ИЗ ИСТОРИИ МКБ"ГРАНИТ" МКБ "Гранит": Владимир Дмитриевич
Лабзин (Продолжение. Начало в № 1 - 2007) Успешная деятельность МКБ "Гранит" проходила в тесном взаимодействии с ФГУП ММПП "Салют"и, в частности, с И.И. Пудковым, Ю.В. Пугиным, Г.С. Язовым, А.И. Гореловым, М.М. Томашевским, В.В. Крымовым, М.Ф. Здановским, В.М. Толоконниковым, Е.Г. Ивановым, В.Ф. Спесивцевым, С.М. Титковым, М.Я. Телисом, В.С. Фроловым, Ю.А. Шамеевым, В.М. Рутесом, А.Л. Стеркиным, И.П. Кувалдиным, Л.А. Вахниным, Е.И. Зотовым и М.Г. Селиверстовым.
В 1965 году по поручению А.М. Люльки ОКБ-45 приступило к созданию ответственных узлов нового ТРД третьего поколения, разработанного в ОКБ-165. Сначала он назывался "изделием 85", затем - "изделием 87", а позднее на базе этих двигателей был создан более мощный ТРД АЛ-21Ф (известный как "изделие 89"). ОКБ-45 получило новое задание - обеспечить доводку и освоение в серийном производстве двигателя АЛ-21Ф, по своим характеристикам не уступавшего двигателю J-79 американской фирмы "Дженерал-Электрик". В 1969 году главным конструктором МКБ "Гранит" был назначен Федор Владимирович Шухов, ближайший помощник С.К. Туманского. Вместе с ним из ОКБ-300 в коллектив "Гранита" пришли несколько опытных конструкторов. Работа, связанная с обеспечением ресурсной надежности двигателя АЛ-21Ф, была беспрецедентно трудной. Для устранения дефектов были разработаны сотни конструкторских мероприятий, заново выпущены тысячи чертежей, проведены десятки специальных, длительных стендовых и летных испытаний. В конструктивную доводку этого двигателя большой труд вложили специалисты МКБ: Г.К. Тананин, Л.П. Сердцев, Л.Я. Вязовская, В.Д. Лабзин, Б.С. Логовиков, А.А. Карандашов, А.А. Снаховский, О.А. Кротов, А.Б. Прощин, И.М. Либерман, Л.Д. Ипполитова, К.П. Новак, К.А. Андрианова, Н.И. Бободин, Б.П. Бервинов, В.М. Ромадин, Н.Н. Комаров, А.М. Душкин, Р.В. Кожарская, Р.А. Сердцева, П.И. Щербаков, Э.В. Мищенко, М.А. Шамбан, Э.Т. Файнгелерин, Р.А. Неверов, В.И. Фетисов, А.П. Шейн, Ю.Л. Фишман, Л.М. Нисенбаум, Г.И. Кобзарук и многие другие. В 1984 году был доведен до 400 часов гарантийный ресурс двигателей АЛ-21Ф, которые устанавливались на истребители-бомбардировщики МиГ-23Б, Су-17М и бомбардировщики Су-24. При серийном изготовлении двигателя АЛ-21Ф головным предприятием по-прежнему был завод "Салют", а в дальнейшем эти двигатели много лет параллельно изготавливались на Омском моторном заводе в кооперации с Тюменским моторным заводом. В 1974 году МКБ "Гранит" подключилось к разработке нового двухконтурного двигателя АЛ-31Ф, создававшегося в ОКБ-165. Первые варианты КВД и КНД в новом двигателе оказались неудачными. Было принято решение о разработке силами ОКБ-165 нового КВД, основанного на его моделировании с двигателя РД-33, который был разработан Ленинградским КБ под руководством С.П. Изотова. Разработку нового компрессора низкого давления поручили МКБ "Гранит". Принципы, заложенные при разработке КНД-99 его автором, ведущим конструктором группы газодинамических расчетов В.А. Файнштейном, были новыми и совершенно необычными. Удалось создать легкую конструкцию с лопатками большого удлинения, бандажированием трех ступеней рабочих лопаток и соединением дисков в виде роторного барабана с помощью электронно-лучевой сварки. Первый КНД-99, изготовленный МКБ "Гранит" в кооперации с заводом "Сатурн", показал при испытании прекрасные результаты, не превзойденные и в настоящее время, тридцать с лишним лет спустя. Большой опыт конструкторов, накопленный при работе с двигателями АЛ-7Ф, Р15Б-300 и АЛ-21Ф, помог создать такую конструкцию КНД, которая при его внедрении в серийное производство практически не потребовала доводки. В 1985 году МКБ "Гранит" возглавил главный конструктор Семен Рафаэлович Саркисов. Незадолго перед этим коллективу МКБ было поручено совместно с ОКБ-165 и Уфимским КБ принять участие в разработке двигателя пятого поколения АЛ-41, так называемого "изделия 20". Порученные МКБ "Гранит" коробки агрегатов КДА и ВКА, а также стартер-энергоузел, "изделие 25", для этого двигателя были разработаны и выполнены на опытном производстве МКБ "Гранит" точно в заданные сроки и успешно прошли стендовые испытания, однако в дальнейшем работы по "изделию 20" были прекращены. В девяностые годы прошлого века доводка двигателя АЛ-31Ф по ресурсу была передана полностью в МКБ "Гранит" и проводилась практически без участия ОКБ-165. В результате успешно проведенных совместно с заводом "Салют" работ, направленных на обеспечение ресурсной надежности двигателя, его ресурс до первого ремонта был доведен до 650 часов, а назначенный ресурс - до 1500 часов. Большая заслуга в обеспечении этих ресурсов принадлежит ведущим конструкторам Ю.И. Боброву и В.М. Глазу. Помимо завода "Салют" двигатель АЛ-31Ф серийно изготавливается на Уфимском моторном заводе. ТРД АЛ-31Ф используется на самолете Су-27 и его модификациях, на которых были установлены выдающиеся мировые достижения по высоте, скороподъемности и скорости. Благодаря двигателю АЛ-31Ф самолет Су-27 выполняет уникальные фигуры высшего пилотажа, повторить которые сегодня не способен ни один другой боевой самолет в мире. На авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году этот самолет был признан лучшим самолетом-истребителем. В МКБ "Гранит" была создана специальная модификация двигателя АЛ-31Ф для его эксплуатации в составе самолетов палубной авиации ВМФ. Отдельную страницу в истории МКБ "Гранит" составляет разработка и доводка малоразмерных газотурбинных двигателей (МГТД), которым коллектив МКБ посвятил более 20 лет своей деятельности.
Работа с МГТД имеет особую специфику из-за малых габаритов и большой частоты вращения ротора, что создает значительные трудности при компоновке двигателя и обеспечении требуемых технических характеристик. Для проведения необходимых работ с МГТД несколько лет назад в МКБ было организовано специальное конструкторское подразделение - ОМГИ (отдел малогабаритных изделий) под руководством ведущего конструктора В.М. Андрякова. Разработка и доводка отдельных узлов МГТД проводилась в конструкторских группах. Активное участие в этих работах принимали: Г.К. Тананин, В.Н. Гордеев, С.А. Кривошеев, П.И. Щербаков, А.Н. Завьялов и другие опытные конструкторы МКБ. На базе турбостартеров ТС-21 и ТС-2, предназначенных для запуска двигателей АЛ-7Ф, АЛ-21Ф и Д30-Ф6, в МКБ "Гранит" был создан двигатель МД-45 для беспилотного дистанционно управляемого летательного аппарата "Крыло-1". После прохождения государственных испытаний двигатель МД-45 серийно выпускался на Рыбинском моторном заводе. В МКБ "Гранит" были также разработаны малогабаритные авиационные энергоузлы специального назначения: "изделие 25", "изделие 83", "изделие 30". Позднее, на базе "изделия 25", был создан двигатель МД-120 для беспилотных летательных аппаратов "Дань" и "Дятел". После прохождения Государственных испытаний двигатель МД-120 выпускался на Пермском моторном заводе и в настоящее время серийно изготавливается на ММПП "Салют". Особо следует сказать о летно-испытательной службе МКБ "Гранит", которая практически начала функционировать с начала создания ОКБ, когда каждый конструктор активно участвовал в анализе результатов летных испытаний и эксплуатации серийных двигателей. Позднее были организованы летно-экспериментальный отдел, которым руководил П.В. Погостин, и летно-доводочная бригада, которую возглавила Р.Н. Пригодич. В 1972 году на базе этих подразделений был создан Летно-экспериментальный отдел под руководством начальника отдела Г.Н. Шлихтера и его заместителя Ю.Ф. Гордеева. Отдел структурно состоял из трех секторов и двух экспедиций: в Жуковском, на базе ЛИИ им. М. М. Громова, и в Ахтубинске, на базе в/ч 15650. Летный отдел МКБ "Гранит"
обеспечивал проведение летных испытаний и исследований опытных и модифицированных
двигателей, участвовал в проведении государственных испытаний летательных
аппаратов с опытными и серийными двигателями. Отдел участвовал в проведении Государственных
испытаний двигателей АЛ-7Ф, АЛ-21Ф и АЛ-31Ф для самолетов ОКБ им. П.О.
Сухого: Су-7Б, Су-9, Су-11, Су-17, Су-24 и Су-27 различных модификаций,
в том числе - наземного и морского базирования. В течение всего периода эксплуатации двигателей Р15Б-300, АЛ-21Ф и АЛ-31Ф отдел постоянно проводит авторский надзор за их техническим состоянием. При этом летный отдел обеспечивает
также конструкторское сопровождение и техническое руководство эксплуатацией
двигателей АЛ-31Ф в составе самолетов Су-33, базирующихся на авианесущем
крейсере "Адмирал Кузнецов". Правильность технических решений
по этим двигателям подтверждена положительными результатами зимнего
похода авианосца в 2005 г. в северную Атлантику. За качественное обеспечение
эксплуатации самолетов Су-33 командование ВМФ выразило коллективу МКБ
"Гранит" благодарность. Сегодня в летном отделе МКБ продолжают активно работать его ветераны: В. Ф. Когтев, Г.А. Фирсова и Л.С. Степанова. (Окончание в следующем номере). | ||||||