РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ ГАЗОТУРБИННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА ОАО "УМПО" ОАО "Уфимское моторостроительное производственное
объединение":
ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - один из лидеров мирового авиационного двигателестроения. Сегодня многие авиационные фирмы приступают к производству так называемых изделий двойного назначения. УМПО также сделало решительный шаг по применению авиационных двигателей в наземной технике, а именно - в газоперекачивающих и энергетических установках. Стационарный газотурбинный привод
АЛ-31CT разработан НТЦ им. А. Люльки (НПО "Сатурн") по техническому
заданию ОАО "Газпром" на базе авиационного газотурбинного
двигателя АЛ-31Ф, устанавливаемого на самолете СУ-27 и его модификациях. Предусмотрено несколько направлений участия ОАО "УМПО" в программе обновления парка газоперекачивающих агрегатов, установленных на КС магистральных газопроводов и на станциях подземного хранения газа (СПХГ), с использованием газотурбинного двигателя АЛ-31СТ, который может компоноваться в следующих газоперекачивающих агрегатах мощностью 16 МВт:
Первая очередь работ предусматривала
оснащение десятью агрегатами ГПА-16Р "Уфа" двух компрессорных
цехов на КС "Москово" и КС "Поляна" ООО "Баштрансгаз".
Общая потребность в агрегатах этого класса только по России составляет
более 600 единиц.
Суть реконструкции заключается в замене существующих 8 агрегатов ГТК-КМ мощностью 10 МВт каждый на 5 агрегатов мощностью 16 МВт с сохранением суммарной мощности в 80 МВт. При этом освобождается площадь целого цеха. Газоперекачивающий агрегат ГПА-16Р "Уфа" предназначен для обеспечения транспорта природного газа по магистральным газопроводам с рабочим давлением 7,45 МПа. Агрегат спроектирован и изготовлен в соответствии с техническим заданием, где отражены основные требования заказчика к проведению реконструкции: повышение экономичности и к.п.д. (при среднегодовой наработке 7000 ч экономия составит 5 млн мЗ в год); увеличение единичной мощности и снижение массогабаритных показателей (привод нового агрегата в 6 раз легче прежнего и составляет чуть более 5 т); блочность; полная заводская готовность; высокий уровень автоматизации; пригодность конструкции к дальнейшей модернизации в течение всего срока эксплуатации; возможность использования отдельных узлов и блоков для проведения модернизации и реконструкции других типов ГПА. В создании агрегата и проекта реконструкции компрессорной станции принимали участие ведущие проектные организации и предприятия, выпускающие продукцию для ОАО "Газпром", среди которых ГИПРОспецГАЗ, "Компрессорный комплекс", "Невтурботест" (Санкт-Петербург), "Система-газ", "Газхолодтехника" (Москва). Объектом реконструкции является газоперекачивающий агрегат ГТК-10-4 на действующей КС, вместо которого монтируются: газотурбинный двигатель АЛ-31СТ в защитном кожухе со вспомогательными системами. В комплект поставки агрегата входит система автоматического управления "Series-5" фирмы Compressor Controls Corporation. Реконструкция агрегатов предусматривает и глубокую реконструкцию всех станционных систем, так например, на КС "Москово" введены в эксплуатацию новые станционные объекты: блок подготовки топливно-пускового газа; подстанция; воздушная компрессорная станция и др. В декабре 2002 г. на KC-18A "Москово" ООО "Баштрансгаз" проведены приемочные испытания лидерного образца газоперекачивающего агрегата ГПА-16Р "Уфа". На сегодняшний день агрегат отработал в трассу более 19000 часов, а суммарная наработка агрегатов ГПА-16Р "Уфа" составляет более 60000 часов. На КС "Москово" за этот период проведена реконструкция еще четырех агрегатов. В декабре 2005 г. сдан в эксплуатацию 1-й агрегат на КС "Полянская". В 2006 г. завершены реконструкция одного цеха на КС "Москово" и монтаж второго агрегата на КС "Полянская" ООО "Баштрансгаз". На сегодняшний день для ООО "Баштрансгаз" ведется поставка оборудования для реконструкции КС "Шаран" и КС "Поляна" совместно с НПО "Искра" (Пермь). Планируемое начало реконструкции - IV квартал 2007 г. 28 октября 2006 г. с участием президента Республики Башкортостан М. Рахимова и заместителя председателя правления ОАО "Газпром" А. Ананенкова состоялось торжественное открытие цеха КС "Москово", полностью оснащенного приводом АЛ-31СТ и ГПА-16Р "Уфа". Привод АЛ-31СТ и ГПА на его базе признаны перспективным техническим решением для реконструкции и нового строительства компрессорных станций, что зафиксировано протоколом о сотрудничестве между Республикой Башкортостан и ОАО "Газпром", подписанном президентом М. Рахимовым и А. Миллером 12 марта 2007 г. Установка газотурбинная энергетическая ГТЭ-18 предназначена для выработки электрической и тепловой энергии в любой климатической зоне. Такая энергетическая установка способна обеспечить электроэнергией и теплом населенный пункт в 60 тыс. человек. Принцип блочности позволяет применять установку при реконструкции и при новом строительстве, с ведением монтажа в предельно сжатые сроки. Изготовление ГТЭ-18 планируется
осуществлять силами объединения с привлечением сторонних предприятий-поставщиков.
| ||||||