ОПЫТ,
ОПЫТЫ И ГРАФИКИ
Дмитрий Александрович Боев, ЦИАМ
Руками никогда нигде не трогай ничего.
Не впутывайся ни во что и никуда не лезь.
В сторонку молча отойди, стань скромно в уголке
И тихо стой, не шевелясь, до старости своей.
(Г. Остер, "Вредные советы")
.
С самого рождения мы постоянные участники
великой и не всегда удачной для нас игре "Мы и мир". Хотим
- не хотим, а приходится. И вот в ней-то главное - не результат (он-то
как раз, увы, заранее известен), а процесс. Именно в столкновении с
реальностью происходило и происходит накопление человеком жизненного
опыта. Все мы, живые существа, в течении жизни ставим в этой игре опыты
над природой и собой - частью той же природы - с тем, чтобы попытаться
понять, на какие воздействия и как реагирует окружающая среда. И что
нам, соответственно, за это может быть. Недаром слово "опыт"
в смысле "эксперимент" звучит так же, как и накопленный человеком
результат осознания этих экспериментов. Неосознанный опыт, который в
сознании в виде логично-объяснимых конструкций не отложился, обычно
именуется "интуицией" и также используется в качестве основы
для жизненного поведения. Тем живое и выделяется из всей остальной (неживой)
природы, что постоянно накапливает и приумножает эти "результаты
столкновения с реальностью", в результате чего и возможно более-менее
целенаправленное поведение. Мы, таким образом, всегда живем в двух мирах
- в одном, внешнем, действуем, а в другом, внутреннем, который построили
сами же в собственной голове в результате этих "экспериментов",
планируем дальнейшие действия и оцениваем их результат (считаем синяки
и шишки). Несовпадение этих двух миров и есть та "вероятность",
которую мы по недомыслию решили считать свойством окружающего мира.
На самом деле эта стохастика - не более чем уровень непонимания закономерностей
внешнего, реального мира (если кому-то требуются подтверждения Авторитетов
- они в статье "Турбулентность Леонарда Эйлера" во 2-м номере
этого года). В отдельных случаях это непонимание можно считать в процентах.
И чем меньше наш жизненный опыт, тем менее вероятен ожидаемый результат
наших действий, то есть тем меньше процент вероятности.
|
Крутящий момент у дизеля с наддувом
|
Все сказанное в виде частного случая,
включает и эксперимент научный, сознательно поставленный с познавательной
целью. Ему присущи, следовательно, все плюсы и минусы нашего подхода
к жизни и способа существования в ней. Любой эксперимент - решение какой-то
заранее более или менее определенной задачи взаимодействия среды и какого-то
выделенного из нее объекта. Но надо всегда помнить, что поскольку мы
сами тоже часть природы, то любой наш эксперимент включает и нас самих
в качестве объектов. Иначе: эксперимент проводится также и над экспериментатором,
более точно - над тем самым нашим пониманием мира, о котором говорилось
выше. Дело в том, что даже если мы физически и не участвуем в эксперименте,
то в любом случае, занимаемся осмыслением его хода и результатов. Потому,
результат может настолько отличаться от ожидаемого, что формальный постановщик
эксперимента - человек - не в состоянии будет объяснить, что же это
такое вышло. Иногда, таким образом совершаются открытия, но чаще - просто
возникают конфликты со снабженцами и непосредственным руководством по
поводу списания потраченных неизвестно на что средств.
Ясно, что одной из основных задач любого
эксперимента всегда была и остается проверка правильности теоретических
предположений, на основе которых этот эксперимент был осуществлен. Впрочем,
в явном виде такая задача может и не стоять, но предположения типа "а
что будет, если…" - тоже постановка задачи. А там уже - как повезет.
Принято различать прямую и обратную задачи
при работе с экспериментальным материалом. Коротко можно сформулировать
так: Прямая задача: определение параметров среды при известном воздействии
на нее объекта эксперимента. Обратная задача: определение поведения
объекта эксперимента по определенным параметрам среды, в которой он
находился.
Надо сказать, что очень редко сам по себе
эксперимент является самоцелью. Чаще всего его ставят все-таки для того,
чтобы использовать результат для проверки чего-то либо придуманного,
либо полученного ранее. Потому, очень и очень редко результирующие графики
строят по исходным, полученным непосредственно в эксперименте параметрам.
Это происходит по большей мере потому, что условия эксперимента все-таки
модельные (то есть вообще-то близки к действительности, но не полностью
ей соответствуют, на деле - в каждом опыте - свои). Для сравнения результатов
экспериментов, полученных в разное время и в разных условиях над одними
и теми же или однотипными объектами, следовательно, требуется приводить
результат к каким-то общим условиям. Методов такого приведения человечество
накопило множество. В газовой динамике, например, около десятка формул
приведения: по скорости потока, по геометрии, по плотности среды, по
ее вязкости - да много еще по чему. За каждой из них - тысячи экспериментов
и годы осмысления и теоретических разработок.
|
Типичная суммарная характеристика крутящего
момента у дизеля с наддувом
|
Человечество накопило большой багаж методик
постановки задач и организации эксперимента. Правда, как теоретики литературы
утверждают, что весь спектр беллетристического багажа человечества можно
свести к семи основным сюжетам, а прочее - вариации на тему, так и здесь:
общие принципы на самом деле тоже одинаковы - будь вы Павлов со своими
собаками или Курчатов у реактора. Какая бы из двух основных задач ни
решалась, главное - постараться заранее (априорно, то есть "до
опыта") попытаться понять, что представляет собою объект, поведение
скольких из его независимо изменяющихся параметров мы можем наблюдать
и в связи с изменением чего именно они, собственно, меняются. И желательно,
конечно, избавиться от всякого рода неучитываемых факторов, которые
не относятся к тому, что мы, собственно пытаемся измерить. Это скромное,
на первый взгляд, пожелание делает эксперимент все сложнее и дороже,
особенно с увеличением его точности и информативности. Затраты на эксперимент
при увеличении, скажем точности определения параметров, растут экспоненциально.
И
не менее важно разобраться: каким образом изменение одних параметров
влияет на другие. В общем случае это неопределимо ни до опыта, ни после.
Традиционно из этого положения выходят, заставляя изменяться какой-то
один из параметров и поддерживая в неизменности прочие. Таким образом
и получаются привычные для нас характеристические кривые, в которых
эффект изменения параметра связан с изменением определенной исходной
величины. На самом деле, поставленная Вами задача имеет столько измерений,
сколько было реально измеряемых при эксперименте параметров. Другое
дело, что изменения многих отдельно замеряемых параметров коррелированны
и взаимосвязаны, поскольку вызваны одними и теми же физическими процессами.
Например - измерения температуры в нескольких точках по окружности на
одном сечении трубопровода. Характеристики, построенные по ним, изменяются
эквидистантно и ничегошеньки-то не прибавят к пониманию процесса. Посему,
обычно, такие независимые измерения используют для взаимного контроля
друг друга и определения случайных (или наведенных аппаратурно) выбросов,
либо, учитывая возможный инструментальный разброс, каким-либо образом
осредняют измеренную величину. Таким образом, вместо ряда идентичных
величин получают одну общую. Это дает возможность честному экспериментатору
приблизить описание процесса, построенного по результату эксперимента,
к реально проходящим процессам, а не очень честному - выбросить все
не попадающие под теоретические построения точки из рассмотрения и приблизить
наблюдаемый результат к теоретическому описанию процесса. Такая практика
сильно убыстряет получение экспериментальной части диссертационной работы
и уменьшает количество ехидных вопросов оппонентов.
Но если мы фиксировали все, что только можно было и старались отслеживать
поведение результирующих функций в результате изменения одного какого-то
параметра, то и появляется характеристические кривые изменения одного
по другому. Например, характеристика у двигателя с турбонаддувом при
определенном значении перепуска воздуха. Но при других (столь же постоянных)
величинах перепуска эта характеристика будет иметь уже иной вид, на
третьих - третий и т.д. Так появляются графики с расслоением характеристик,
также привычные нам. Но ведь на самом-то деле это расслоение - ни что
иное, как срезы характеристических поверхностей плоскостями. В нашем
случае, это плоскости со значениями перепуска = const.
И так - с любыми расслаивающимися характеристиками.
Это настолько привычно, что мы не задумываемся
о том, что и такая характеристическая поверхность - просто трехмерный
срез той самой многофакторной характеристики, которая суммарно и описывает
поведение объекта исследования. При этом, количество действующих факторов
и является размерностью характеристики. Достойно изобразить это (увы!)
невозможно, но понять, а тем более оперировать в эпоху работы с многомерными
массивами данных - вполне.
Так что, на самом деле, для настоящего
специалиста главное, чтобы во время проведения работ не изменялись условия
взаимодействия составляющих частей испытуемого объекта, или изменялись
эквидистантно (или иначе - взаимозависимо). Остальное он сделает сам.
Имея такую многомерную характеристику объекта построить в ней уже знакомые
нам графики зависимости - с расслоением характеристик или без - дело
техники. И, конечно, математики.