Поиск по сайту


ИЗ ИСТОРИИ МКБ"ГРАНИТ"

МКБ "Гранит": Владимир Дмитриевич Лабзин
Марк Александрович Шамбан

(Окончание. Начало в № 1, 2 - 2007)


Помимо авиационной тематики в разные годы коллектив МКБ "Гранит" выполнял много интересных и оригинальных работ, связанных с установками различного назначения.

Особое место в истории МКБ занимает работа по созданию турбохолодильной машины. В 60-е годы прошлого века учеными в нашей стране был разработан новый термодинамический цикл, на основе которого в 1963 году коллективом под руководством С.К. Туманского была создана первая турбохолодильная машина ТХМ-1-300, способная выдавать потребителю воздух с температурой -80 °С. Эта машина была запатентована во многих странах мира, а ее серийный выпуск был освоен на Казанском компрессорном заводе. До тех пор, пока в Казани заработал серийный участок, в изготовлении первой серии этих машин участвовало ОКБ-45, которое изготовило 25 комплектов компрессоров и ряд других узлов и деталей.

В это время советскими учеными-медиками была разработана программа замораживания крови и костного мозга до температуры -143 °С, при которой кровь и костный мозг могут храниться годами, не теряя жизнеспособности. Для медицинских целей оптимальной является воздушная турбохолодильная машина с обеспечением полной автоматизации процесса замораживания, в которой хладоагентом является воздух при нормальном давлении. Так как ТХМ-1-300 не обеспечивала требуемой температуры заморозки, правительством СССР было принято решение о создании новой турбохолодильной машины с температурой воздуха на выходе -175 °С, что соответствовало границе возможностей воздушной машины (при -183 °С кислород в воздухе выпадает в жидкую фазу). Создание такой уникальной машины и изготовление пяти ее комплектов для Центрального института переливания крови было поручено филиалу ММЗ "Союз", который возглавлял д.т.н. проф. М.Г. Дубинский, и коллективу МКБ "Гранит".

Новую машину назвали ТХМ-3-300. МКБ "Гранит" было поручены следующие работы: компоновка всей машины, проектирование, изготовление, испытание и доводка турбокомпрессора, проектирование, изготовление и доводка коробок переключения регенераторов и потребителя. Создание машины проводилось в тесном содружестве с филиалом ММЗ "Союз" с использованием опыта многих институтов и КБ разных отраслей вплоть до Академии наук СССР.

Для проектирования, создания и доводки ТХМ-3-300 в конструкторском отделе была организована бригада "ТХМ" во главе с О.А. Кротовым. Ведущим конструктором темы был Б.Л. Перов, Кроме них "костяк" бригады составляли: Л.Н. Смирнов, В.Л. Раскачаев, Ю.Ф. Соловьев, Т.И. Чурсина, С.А. Кривошеев, Т.И. Пислякова, В.Н. Дедкова, Ю.Н. Галкин. Всеми работами руководил главный конструктор Э.Э. Лусс.

Проектирование, изготовление и доводка ТХМ-3-300 завершились прекрасным результатом, о чем свидетельствуют высокая оценка проекта, которую дала комиссия во главе с академиком Б.С. Стечкиным, а также получение всех заявленных основных данных и пуск машины у заказчика с минимальной доработкой.

В 1972 году машина ТХМ-3-300 экспонировалась на ВДНХ и была удостоена бронзовой медали. Бронзовые медали ВДНХ получили также О.А. Кротов и Л.Н. Смирнов.

Когда в 80-е годы на предприятиях оборонного комплекса страны началась разработка и изготовление товаров народного потребления, в МКБ "Гранит" было организовано специальное подразделение под руководством начальника группы Е.С. Боровеева и ведущего конструктора Л.П. Сердцева, которое обеспечило выпуск на шести заводах отрасли 55 агрегатов автоматизированной линии АГАТ для изготовления упаковочных ящиков из гофрокартона. Сборка и испытание масштабных линий АГАТ длиной 25 м и массой 45 т проводились на Омском моторном заводе.

Позже была создана более совершенная линия ЛИГА-1024, оснащенная электроникой, с автоматизированной переналадкой, цветной печатью и т.д.

В то же время, в конце 80-х годов прошлого столетия, МКБ "Гранит" приступило к разработке наземной энергетической установки ГТУ-89СТ-20 мощностью 20 МВт. Установка создавалась на базе серийного двигателя АЛ-21Ф и доработанной силовой турбины двигателя Д-18Т конструкции Запорожского КБ "Прогресс".

Двигатель МД-120

У МКБ "Гранит" на энергетическом рынке страны в то время было очень много конкурентов. Однако благодаря инициативной и упорной работе ведущих специалистов МКБ В.А. Яковлева, Л.М. Нисенбаума, В.А. Файнштейна, Б.П. Бервинова, Э.В. Мищенко, М.А. Шамбана установка, работавшая на природном газе, была создана и успешно прошла в 1995 году межведомственные испытания, после чего была введена в эксплуатацию на ГТЭС-72 в Ямбурге. Позднее на ГТУ-89СТ-20 совместно с новой газодозирующей аппаратурой ОАО "ЭГА" была установлена цифровая САУ американской фирмы Compressor Controls Corporation, разработанная по техническому заданию А.А. Гуминского. МКБ "Гранит" обеспечило изготовление двух таких энергетических установок, одна из которых эксплуатировалась с одним ремонтом на протяжении 17000 часов. В 2000 году работы на заводе "Салют", связанные с дальнейшим развитием ГТУ-89СТ-20, были переданы во вновь организованный отдел наземной техники ОГК-4, ныне - ОМКБ "Горизонт".
В 90-е годы, во время перестройки, когда у многих ОКБ отрасли возникли серьезные финансовые затруднения, в МКБ "Гранит", тем не менее, в силу постоянной востребованности его актуальной тематики, все время сохранялся оборонный заказ. Благодаря правильной технико-экономической политике руководства МКБ предприятие сумело избежать долгов, работникам ни разу не была задержана выплата заработной платы. Однако заработки специалистов оставались низкими и не соответствовали их опыту и квалификации. В связи с этим из МКБ ушли многие опытные работники. Лабораторный комплекс и опытное производство практически прекратили свою деятельность.

В августе 2002 года распоряжением Министерства имущественных отношений РФ ГУП МКБ "Гранит" было реорганизовано путем присоединения к ФГУП "ММПП "Салют" и вошло в структуру завода в качестве научно-технического центра - НТЦ МКБ "Гранит". С января 2003 года, после необходимых организационных преобразований, НТЦ МКБ "Гранит", который состоит теперь из конструкторского отдела, летно-испытательного отдела и небольшого экспериментального отдела, получив финансовую поддержку от руководства завода, постепенно начинает пополнять свой коллектив новыми работниками.

В МКБ и сейчас трудятся ветераны, опыт которых основан на школе генеральных конструкторов В.Я. Климова, А.М. Люльки и С.К. Туманского. Среди них 10 человек имеют стаж работы в МКБ "Гранит" более 50 лет, несколько десятков человек работают здесь от 30 до 40 лет.

МКБ "Гранит" всегда участвовало в техническом воспитании инженерно-технических работников серийных заводов, и сегодня многие технические службы ММПП "Салют" ежедневно обращаются по возникающим вопросам за советом к специалистам МКБ.
Многие конструкторы, воспитанные в МКБ "Гранит", сегодня работают в созданном несколько лет назад на ММПП "Салют" новом конструкторском бюро КБПР. Директор завода "Салют" по корпоративному развитию В.И. Фетисов и главный конструктор завода В.А. Яковлев свою квалификацию также получили благодаря многолетней работе в МКБ "Гранит".

За более чем шестидесятилетнюю историю МКБ "Гранит" многие его работники были удостоены государственных наград. За внедренные изобретения 35 работников МКБ были награждены знаком "Изобретатель СССР", а 41 человек стал лауреатами премии имени А.М. Люльки.

Сегодня в НТЦ МКБ "Гранит" трудятся энтузиасты отечественного моторостроения, чей многолетний опыт воплощен в чертежах, технических отчетах и, в первую очередь, в тысячах двигателей, которыми оснащена наша боевая авиация. Заместители главного конструктора И.Ф. Бондарь, Б.В. Варданян, Ю.Д. Вараксин - старожилы МКБ с колоссальным опытом работы, участвовавшие в разработке и доводке различных серийных двигателей. Конструкторский отдел возглавляет А.П. Шейн, который в МКБ "Гранит" в качестве ведущего конструктора всегда возглавлял каждую новую тему, а работает он в МКБ с 1948 года. Всеми группами конструкторского отдела также руководят опытные специалисты, которые многие годы занимались разработкой и доводкой различных узлов двигателя.

Сегодня НТЦ МКБ "Гранит" возглавляет Владимир Дмитриевич Лабзин, который в МКБ и на заводе "Салют" прошел большой и нелегкий путь от рядового конструктора до заместителя генерального конструктора. МКБ "Гранит", как и прежде, обеспечивает совершенствование и конструкторское сопровождение серийного изготовления, ремонта и эксплуатации двигателя АЛ-31Ф и его модификации - АЛ-31ФМ, а также занимается вопросами организации ремонта и эксплуатации двигателей АЛ-21Ф и Р15Б-300.
Одновременно коллектив МКБ работает над совершенствованием двигателя АЛ-21Ф с тем, чтобы в процессе его ремонта можно было проводить модернизацию, обеспечивающую улучшение его эксплуатационных характеристик. Кроме того, проводятся работы по модернизации МГТД МД-120.

Помимо этого, НТЦ МКБ "Гранит" поручено обеспечить в содружестве с ЗМКБ "Прогресс" освоение серийного производства на ММПП "Салют" двигателя АИ-222-25, предназначенного для установки на учебно-боевой самолет ЯК-130.

В 2007 году исполняется 95 лет ММПП "Салют", на котором МКБ "Гранит" более 60-ти лет обеспечивает конструкторское сопровождение всего жизненного цикла (совершенствование, изготовление, эксплуатация, ремонт) авиационных двигателей, выпускаемых заводом.

МКБ "Гранит" - уникальное КБ, работая в котором каждый конструктор приобретает и совершенствует опыт проектирования двигателей с учетом их серийного изготовления и эксплуатации.