Поиск по сайту


СОВЕТСКИЕ АВИАЦИОННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
В ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ

Сергей Викторович Кувшинов,
директор Института новых образовательных технологий РГГУ, к.т.н.

По известным причинам жизнь и работа советских специалистов в Германии и немецких специалистов в СССР в период 1945-1954 гг. скрывалась и замалчивалась. Изредка появлялись публикации на эту тему в Германии, но в России - только в конце 1990-х годов. Во многих журнальных и газетных статьях по сведениям отрывочного характера авторы пытались дать описание самолетов, двигателей, приборов, над которыми работали немецкие специалисты в Германии и в СССР, испытания которых проводились в 1946-1954 гг.
Для понимания политики СССР в области послевоенного развития оборонной техники, в частности, авиации, а также для раскрытия внутренней логики тех организационных мероприятий, которые проводила Советская Военная Администрация (СВА) по заимствованию научно-технического опыта побежденной Германии, обратимся к документам и цифрам.

В 1945 г. на территории, занятой советскими войсками, специальными органами проводилась работа по выявлению предприятий военного назначения, продукция и оборудование которых могло быть использовано в СССР. Только на территории Германии было выявлено и обследовано около 600 немецких предприятий и их филиалов, которые занимались производством самолетов, авиамоторов, авиаприборов или их агрегатов и деталей.

Основные и наиболее мощные предприятия и их филиалы принадлежали к следующим ведущим авиационным фирмам: самолетостроительным: "Юнкерс", "Арадо", "Фокке-Вульф", "Хейнкель", "Эрла", "Хеншель", "Зибель", "АТГ", "Дорнье"; моторостроительным: "Юнкерс", "БМВ", "Даймлер-Бенц", "Бюссинг", "Хирт", "Аргус"; приборостроительным: "АЕГ", "Сименс-Шуккерт", "Аскания", "Опта-Радио", "Сименс-Гальске", "Фуэсс", "Цейс", "Бош". Таким образом, около половины мощности всех авиационных предприятий, находящихся на советской зоне, принадлежало крупным немецким предприятиям и их филиалам.

Самым большим достижением Германии являлось создание и освоение в производстве образцов реактивной техники, аналоги которой отсутствовали в большинстве других стран мира. Среди них необходимо назвать: реактивные самолеты (истребители, штурмовики, бомбардировщики), реактивные газотурбинные двигатели, жидкостные реактивные двигатели и многое другое.

В СССР изучение германской военной техники проводилось как в довоенное время, так и на протяжении всей войны, но осознание достижений, масштабов проведенных исследований и, самое главное, освоение в серийном производстве некоторых образцов реактивной техники привело советское командование к необходимости организации в 1945 г. Особым Комитетом при ГОКО специальной комиссии по изучению и освоению немецкой реактивной техники. В состав комиссии вошли руководители наркоматов и ведомств А.И. Шахурин, П.В. Дементьев, Н.Н. Воронов, Н.Д. Яковлев, Л.М. Гайдуков, П.П. Горемыкин, Д.Ф. Устинов, Г.Г. Кабанов, М.Г. Первухин, И.И. Носенко, П.И. Паршин, А.К. Репин, А.И. Берг.

С организацией упомянутой комиссии связывают начало первого этапа освоения "трофейных" немецких технологий в СССР. В Германию были посланы несколько групп ведущих советских специалистов, таких как профессор А.М. Бочвар, профессор Мартынов, доктор Шаров, С.П. Королев, В.П. Мишин, Ю.Н. Победоносцев и многих других, ставших впоследствии известными учеными и руководителями. Задачами указанных групп являлись: выявление и учет крупных германских научно-технических сил; подробное ознакомление с направлением деятельности предприятий в довоенный и военный периоды и организации в них работ по тематике, представляющей интерес для институтов и опытных конструкторских бюро министерства авиапромышленности; оценка состояния экспериментальной, лабораторной и промышленной баз; поиск технической документации и натурных образцов техники и, наконец, путем допросов и опросов немецких специалистов, - составление списка высококвалифицированных кадров, оставшихся на территории, занятой советскими войсками. К этой работе было привлечено большое количество и немецких специалистов. В их число входили такие известные ученые: доктор технических наук Альфред Шайбе - главный конструктор воздушно-реактивных двигателей фирмы "Юнкерс", работавший с 1928 г. и имевший ранее несколько ключевых патентов; инженер Манфред Герлах - главный конструктор и начальник опытно-экспериментальной базы авиационного дизелестроения фирмы "Юнкерс", работавший в этой области с 1926 г.; инженер Брунольф Бааде - главный конструктор реактивных самолетов фирмы "Юнкерс", работавший в данной сфере с 1936 г.; инженер Фриц Фрайтаг - крупный специалист, аэродинамик и заместитель главного конструктора по самолетам фирмы "Юнкерс", автор проекта аэродинамической трубы звуковых скоростей. Каждому из привлеченных немецких специалистов было предложено составить отчет или доклад о прошлой деятельности организации. Среди докладов следует отметить: "О деятельности института механики полета в 1941-1945 гг." - доктор ГеккеЮ, "Об автоматическом регулировании и перспективах его развития" - доктор Гернер и др.

Полученные отчеты с заключением советских экспертов направлялись в министерство авиапромышленности или соответствующие институты для более глубокого их изучения и применения в своей практической работе. Всего немецкими специалистами по заданиям МАПа в 1945-46 гг. было выполнено свыше 160 работ.

Начиная с 1945 года, в адрес СВА в Германии на протяжении трех-четырех лет поступали письма от немецких специалистов с конкретными предложениями о сотрудничестве типа: "…я нахожусь в любое время в расположении русских военных властей, поскольку "Наттер" представляет собой интерес, я предлагаю дать возможность собрать всех бывших сотрудников путем личного посещения их, и этим самым собрать письменные материалы и чертежи". "Как старый член коммунистической партии, желая создать государству всех трудящихся это огромное техническое преимущество перед капиталистическими странами и передать исследовательским организациям мои исследования, я обращаюсь к СВА, так как сам, к сожалению, принадлежу не к русской зоне…" и далее следуют технические сведения о методах борьбы с атомной бомбардировкой. Подобных примеров можно привести множество.

Наиболее крупные немецкие специалисты выполняли работы за весьма солидное вознаграждение и выделение дополнительных продуктовых пайков. Многие известные немецкие специалисты, проживавшие в советской зоне, остались без внимания и предложили свои услуги другим военным миссиям. Например, доктор Борнеман, профессор Курт Танк, доктор Койне и другие.

При относительной лояльности немецких специалистов к СВА весьма сильным было и отторжение. При анализе архивных фондов нам удалось найти документы, свидетельствующие о фактах неподчинения властям отдельных специалистов. Например, Вальтер Маттос - специалист высокого уровня завода "Юнкерс", директор авиамоторного завода в городе Таух, под руководством которого в 1944 г. производился монтаж и испытания двигателя для истребителя Ме-262, 26 мая 1946 г. был арестован и осужден за саботаж (вместе с пятью другими специалистами) во время демонтажа завода и сокрытие от советской администрации 27 металлообрабатывающих станков. Подобные факты не были редкостью. Таким образом, можно однозначно судить о том, что отношение немецких специалистов к советской военной администрации не было откровенно враждебным; в то же время, нейтральным или доброжелательным его назвать нельзя. В тяжелейших условиях войны люди искали возможность выжить, пытались находить компромиссы, исходя из здравого смысла и возможных перспектив налаживания мирной жизни, которая определенно должна была быть связана с политикой советского государства.

Одновременно с этим объединенными группами специалистов были приняты меры к восстановлению на территории Германии экспериментальных, производственных баз и конструкторских бюро, которые менее всего пострадали от разрушений.
Группы советских специалистов были направлены, в первую очередь, в центры научно-исследовательских и конструкторских работ Германии в зоне советской оккупации в города: Берлин, Дессау, Галле, Лейпциг, Узенбург и Росток.

Главными авиационными научно-исследовательскими центрами в этих городах являлись следующие организации: в Берлине - Научно-исследовательский институт авиационных проблем "Дефауэль" и Всегерманский институт испытания материалов; в Дессау - Опытный центр фирмы "Юнкерс" по самолетам, моторам и винтам, аппаратуре непосредственного впрыска; в Галле - Опытный завод авиационной фирмы "Зибель" и др.

В июле 1945 г. был подготовлен "Доклад о мероприятиях по изучению и освоению немецкой реактивной техники". На основании материалов доклада вскоре вышло постановление Государственного Комитета Обороны.

План мероприятий имел большую масштабность и важность для дальнейшего развития советской научно-промышленной базы. В первую очередь наркомавиапром в лице его начальников - А.И. Шахурина и П.В. Дементьева, начальников институтов, главных конструкторов и директоров заводов обязывали провести работы по изучению и освоению немецких газотурбинных и жидкостно-реактивных двигателей, реактивных самолетов и самолетов-снарядов. Начальнику НИИ-1 НКАП Я.Л. Бибикову и его заместителю В.Ф. Болховитинову ставились задачи - обеспечить изучение и освоение немецких жидкостно-реактивных двигателей (ЖРД). Особым вниманием были отмечены работы по изучению истребителя Ме-163 с ЖРД "Вальтер".

Налаживание в серийном производстве немецких двигателей естественным образом требовало и соответствующий планер самолета, на который они должны были быть установлены. В решении этого вопроса возникло некоторое замешательство, так как существовало две позиции: одна - копировать немецкие самолеты Мессершмитта, Юнкерса и других конструкторов, и вторая - разрабатывать и строить свои. Главные конструкторы самолетостроительных заводов, в первую очередь А.С. Яковлев, А.И. Микоян и С.А. Лавочкин смогли убедить государственных руководителей в "порочности" первого направления, в результате чего им были даны задания: главному конструктору А.С. Яковлеву - спроектировать и построить собственный реактивный самолет-истребитель, но с использованием немецкого реактивного двигателя "ЮМО-004"; главному конструктору А.И. Микояну - спроектировать и построить двухмоторный истребитель с двигателем "БМВ-003"; главному конструктору С.А. Лавочкину - создать реактивный истребитель с двигателем "ЮМО-004". Одновременно и главному конструктору В.Н. Челомею давалось задание - построить и довести самолет-снаряд по типу немецкого аппарата ФАУ-1, применявшегося немцами против англичан. Работы, связанные с изучением и освоением управляемых и неуправляемых реактивных снарядов средней и большой дальности и зенитных реактивных снарядов, реактивных снарядов дальнего действия - ФАУ-2, пороховых и жидкостных реактивных двигателей для реактивных снарядов были поручены наркому боеприпасов Б.Л. Ванникову.

Для практической реализации этого не менее сложного задания необходимо было: создать научно-исследовательский институт реактивной техники и полигон по реактивным снарядам, в котором сосредоточить все материалы и оборудование.
Кроме этого, следовало перевести в вышеуказанный научно-исследовательский институт и конструкторские бюро наиболее выдающихся конструкторов, инженеров и технологов, а также немецких специалистов. Для руководства и управления всеми работами по реактивной технике, в наркомате боеприпасов было создано специальное главное управление по реактивной технике во главе с заместителем народного комиссара.

Изучение и освоение радиолокационных станций обнаружения и опознавания, наземной аппаратуры и т.д. поручалось наркомэлектропрому. Работы по изучению всех видов радиолокационного управления реактивными зенитными снарядами и снарядами дальнего действия следовало сосредоточить в НИИ-20 НКЭП, создав для этой цели специальный отдел реактивной техники; в НИИ-160 и в ВЭИ специальные лаборатории должны были проводить изучение и разработку вакуумных приборов, предназначенных для использования в составе реактивной техники; НИИ-108 поручалось изучение и освоение телевизионных приборов и радиолокационных станций для определения точных координат реактивных снарядов. Для руководства работами в наркомате электропромышленности также был создан специальный отдел по реактивной технике.

Наркомат вооружения обязывали организовать изучение и освоение: оптической аппаратуры наблюдения для всех видов управляемых по радио реактивных снарядов; оборудования стартовых площадок для зенитных реактивных снарядов и ФАУ-2; счетно-решающих приборов для наземных станций управления реактивными снарядами и радиолокационных станций точного определения координат цели. Исследования системы управления зенитными реактивными снарядами и ФАУ-2 необходимо было проводить в центральном артиллерийском конструкторском бюро под руководством В.Г. Грабина и Морском артиллерийском центральном конструкторском бюро под руководством И.И. Иванова.

(Продолжение в следующем номере).