Поиск по сайту


ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА,
ПОСВЯЩЕННОГО 100-летию ЖУРНАЛА "ДВИГАТЕЛЬ"

Валентин Владимирович Крымов, директор по науке ФГУП "ММПП "Салют", д.т.н.

В начале прошлого века, буквально за год до создания завода "Гном", в журнале "Двигатель" была опубликована статья о перспективах создания работоспособного газотурбинного двигателя. В этой публикации утверждалось о невозможности создания ни компрессора, ни турбины такого двигателя. Поэтому редакция журнала обещала к теме создания ГТД больше не возвращаться, но поспешила. Сейчас они работают и в воздухе, и на земле и журнал "Двигатель" постоянно помещает статьи по ГТД.

Московский завод "Салют" как раз был одним из первых в нашей стране, кому было поручено освоение газотурбинного двигателя. И сегодня здесь делают двигатели и для боевой авиации, и для гражданских самолетов, и для энергетики. Продолжаются разработки двигателей для перекачки газа, для автомобильного и железнодорожного транспорта. Причем эти двигатели по своим удельным параметрам намного превосходят своих предшественников. Специалисты завода теперь работают над двигателем пятого поколения. Но не сразу создают его в окончательном виде, а поэтапно. Уже на базе двигателя АЛ-31Ф создана его модификация - АЛ-31ФМ1, у которого тяга повышена почти на тонну. Это первый двигатель за последние 15 лет, который прошел полный цикл государственных испытаний и принят на вооружение ВВС РФ. Специалисты "Салюта" продолжают работать над его дальнейшими модификациями и готовы создавать двигатель следующего поколения. Для этого есть и научный, и производственный, и кадровый потенциалы.


Вячеслав Федорович Рахманин, НПО "Энергомаш имени академика В.П. Глушко", д.т.н.

В ракетостроении сложилась практика, когда при создании новой ракеты, одновременно проектируется и двигатель для нее. Но, в силу того, что при разработке нового двигателя приходилось решать очень сложные задачи, сроки сдачи готового объекта почти всегда оказывались под угрозой срыва. В связи с этим появилась идея о разработке модельного ряда ракетных двигателей. Главному конструктору ракет достаточно было только выбрать из каталога нужный по параметрам. Но при таком подходе вполне реально могло сложиться положение, когда какие-то разработанные двигатели так и остались бы невостребованными. Поэтому ранее сложившаяся практика сохранилась.

Разработка нового двигателя требует много и сил, и времени. Чтобы сократить затраты и того, и другого, главному конструктору ракетных двигателей, В.П. Глушко в конце 60-х гг. пришла в голову идея создания модульного двигателя. Первым таким двигателем стал РД-171, который сначала был установлен на ракету "Зенит", а затем и на ракету-носитель "Энергия". Планировалось, что восемь таких двигателей будут установлены и на ракету-носитель "Вулкан".

Как известно, двигатель РД-171 является четырехкамерным. И когда потребовался двигатель меньшей тяги для американской ракеты-носителя "Атлас", то, взяв две, уже отработанные камеры этого двигателя, и проведя дополнительные работы, удалось создать двигатель РД-180, который позволяет "Атласам" успешно выводить на орбиту коммерческие грузы. А использовав только одну камеру, конструкторам Энергомаша удалось создать еще один двигатель - РД-191, который в ближайшем будущем будет работать в составе ракеты-носителя "Ангара".



Михаил Георгиевич Шатров, зам. зав. кафедрой МАДИ, д.т.н.

Я должен сразу отметить, что знаком с журналом очень давно. Мне очень нравится то, что "Двигатель" востребован как учеными, так и студентами. Журнал имеет серьезную гражданскую позицию. Например, еще в 1999 г. здесь поднимались вопросы отечественного автомобильного двигателестроения, и то, что многие проблемы не решены до сих пор, вина не журнала, а тех, кто принимает решения. Конечно, не все, что публикуется в журнале, мы принимаем. Есть у нас свой взгляд на некоторые проблемы, но это и хорошо. Журналу удалось объединить авиационных, автомобильных, ракетных двигателестроителей. И нас тоже тревожит проблема кадров, и не только в преподавательской среде, но и в автомобильной промышленности. Угрожающий разрыв между поколениями необходимо срочно ликвидировать, для чего требуются экстраординарные действия. И без современных информационных технологий эту проблему, как уже отмечали выступающие, не решить. На повестке дня встала необходимость создания единого информационного пространства, по крайней мере, для автомобильных двигателей, одинаково доступного как для преподавателя, так и для студента, конструктора, производственника.


Сергей Викторович Кувшинов, проректор Российского государственного гуманитарного университета, к.т.н.

Как мы видим, журнал "Двигатель" сохранил лицо: как сто лет назад, так и сейчас он публикует свои материалы, полностью отвечающие духу своего времени. Журнал, как мы снова видим, приступил к выполнению национального проекта "Образование" еще задолго до его начала. А одним из направлений этого проекта является программа подготовки инженеров новой генерации.

Эти инженеры должны будут в совершенстве владеть информационными, коммуникационными технологиями. Но, не смотря на наличие в ВУЗах современных средств компьютерной техники, выполнить эту программу будет невозможно без соответствующей подготовки профессорско-преподавательского состава. Сегодня образовался разрыв между новым поколением, которое уже владеет современными средствами, и теми, кто должен нести традиционный подход в области образования.

Сегодня, обеспечивая учебный процесс с использованием новейших информационных технологий, мы говорим, что это не просто новые технические средства обучения, а один из главных объектов педагогического процесса. В результате появились новые формы подготовки, в соответствии с которыми происходит "погружение" студента не просто в учебный процесс, а в научно-исследовательский процесс. Обучение в университете становится решением одного крупного дизайн-проекта. Студент, как будущий инженер и творец коммерческих проектов, помимо технических знаний должен овладеть экономическими и юридическими знаниями. И вот здесь велика социальная роль журнала "Двигатель", который стал партнером в расширении процесса образования.


Юрий Владимирович Платонов, зам. генерального директора группы компаний Arbyte

На моих глазах происходило становление информационных технологий в России. Еще всего три-четыре года назад к этим технологиям было своеобразное отношение, то теперь все изменилось. Руководители любого предприятия показывают своим гостям не только новейшие металлообрабатывающие центры с ЧПУ, современные измерительные машины, но также конструкторские бюро и технологические отделы, оборудованные компьютерной техникой. В комментариях к показанному руководитель обязательно перечислит названия фирм и компаний, оборудование и программные продукты которых используются. Обязательно будет подчеркнуто то обстоятельство, что на предприятии уже нет ни одного кульмана. Нам очень приятно слышать, когда на предприятиях используется достаточно много различного оборудования - от отдельных компьютеров до вычислительных центров, которые поставляются компанией Arbyte. Эта компания является партнером таких всемирно известных производителей компьютерной техники, как Intel, Microsoft, HP, Xerox, Adaptec и других. В настоящее время компьютерные средства являются инструментами для виртуального моделирования и инженерных расчетов самого широкого спектра машин и механизмов, в том числе и двигателей. Применение технологий компьютерного инженерного анализа обеспечивает сокращение сроков разработки новых изделий, снижает затраты на экспериментальную доводку при одновременном повышении качества и конкурентоспособности продукции на рынке.

В том, что у нас много покупателей среди двигателестроительных предприятий, немалая заслуга журнала "Двигатель", который не только предоставляет нам свои страницы для размещения рекламных модулей, но и уделяет много внимания проблемам использования информационных технологий при создании двигателей как для авиации, так и для автомобилей, ракет, подводных лодок, энергетических установок.