ЭЛАСТОМЕРЫ
В ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ, Обеспечение надежных уплотнений в подвижных и неподвижных узлах двигателей и их топливных систем всегда являлось актуальной задачей. С расширением номенклатуры используемых топлив возникла насущная необходимость разработки новых уплотнений и материалов для резинотехнических изделий, к которым предъявлялись дополнительные требования в связи с климатическими особенностями России. Одним из перспективных альтернативных экологически безопасных топлив является диметиловый эфир (ДМЭ). Он отличается благоприятными экологическими характеристиками: коротким полупериодом жизни в тропосфере (менее одного дня), нетоксичностью, неканцерогенностью, немутагенностью, способностью полностью разлагаться до воды и двуокиси углерода. ДМЭ бесцветен, почти не имеет запаха и по внешнему виду напоминает воду. При использовании ДМЭ в качестве альтернативного моторного топлива для дизелей он демонстрирует уникальные химмотологические и экологические свойства, а также отсутствие коррозионной активности. Однако было отмечено влияние ДМЭ на резиновые изделия (увеличение объема), что обуславливает необходимость поиска более стойких уплотняющих материалов. Так, электромагнитные клапаны EV2110B
фирмы Danfoss (Дания) с уплотнениями, изготовленными из материалов марок
EPDM (этилен-пропиленовая основа) и FKM (основа фтор-каучук), оказались
неработоспособными в среде ДМЭ. После 3…4 часов работы нарушалась герметичность,
кольцо и мембрана клапанов сильно увеличивались в размерах и выходили
из пазов, в которые они были установлены. Установлено, что наиболее перспективными направлениями создания новых рецептур эластомеров являются: специальные композиции на основе бутадиен-нитрильных каучуков (NBR) и гидрированных бутадиен-нитрильных каучуков (HNBR) для длительной работы в моторных маслах при температурах 150…185 °С; специальные маслостойкие композиции на основе силиконовых каучуков для работы в масле при температуре до 240 °С и воздухе до 300 °С; специальные композиции на основе фторэластомеров для работы в среде минеральных и синтетических моторных масел. Эластомерные композиции РС-26ч и РС-40ч, созданные ООО "РЕАМ-РТИ", успешно заменяют фторкаучуковые композиции при низкотемпературной эксплуатации, а по длительной стойкости в средах при повышенных температурах (до 150 °С) превосходят их. Композиция РС-26ч-5 обеспечивает динамический коэффициент сухого трения "резина-сталь" ниже величины 0,3. Для производства маслостойких силиконовых изделий используют высококачественные импортные силиконовые каучуки фирм Wacker Сhemie, Dow Corning, General Electric. Изделия на их основе превосходят по ряду функциональных качеств фторкаучуки в таких деталях, как уплотнения маслосъемных колец автомобильных и авиационных роторно-поршневых двигателей. Однако силиконовые композиции часто несовместимы с синтетическими моторными маслами, используемыми для высокофорсированных по температуре двигателей. Такие композиции требуют установки защитных оболочек из фторэластомеров. По предложению специализированных предприятий
и лабораторий (АМО ЗИЛ, ООО "Резинотехсервис", ООО "РЕАМ-РТИ"
и др.) в разное время был испытан в среде ДМЭ ряд эластомерных композиций
как в виде образцов, помещаемых в герметичную емкость с ДМЭ, так и в
виде натурных изделий, устанавливаемых в топливную систему двигателя,
работающего попеременно на ДМЭ (основное топливо) и дизельном (дублирующем)
топливе. Кроме того, на стойкость в ДМЭ были испытаны и другие материалы,
применяемые в двигателях. Испытания на стойкость в ДМЭ пяти образцов
резин, разработанных фирмой "РЕАМ-РТИ" показали, что: резина
марки АФ-15 на основе фторэластомера "Афлас" устойчива в среде
сероводорода, кислот, щелочей, горячей воды и пара. Резина предназначена
для использования в нефтяной, нефтегазовой и газотопливной промышленности.
Температурный интервал работоспособности резиновой смеси в среде масел,
топлив, пластовых жидкостей, алифатических углеводородов от -35 °С до
+250 °С; резины марок РС-26ч и РС-26ч-5 на основе бутадиен-нитрильного
каучука остаются работоспособными при температурном интервале от -45
°С до +150 °С (кратковременно до 170 °С). Резина марки РС-26ч-5 характеризуется
пониженным коэффициентом трения; резина марки ТЕР-10 на основе гидрированного
бутадиен-нитрильного каучука устойчива к химическому воздействию бурового
шлама, масел, метана, углекислого газа, сероводорода, кислот и др. агрессивных
сред; резина РС-ВА на базе фторкаучука СКФ-26 обеспечивает работоспособность
в диапазоне температур от -20 °С до +250 °С узлов автомобильной промышленности,
сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, нефтегазового
и газо-топливного оборудования, гидравлических и пневматических устройств. ФГУП "НИИД"
| ||