Поиск по сайту


 

ПОДВОДНЫЙ УДАР

Сергей Леонидович Мальчиков

(Продолжение. Начало в № 4-6 - 2006, 1 - 2007)

Торпеда попала в цель!

Обрисуем кратко конструкцию парогазовой торпеды. Она представляла собой громадное стальное "веретено" длиной от шести до восьми метров, как бы сложенное из нескольких геометрических фигур. Основой корпуса является длинный цилиндр диаметром 450…600 мм, передняя часть "веретена" имеет форму полусферы, а задняя - конуса.

В передней части торпеды находится боевое зарядное отделение. В первых торпедах вес заряда составлял несколько килограммов очень сильного взрывчатого вещества - пироксилина, спрессованного в бруски. В торпедах предвоенного периода вместо пироксилина использовался тротил, который в жидком виде заливался в металлическую оболочку. Взрыв такого заряда под водой у борта атакуемого корабля был столь силен, что уничтожал на своем пути все препятствия на расстоянии до восьми метров. Однако взрыва не произойдет, если заряд будет лишен взрывателя и детонатора. В состав детонатора входили два компонента: 1,8 г тетрила и 0,2 г гремучей ртути, расположенные в запальном стакане. Переходной состав представлял собой 600 г спрессованного тетрила.

Торпеда снабжена двумя взрывателями. Один из них называется лобовым, так как находится в передней части БЗО. В результате удара торпеды в борт корабля боек взрывателя, жестко соединенный с деформирующейся оболочкой головной части торпеды, прокалывает капсюль с гремучей ртутью. Происходит инициирование детонатора, импульс передается переходному составу, что вызывает взрыв основного заряда. На случай соприкосновения с целью по касательной лобовой взрыватель наделяется четырьмя расходящимися в разных направлениях "усами", поэтому очень маловероятно, что торпеда проскользнет по борту корабля, не задев его ни одним "усом". Во избежание подобных случаев в торпеде имеется второй взрыватель, называемый инерционным. При любом направлении удара торпеды в нем перемещается подвешенный на мощной пружине сердечник. Если удар достаточно силен, моментально прокалывается капсюль детонатора, вызывая взрыв. Для безопасности обращения в передней части торпеды имеется предохранитель, стопорящий бойки ударников. Это выступающий из передней части торпеды стержень с небольшим винтом-вертушкой. При попадании торпеды в воду вертушка вращается и освобождает бойки от предохранителей только после прохождения в воде 200...250 м. Существуют также неконтактные взрыватели, которые могут быть пассивного и активного типа.

Средняя часть торпеды - это стальной цилиндр - воздушный резервуар длиной около 3 м, закрытый с обоих концов сферическими крышками. Воздуха требуется много, поэтому внутрь резервуара его закачивают под давлением 200 атм. Чтобы резервуар выдерживал такое давление изнутри, его изготавливают из очень прочной стали. Операции по изготовлению цилиндра и крышек, а также сборка средней части, являются самыми ответственными при изготовлении торпеды. В задней крышке воздушного резервуара оставляется отверстие, которое трубкой соединено с поверхностью торпеды. На этой трубке имеется впускной кран, через который закачивается воздух. Когда резервуар заполнен воздухом, кран закрывается. В нужный момент в трубке откроется другой кран - машинный, и воздух направится к механизмам торпеды.

Последние мгновения перед гибелью

За воздушным резервуаром находится кормовое отделение торпеды, в котором помещается небольшая емкость для нескольких литров керосина и резервуар с пресной водой. Все механизмы торпеды расположены в кормовом отделении. Все три компонента топлива торпеды - воздух, вода и керосин - поступают в подогревательный аппарат, на пути к которому сжатый воздух проходит через редукторы давления. Редуктор высокого давления снижает давление воздуха с 200 до 60 атмосфер, редуктор низкого давления - с 60 атмосфер до уровня рабочего давления. Только после этого сжатый воздух попадает в подогревательный аппарат, в котором керосин, воздух и вода перерабатываются в источник энергии для движения торпеды.

Процесс происходит следующим образом. Поступающий в подогревательный аппарат керосин, смешанный с воздухом, воспламеняется специальным автоматическим зажигательным патроном. Повышение температуры в результате сжигания керосина приводит к испарению воды и превращению ее в пар. Затем рабочая смесь, образовавшаяся из водяных паров и газов сгоревшего керосина, из подогревательного аппарата попадает в главную машину торпеды - ее двигатель, который имеет мощность до 400 л.с. Парогазовая смесь, поступающая в цилиндры двигателя, имеет определенное рабочее давление. Внутри цилиндров перемещаются поршни со штоками. Парогазовая смесь давит на поршень и толкает его, после чего специальный распределительный механизм двигателя выталкивает отработанную смесь и впускает с другой стороны поршня новую порцию. В результате с одной стороны поршня давление падает, а с другой - увеличивается, заставляя поршень и шток возвращаться в исходное положение. По такому же принципу работает паровая машина паровоза, которая приводит в движение колеса паровоза.

Отработавшая рабочая смесь выводится внутрь полого гребного вала и уходит в воду через открытый задний конец вала, пузырьками поднимаясь на поверхность. Эти пузырьки образуют весьма заметный пенистый след, выдающий торпеду. Избавиться от такого следа можно, применив вместо парогазового двигателя электромотор. Можно также использовать силовую установку, работающую не на парогазовой смеси, а на кислороде и водороде. Отработавшая смесь такого двигателя превращается в воду и не создает никакого следа за торпедой.

По своей сути торпеда представляет собой подводную лодку в миниатюре, на которой, как и на любом корабле, есть свой рулевой. Основная задача рулевого - выдерживать заданное направление движения. В хвостовой части торпеды расположены две пары рулей. Одна пара - рули вертикальные, другая - горизонтальные, причем каждой парой управляет свой механический рулевой. Глубина хода торпеды регулируется горизонтальными рулями, ими управляет первый "рулевой" - гидростатический аппарат, состоящий из цилиндра с подвижным диском и пружины. Этот аппарат расположен в торпеде так, что диск соприкасается с забортной водой и реагирует на ее давление. Для движения торпеды на нужной глубине пружину гидростата регулируют таким образом, чтобы диск занимал в цилиндре определенное положение. Если торпеда нырнет глубже, давление на диск возрастет и переместится вверх, а если пойдет на меньшей глубине, то диск опустится. Система тяг связывает диск с рулевой машинкой, работающей на сжатом воздухе и соединенной с горизонтальными рулями. Если торпеда нырнула на глубину ниже заданной, то диск идет вверх и тянет за собой тягу, включается рулевая машинка, которая перекладывает рули и торпеда идет вверх. В своем движении торпеда может подняться выше заданной глубины. Тогда диск опускается и тянет тягу, но уже в другую сторону, а рулевая машинка поворачивает рули. Когда торпеда идет на нужной глубине, диск неподвижен, а горизонтальные рули остаются в горизонтальной плоскости. Однако строго прямого хода не бывает, и торпеда идет по волнистой линии. Если нет резких скачков и отклонения от заданной глубины не более 0,5 м, то такое движение признается удовлетворительным.

Вторым "рулевым" является прибор для управления движением по направлению, называемый гироскопом. Он также соединен с вертикальными рулями с помощью тяг и рулевой машинки. При правильном ходе торпеды по курсу эти рули неподвижны. Но вот торпеда сошла с курса. Ось вращающегося гироскопа сохраняет свое положение в пространстве, поэтому тяги, связывающие его через рулевую машинку с рулями, перекладывают вертикальные рули, возвращая торпеду на правильный курс. Частота вращения ротора гироскопа достигает 20000 об/мин. Достигается это с помощью воздушной турбинки, расположенной в корпусе гироскопа. Специальная трубка подводит к ней сжатый воздух из резервуара. В момент выстрела открывается машинный кран, воздух из резервуара попадает в турбинку и заставляет ее вращаться с огромной скоростью. Турбинка раскручивает ротор гироскопа. Проходит меньше половины секунды, и турбинка автоматически отсоединяется. В результате торпеда при выстреле попадает в воду с уже работающим гироскопом.

(Продолжение в следующем номере)