодолев 8504 км за 63 часа 25 минут. 24 июля 1936 г. Байдукову присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1937 г. работал летчиком-испытателем на авиазаводе № 22 (Москва). Испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолета ДБ-А. 14 мая 1937 г. вместе со вторым пилотом Кастанаевым на самолете ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полета на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 5000 кг.

Участвовал в советско-финской войне. Командовал авиагруппой, а затем 85-м авиаполком особого назначения. В январе-феврале 1940 г. совершил восемь боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3. Награжден орденом Красной Звезды.

В августе-декабре 1941 г. находился вместе с Громовым в правительственной командировке в США, вел переговоры о приобретении американских самолетов. Участвовал в Великой Отечественной войне с января 1942 г. Был заместителем командира 31-й сад (ВВС Калининского фронта), командующим ВВС 4-й ударной армии, командиром 212-й шад. 17 марта 1943 г. Байдукову было присвоено воинское звание генерал-майор авиации, а 20 мая 1943 г. 212-й шад вручили гвардейское знамя.

С января 1944 г. он командовал 4-м штурмовым авиакорпусом. При проведении Бобруйской наступательной операции с 24 июня 1944 г. содействовал 3-й и 48-й армиям в наступлении у Рогачева. Затем корпус атаковал боевые порядки и артиллерию противника, оказывая поддержку 1-му гвардейскому и 9-му танковым корпусам. 19 августа 1944 г. Байдукову было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

В 1947-1949 гг. Байдуков был начальником Главного управления ГВФ. В 1949-1952 гг. - заместитель начальника НИИ ВВС по летной части. В 1951 г. окончил Военную академию Генерального штаба. С 1952 г. - заместитель, а затем первый заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957-1972 гг. был начальником 4-го Главного управления Министерства обороны СССР, членом Военного совета Войск ПВО страны. В 1961 г. ему было присвоено воинское звание генерал-полковник авиации. В 1970 г. Байдукову присуждена Государственная премия СССР. С 1972 г. он - научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1988 г. - в отставке.

Член Союза писателей СССР. Автор книг: "Наш полёт в Америку", "Записки пилота", "Чкалов", "Командарм крылатых", "Рассказы разных лет" и других. Почетный гражданин Николаевска-на-Амуре. Его имя носит остров в Охотском море, улицы в Москве, Витебске, Могилеве и Донецке.

Умер 28 декабря 1994 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.