СОВЕТСКИЕ
АВИАЦИОННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
В ПОСЛЕВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ
Сергей Викторович Кувшинов,
директор Института новых образовательных технологий РГГУ, к.т.н.
По
известным причинам жизнь и работа советских специалистов в Германии
и немецких специалистов в СССР в период 1945-1954 гг. скрывалась и замалчивалась.
Изредка появлялись публикации на эту тему в Германии, но в России -
только в конце 1990-х годов. Во многих журнальных и газетных статьях
по сведениям отрывочного характера авторы пытались дать описание самолетов,
двигателей, приборов, над которыми работали немецкие специалисты в Германии
и в СССР, испытания которых проводились в 1946-1954 гг.
Для понимания политики СССР в области послевоенного развития оборонной
техники, в частности, авиации, а также для раскрытия внутренней логики
тех организационных мероприятий, которые проводила Советская Военная
Администрация (СВА) по заимствованию научно-технического опыта побежденной
Германии, обратимся к документам и цифрам.
В 1945 г. на территории, занятой
советскими войсками, специальными органами проводилась работа по выявлению
предприятий военного назначения, продукция и оборудование которых могло
быть использовано в СССР. Только на территории Германии было выявлено
и обследовано около 600 немецких предприятий и их филиалов, которые
занимались производством самолетов, авиамоторов, авиаприборов или их
агрегатов и деталей.
Основные и наиболее мощные предприятия
и их филиалы принадлежали к следующим ведущим авиационным фирмам: самолетостроительным:
"Юнкерс", "Арадо", "Фокке-Вульф", "Хейнкель",
"Эрла", "Хеншель", "Зибель", "АТГ",
"Дорнье"; моторостроительным: "Юнкерс", "БМВ",
"Даймлер-Бенц", "Бюссинг", "Хирт", "Аргус";
приборостроительным: "АЕГ", "Сименс-Шуккерт", "Аскания",
"Опта-Радио", "Сименс-Гальске", "Фуэсс",
"Цейс", "Бош". Таким образом, около половины мощности
всех авиационных предприятий, находящихся на советской зоне, принадлежало
крупным немецким предприятиям и их филиалам.
Самым большим достижением Германии
являлось создание и освоение в производстве образцов реактивной техники,
аналоги которой отсутствовали в большинстве других стран мира. Среди
них необходимо назвать: реактивные самолеты (истребители, штурмовики,
бомбардировщики), реактивные газотурбинные двигатели, жидкостные реактивные
двигатели и многое другое.
В
СССР изучение германской военной техники проводилось как в довоенное
время, так и на протяжении всей войны, но осознание достижений, масштабов
проведенных исследований и, самое главное, освоение в серийном производстве
некоторых образцов реактивной техники привело советское командование
к необходимости организации в 1945 г. Особым Комитетом при ГОКО специальной
комиссии по изучению и освоению немецкой реактивной техники. В состав
комиссии вошли руководители наркоматов и ведомств А.И. Шахурин, П.В.
Дементьев, Н.Н. Воронов, Н.Д. Яковлев, Л.М. Гайдуков, П.П. Горемыкин,
Д.Ф. Устинов, Г.Г. Кабанов, М.Г. Первухин, И.И. Носенко, П.И. Паршин,
А.К. Репин, А.И. Берг.
С организацией упомянутой комиссии
связывают начало первого этапа освоения "трофейных" немецких
технологий в СССР. В Германию были посланы несколько групп ведущих советских
специалистов, таких как профессор А.М. Бочвар, профессор Мартынов, доктор
Шаров, С.П. Королев, В.П. Мишин, Ю.Н. Победоносцев и многих других,
ставших впоследствии известными учеными и руководителями. Задачами указанных
групп являлись: выявление и учет крупных германских научно-технических
сил; подробное ознакомление с направлением деятельности предприятий
в довоенный и военный периоды и организации в них работ по тематике,
представляющей интерес для институтов и опытных конструкторских бюро
министерства авиапромышленности; оценка состояния экспериментальной,
лабораторной и промышленной баз; поиск технической документации и натурных
образцов техники и, наконец, путем допросов и опросов немецких специалистов,
- составление списка высококвалифицированных кадров, оставшихся на территории,
занятой советскими войсками. К этой работе было привлечено большое количество
и немецких специалистов. В их число входили такие известные ученые:
доктор технических наук Альфред Шайбе - главный конструктор воздушно-реактивных
двигателей фирмы "Юнкерс", работавший с 1928 г. и имевший
ранее несколько ключевых патентов; инженер Манфред Герлах - главный
конструктор и начальник опытно-экспериментальной базы авиационного дизелестроения
фирмы "Юнкерс", работавший в этой области с 1926 г.; инженер
Брунольф Бааде - главный конструктор реактивных самолетов фирмы "Юнкерс",
работавший в данной сфере с 1936 г.; инженер Фриц Фрайтаг - крупный
специалист, аэродинамик и заместитель главного конструктора по самолетам
фирмы "Юнкерс", автор проекта аэродинамической трубы звуковых
скоростей. Каждому из привлеченных немецких специалистов было предложено
составить отчет или доклад о прошлой деятельности организации. Среди
докладов следует отметить: "О деятельности института механики полета
в 1941-1945 гг." - доктор ГеккеЮ, "Об автоматическом регулировании
и перспективах его развития" - доктор Гернер и др.
Полученные
отчеты с заключением советских экспертов направлялись в министерство
авиапромышленности или соответствующие институты для более глубокого
их изучения и применения в своей практической работе. Всего немецкими
специалистами по заданиям МАПа в 1945-46 гг. было выполнено свыше 160
работ.
Начиная с 1945 года, в адрес СВА
в Германии на протяжении трех-четырех лет поступали письма от немецких
специалистов с конкретными предложениями о сотрудничестве типа: "…я
нахожусь в любое время в расположении русских военных властей, поскольку
"Наттер" представляет собой интерес, я предлагаю дать возможность
собрать всех бывших сотрудников путем личного посещения их, и этим самым
собрать письменные материалы и чертежи". "Как старый член
коммунистической партии, желая создать государству всех трудящихся это
огромное техническое преимущество перед капиталистическими странами
и передать исследовательским организациям мои исследования, я обращаюсь
к СВА, так как сам, к сожалению, принадлежу не к русской зоне…"
и далее следуют технические сведения о методах борьбы с атомной бомбардировкой.
Подобных примеров можно привести множество.
Наиболее крупные немецкие специалисты
выполняли работы за весьма солидное вознаграждение и выделение дополнительных
продуктовых пайков. Многие известные немецкие специалисты, проживавшие
в советской зоне, остались без внимания и предложили свои услуги другим
военным миссиям. Например, доктор Борнеман, профессор Курт Танк, доктор
Койне и другие.
При
относительной лояльности немецких специалистов к СВА весьма сильным
было и отторжение. При анализе архивных фондов нам удалось найти документы,
свидетельствующие о фактах неподчинения властям отдельных специалистов.
Например, Вальтер Маттос - специалист высокого уровня завода "Юнкерс",
директор авиамоторного завода в городе Таух, под руководством которого
в 1944 г. производился монтаж и испытания двигателя для истребителя
Ме-262, 26 мая 1946 г. был арестован и осужден за саботаж (вместе с
пятью другими специалистами) во время демонтажа завода и сокрытие от
советской администрации 27 металлообрабатывающих станков. Подобные факты
не были редкостью. Таким образом, можно однозначно судить о том, что
отношение немецких специалистов к советской военной администрации не
было откровенно враждебным; в то же время, нейтральным или доброжелательным
его назвать нельзя. В тяжелейших условиях войны люди искали возможность
выжить, пытались находить компромиссы, исходя из здравого смысла и возможных
перспектив налаживания мирной жизни, которая определенно должна была
быть связана с политикой советского государства.
Одновременно с этим объединенными
группами специалистов были приняты меры к восстановлению на территории
Германии экспериментальных, производственных баз и конструкторских бюро,
которые менее всего пострадали от разрушений.
Группы советских специалистов были направлены, в первую очередь, в центры
научно-исследовательских и конструкторских работ Германии в зоне советской
оккупации в города: Берлин, Дессау, Галле, Лейпциг, Узенбург и Росток.
Главными
авиационными научно-исследовательскими центрами в этих городах являлись
следующие организации: в Берлине - Научно-исследовательский институт
авиационных проблем "Дефауэль" и Всегерманский институт испытания
материалов; в Дессау - Опытный центр фирмы "Юнкерс" по самолетам,
моторам и винтам, аппаратуре непосредственного впрыска; в Галле - Опытный
завод авиационной фирмы "Зибель" и др.
В июле 1945 г. был подготовлен "Доклад
о мероприятиях по изучению и освоению немецкой реактивной техники".
На основании материалов доклада вскоре вышло постановление Государственного
Комитета Обороны.
План мероприятий имел большую масштабность
и важность для дальнейшего развития советской научно-промышленной базы.
В первую очередь наркомавиапром в лице его начальников - А.И. Шахурина
и П.В. Дементьева, начальников институтов, главных конструкторов и директоров
заводов обязывали провести работы по изучению и освоению немецких газотурбинных
и жидкостно-реактивных двигателей, реактивных самолетов и самолетов-снарядов.
Начальнику НИИ-1 НКАП Я.Л. Бибикову и его заместителю В.Ф. Болховитинову
ставились задачи - обеспечить изучение и освоение немецких жидкостно-реактивных
двигателей (ЖРД). Особым вниманием были отмечены работы по изучению
истребителя Ме-163 с ЖРД "Вальтер".
Налаживание
в серийном производстве немецких двигателей естественным образом требовало
и соответствующий планер самолета, на который они должны были быть установлены.
В решении этого вопроса возникло некоторое замешательство, так как существовало
две позиции: одна - копировать немецкие самолеты Мессершмитта, Юнкерса
и других конструкторов, и вторая - разрабатывать и строить свои. Главные
конструкторы самолетостроительных заводов, в первую очередь А.С. Яковлев,
А.И. Микоян и С.А. Лавочкин смогли убедить государственных руководителей
в "порочности" первого направления, в результате чего им были
даны задания: главному конструктору А.С. Яковлеву - спроектировать и
построить собственный реактивный самолет-истребитель, но с использованием
немецкого реактивного двигателя "ЮМО-004"; главному конструктору
А.И. Микояну - спроектировать и построить двухмоторный истребитель с
двигателем "БМВ-003"; главному конструктору С.А. Лавочкину
- создать реактивный истребитель с двигателем "ЮМО-004". Одновременно
и главному конструктору В.Н. Челомею давалось задание - построить и
довести самолет-снаряд по типу немецкого аппарата ФАУ-1, применявшегося
немцами против англичан. Работы, связанные с изучением и освоением управляемых
и неуправляемых реактивных снарядов средней и большой дальности и зенитных
реактивных снарядов, реактивных снарядов дальнего действия - ФАУ-2,
пороховых и жидкостных реактивных двигателей для реактивных снарядов
были поручены наркому боеприпасов Б.Л. Ванникову.
Для
практической реализации этого не менее сложного задания необходимо было:
создать научно-исследовательский институт реактивной техники и полигон
по реактивным снарядам, в котором сосредоточить все материалы и оборудование.
Кроме этого, следовало перевести в вышеуказанный научно-исследовательский
институт и конструкторские бюро наиболее выдающихся конструкторов, инженеров
и технологов, а также немецких специалистов. Для руководства и управления
всеми работами по реактивной технике, в наркомате боеприпасов было создано
специальное главное управление по реактивной технике во главе с заместителем
народного комиссара.
Изучение и освоение радиолокационных
станций обнаружения и опознавания, наземной аппаратуры и т.д. поручалось
наркомэлектропрому. Работы по изучению всех видов радиолокационного
управления реактивными зенитными снарядами и снарядами дальнего действия
следовало сосредоточить в НИИ-20 НКЭП, создав для этой цели специальный
отдел реактивной техники; в НИИ-160 и в ВЭИ специальные лаборатории
должны были проводить изучение и разработку вакуумных приборов, предназначенных
для использования в составе реактивной техники; НИИ-108 поручалось изучение
и освоение телевизионных приборов и радиолокационных станций для определения
точных координат реактивных снарядов. Для руководства работами в наркомате
электропромышленности также был создан специальный отдел по реактивной
технике.
Наркомат вооружения обязывали организовать
изучение и освоение: оптической аппаратуры наблюдения для всех видов
управляемых по радио реактивных снарядов; оборудования стартовых площадок
для зенитных реактивных снарядов и ФАУ-2; счетно-решающих приборов для
наземных станций управления реактивными снарядами и радиолокационных
станций точного определения координат цели. Исследования системы управления
зенитными реактивными снарядами и ФАУ-2 необходимо было проводить в
центральном артиллерийском конструкторском бюро под руководством В.Г.
Грабина и Морском артиллерийском центральном конструкторском бюро под
руководством И.И. Иванова.
(Продолжение в следующем номере).