Поиск по сайту


РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ ГАЗОТУРБИННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА ОАО "УМПО"

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение":
Александр Викторович Артюхов,
генеральный директор
Владимир Юрьевич Иванов,
директор программы газотурбинной энергетики

Артюхов
Александр Викторович

Иванов
Владимир Юрьевич

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - один из лидеров мирового авиационного двигателестроения. Сегодня многие авиационные фирмы приступают к производству так называемых изделий двойного назначения. УМПО также сделало решительный шаг по применению авиационных двигателей в наземной технике, а именно - в газоперекачивающих и энергетических установках.

Стационарный газотурбинный привод АЛ-31CT разработан НТЦ им. А. Люльки (НПО "Сатурн") по техническому заданию ОАО "Газпром" на базе авиационного газотурбинного двигателя АЛ-31Ф, устанавливаемого на самолете СУ-27 и его модификациях.
В рамках Генерального соглашения между Правительством Республики Башкортостан и ОАО "Газпром" от 15.07.97 г. ОАО "УМПО" подключилось к реализации программы модернизации действующего парка газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях (КС).

Предусмотрено несколько направлений участия ОАО "УМПО" в программе обновления парка газоперекачивающих агрегатов, установленных на КС магистральных газопроводов и на станциях подземного хранения газа (СПХГ), с использованием газотурбинного двигателя АЛ-31СТ, который может компоноваться в следующих газоперекачивающих агрегатах мощностью 16 МВт:

  1. ГПА-Ц-16 для замены двигателя НК-16СТ (КС "Карпинская"). Двигатель АЛ-31СТ в 1996 г. прошел приемочные испытания и был рекомендован для серийного производства. Общая наработка составляет более 28 тыс. ч.
  2. ГПА-Ц-16Л производства СМНПО им. Фрунзе (Сумы, Украина). Приемочные испытания пройдены в августе 1998 г.
  3. ГПА-16АЛ "Урал", производства НПО "Искра" (Пермь). Разработан проект и техническая документация. Объект применения - КС "Юбилейная" ООО "Севергазпром". Первый опыт совместного производства агрегата реализован на КС "Москово" в этом году. Агрегат ГПА-16Р "Урал" с нашим двигателем испытан заказчиком и находится в промышленной эксплуатации.
  4. ГПА "Нева-16", производства АО "Кировский завод" (Санкт-Петербург). Приемочные испытания пройдены в феврале 2003 г.
  5. ГПА "Волга-16" разработки АО "НИИтурбокомпрессор" (Казань). Разработан проект и техническая документация по установке двигателя в агрегат.
  6. Газогенератор двигателя (без силовой турбины) используется в качестве привода в составе газоперекачивающего агрегата PJT-21S изготовления фирмы Nuovo Pignone, Италия. Ведется эксплуатация пяти агрегатов на КС "Алмазная", Пермтрансгаз.
  7. В составе блочно-модульной энергетической установки (АЛ-31СТЭ с пятиступенчатой силовой турбиной), разработанной и изготовленной в кооперации с НПО "Искра" (Пермь). Лидерная установка смонтирована на производственной площадке нашего объединения. Начало опытной эксплуатации запланировано в IV кв. текущего года.
  8. И, наконец, в агрегате ГПА-16Р "Уфа" при проведении реконструкции газоперекачивающих агрегатов ГТК-10-4. Разработчиком агрегатов является ОАО "УМПО". В настоящее время на базе данного агрегата разработан и проходит защиту в ОАО "Газпром" технический проект, предназначенный для реконструкции ГТН-16, а также блочно-контейнерный вариант для нового строительства.
Первая очередь работ предусматривала оснащение десятью агрегатами ГПА-16Р "Уфа" двух компрессорных цехов на КС "Москово" и КС "Поляна" ООО "Баштрансгаз". Общая потребность в агрегатах этого класса только по России составляет более 600 единиц.

Суть реконструкции заключается в замене существующих 8 агрегатов ГТК-КМ мощностью 10 МВт каждый на 5 агрегатов мощностью 16 МВт с сохранением суммарной мощности в 80 МВт. При этом освобождается площадь целого цеха.

Газоперекачивающий агрегат ГПА-16Р "Уфа" предназначен для обеспечения транспорта природного газа по магистральным газопроводам с рабочим давлением 7,45 МПа. Агрегат спроектирован и изготовлен в соответствии с техническим заданием, где отражены основные требования заказчика к проведению реконструкции: повышение экономичности и к.п.д. (при среднегодовой наработке 7000 ч экономия составит 5 млн мЗ в год); увеличение единичной мощности и снижение массогабаритных показателей (привод нового агрегата в 6 раз легче прежнего и составляет чуть более 5 т); блочность; полная заводская готовность; высокий уровень автоматизации; пригодность конструкции к дальнейшей модернизации в течение всего срока эксплуатации; возможность использования отдельных узлов и блоков для проведения модернизации и реконструкции других типов ГПА.

В создании агрегата и проекта реконструкции компрессорной станции принимали участие ведущие проектные организации и предприятия, выпускающие продукцию для ОАО "Газпром", среди которых ГИПРОспецГАЗ, "Компрессорный комплекс", "Невтурботест" (Санкт-Петербург), "Система-газ", "Газхолодтехника" (Москва).

Объектом реконструкции является газоперекачивающий агрегат ГТК-10-4 на действующей КС, вместо которого монтируются: газотурбинный двигатель АЛ-31СТ в защитном кожухе со вспомогательными системами. В комплект поставки агрегата входит система автоматического управления "Series-5" фирмы Compressor Controls Corporation.

Реконструкция агрегатов предусматривает и глубокую реконструкцию всех станционных систем, так например, на КС "Москово" введены в эксплуатацию новые станционные объекты: блок подготовки топливно-пускового газа; подстанция; воздушная компрессорная станция и др.

В декабре 2002 г. на KC-18A "Москово" ООО "Баштрансгаз" проведены приемочные испытания лидерного образца газоперекачивающего агрегата ГПА-16Р "Уфа". На сегодняшний день агрегат отработал в трассу более 19000 часов, а суммарная наработка агрегатов ГПА-16Р "Уфа" составляет более 60000 часов. На КС "Москово" за этот период проведена реконструкция еще четырех агрегатов.

В декабре 2005 г. сдан в эксплуатацию 1-й агрегат на КС "Полянская". В 2006 г. завершены реконструкция одного цеха на КС "Москово" и монтаж второго агрегата на КС "Полянская" ООО "Баштрансгаз".

На сегодняшний день для ООО "Баштрансгаз" ведется поставка оборудования для реконструкции КС "Шаран" и КС "Поляна" совместно с НПО "Искра" (Пермь). Планируемое начало реконструкции - IV квартал 2007 г.

28 октября 2006 г. с участием президента Республики Башкортостан М. Рахимова и заместителя председателя правления ОАО "Газпром" А. Ананенкова состоялось торжественное открытие цеха КС "Москово", полностью оснащенного приводом АЛ-31СТ и ГПА-16Р "Уфа".

Привод АЛ-31СТ и ГПА на его базе признаны перспективным техническим решением для реконструкции и нового строительства компрессорных станций, что зафиксировано протоколом о сотрудничестве между Республикой Башкортостан и ОАО "Газпром", подписанном президентом М. Рахимовым и А. Миллером 12 марта 2007 г.

Установка газотурбинная энергетическая ГТЭ-18 предназначена для выработки электрической и тепловой энергии в любой климатической зоне. Такая энергетическая установка способна обеспечить электроэнергией и теплом населенный пункт в 60 тыс. человек.

Принцип блочности позволяет применять установку при реконструкции и при новом строительстве, с ведением монтажа в предельно сжатые сроки.

Изготовление ГТЭ-18 планируется осуществлять силами объединения с привлечением сторонних предприятий-поставщиков.
Использование в качестве привода конвертированного авиационного двигателя требует более ответственного подхода к организации монтажа, эксплуатации и технического обслуживания агрегата. От этого, во многом, будет зависеть жизнеспособность агрегата нового поколения. Поэтому на объединении сформирована бригада специалистов, которая ведет монтаж наиболее ответственных узлов установки, в том числе самого двигателя, проводится обучение персонала станций, который в дальнейшем будут их эксплуатировать и обслуживать. Активно внедряется практика технического послегарантийного сопровождения и обслуживания агрегатов в эксплуатации.