Поиск по сайту


ОБЪЕКТНОЕ ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ОАО "ЗАП"
В АВИАДВИГАТЕЛЯХ И НАЗЕМНЫХ ГТУ

СГАУ: Владимир Андреевич Зрелов, Михаил Евгеньевич Проданов
ЗАП: Валерий Борисович Жарский, Владимир Владимирович Макарчук

Информационное сопровождение жизненного цикла современных изделий двигателестроения требует организации хранения и передачи огромного объема информации. Решающим фактором при ее формировании и использовании является структурирование и преобразование в данные.

ОАО "ЗАП" - один из участников процесса создания современных энергоустановок. Его продукция применяется фактически во всех изделиях двигателестроения. Оно практически внедряет новые технологии. Сопровождение изделия требует создания информационных комплексов, позволяющих структурным подразделениям больших промышленных корпораций развиваться самостоятельно в рамках своей специализации. Такие комплексы получили название "PLM (Product Lifecycle Management) - решения" для управления жизненным циклом изделия (ЖЦИ).

Для формирования структуры PLM-решений необходимо создание концептуальных структурных моделей бизнес-процессов функционирования подразделений предприятия. Такое представление, выполненное в общепринятом стандарте IDEF, позволяет обеспечить переход к созданию объектных моделей данных и организации совместного управляемого использования данных о продукте на всех этапах ЖЦИ в пределах единого информационного пространства предприятия. При этом используется общая база данных, с которой работают все специалисты, имеющие отношение к их наработке, включая предприятия разработчиков, производителей и эксплуатантов независимо от их географического расположения.

Для качественного описания изделия и обеспечения его применения необходимо на всех этапах ЖЦИ иметь сопроводительную документацию в "электронном" виде. Предприятие ОАО "ЗАП" применяет в своих разработках программные продукты компании Dassault Systemes - мирового лидера по продажам интегрированных решений. Основой PLM-решений является виртуальная платформа V5 PLM, включающая такие программные продукты как: CATIA V5 - для объемного моделирования деталей и сборок и Enovia SmarTeam - для управления данными об изделиях. По мере освоения этих продуктов становится возможным применение и остальных программ платформы V5 PLM: Enovia VPLM - для создания цифрового макета подшипника, DELMIA - для генерирования и обновления производственной документации на уровне цеха и SIMULIA - для тестирования реального поведения подшипника в составе двигателя.

Удобным средством представления документации в ЖЦИ является альбом применения подшипников в двигателях. Информация в альбоме структурирована в виде объектов различных уровней иерархии. В ОАО "ЗАП" объектами продукции служат подшипники, применяемые в различных изделиях: летательных аппаратах и наземных энергоустановках (первый уровень иерархии), их силовых установках (второй уровень иерархии) и элементах двигателей (турбокомпрессоры, коробки приводов, агрегаты) (третий уровень иерархии).

Структуру объектов покажем на примере применения продукции ОАО "ЗАП" в авиационных ГТД и наземных ГТУ фирмы ОАО "СНТК имени Н.Д. Кузнецова". В альбоме представлены следующие объекты: фирма-разработчик двигателя (сведения о фирме; схема исторического развития разработок фирмы); продукция ОАО "ЗАП" (тип и наименование двигателя на котором применяются подшипники; применение двигателя, наименование летательного аппарата или наземной установки; элементы двигателя (турбокомпрессоры, коробки приводов, агрегаты); обозначение подшипников в соответствии с каталогом ОАО "ЗАП").

Такое представление информации позволяет выделять кооперативные связи ОАО "ЗАП" и формировать спецификации поставляемых изделий для предприятий - заказчиков.

Для подготовки данных, поддерживающих этапы ЖЦИ "производство" и "эксплуатация" необходимо подробное объектное описание самого изделия - подшипника. Эти данные создаются в основном классе системы SmarTeam "Проекты" на основе базы данных компании "БиПитрон". Документация, подключенная к объекту "Роликоподшипник опоры" представляется в графическом виде в различных классах описания.

Дополнительные документы, отражающие информацию об эксплуатации подшипника, формируются в виде так называемых "желтых карточек" и "белых карточек".

PLM-решение, разрабатываемое Центром истории авиационных двигателей им. академика Н.Д. Кузнецова (ЦИАД) Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева (СГАУ), совместно с ОАО "ЗАП", представляет собой систематизированную информацию о газотурбинных двигателях и применяемых в них подшипниках, а также технологические приемы автоматизации всех стадий ЖЦ подшипника в составе ГТД.

В настоящее время в стадии разработки находятся электронная база данных в среде PDM-системы Smarteam и интерфейс пользователя в виде электронного варианта альбома.

Достоверность информации о двигателях в альбоме подтверждается их разработчиками.

Наличие такой структуры данных о подшипниках в среде PDM Smarteam, позволяет: организовать хранение данных в единой информационной среде; обеспечить быстрый и удобный переход, от рассмотрения одного этапа ЖЦ к другому; отказаться от бумажных носителей информации; обеспечить доступность информации об изделии для каждого участника процесса на любом этапе ЖЦ изделия; существенно сократить затраты на его разработку; снизить время на устранение неисправностей и внесение изменений в конструкцию.