Поиск по сайту


ДВИГАТЕЛЬ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ - ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ
(ГТУ-25П на базе ПС-90А)

Одна из наиболее перспективных разработок пермских моторостроителей - газотурбинная установка ГТУ-25П на базе авиационного двигателя ПС-90А. Первая серийная машина была смонтирована на компрессорной станции "Игринская" ООО "Пермтрансгаз" и качает газ в составе газопровода "Ямбург-Тула". На сегодняшний день завершены межведомственные испытания опытного образца газоперекачивающего агрегата ГПА-25Р-ПС "Урал". В качестве привода центробежных нагнетателей природного газа в составе ГПА использована газотурбинная установка ГТУ-25П.

"Пермские моторы" остаются единственным в России производственным комплексом, осуществляющим серийный выпуск газотурбинных установок для нефтегазодобывающей отрасли и энергетики на базе авиационного двигателя четвертого поколения.

Разработка двигателей промышленного назначения ведется с начала 90-х годов XX века, что стало своевременной реакцией на крупнейшие перемены в экономической жизни страны. В 2004 г. на компрессорной станции Игринская начала работать первая опытно-промышленная газотурбинная установка ГТУ-25П.

ГТУ-25П предназначена для применения в качестве привода центробежных нагнетателей природного газа в составе газоперекачивающих агрегатов нового поколения и модернизации действующего (устаревшего) оборудования, а также в качестве привода электрогенератора в составе газотурбинной электростанции для выработки электрической энергии переменного тока.
Осваивая "гражданский" маркетинг, специалисты "Пермских моторов" искали "рыночно-адекватного", то есть платежеспособного, потребителя. Какую востребованную продукцию можно выпускать на основе авиационных технологий? В первую очередь - газотурбинные установки для промышленных предприятий. Первыми и основными покупателями этих "наземных двигателей" стали газовые и нефтяные компании.

Со временем круг потребителей расширился. Из-за быстрого роста цен на электроэнергию ряд промышленных предприятий начал организовывать собственную энергетику. Да и сами энергетические объекты стали активно переходить на газ. Наработки пермских авиастроителей оказались как нельзя кстати. Газоперекачивающие агрегаты и электростанции серии "Урал" с пермскими ГТУ мощностью от 2,5 до 16 МВт, изготовленные на "Пермских моторах", по достоинству оценили во многих отраслях. Около 400 турбин разной мощности работают по всей России - от Краснодара до Ямбурга.

Совместная работа "Пермских моторов" и "Пермтрансгаза" продолжается уже более 10 лет. Сегодня пермские газовые турбины мощностью 10, 12, 16 и 25 МВт установлены на компрессорных станциях "Игринская", "Ординская", "Пермская", "Горнозаводская", "Чайковская", а также на Карашурском подземном хранилище газа.

"Как творческий замысел ГТУ-25П появилась в 1999 году, - рассказывает Михаил Хайруллин, заместитель генерального конструктора - главный конструктор ГТУ для ГПА и объектов их применения ОАО "Авиадвигатель". - Это принципиально новая разработка нашего КБ. В основе установки - двигатель ПС-90ГП-25, выполненный по схеме одноконтурного двухкаскадного двигателя со свободной силовой турбиной. Одновременно нами была разработана и новая силовая турбина. Необходимо отметить, что на сегодняшний день ГТУ-25П не имеет аналогов по к.п.д. (40 процентов) в простом цикле. С 2002 по 2003 гг. мы провели несколько циклов экспериментальных и доводочных испытаний двигателя".

"Еще в 1992 г. мы заключили генеральное соглашение с предприятиями пермского региона на создание газоперерабатывающих установок, - рассказывает заместитель генерального директора ООО "Пермтрансгаз" Александр Ермолаев. - И основательно, шаг за шагом, на базе двигателя ПС-90А работаем по нескольким направлениям: проводим реконструкцию уже работающих ГТУ и создаем блочно-комплексные агрегаты".

"Задача форсировать применение ГТУ-25П одинаково актуальна не только для производителей, - считает Михаил Хайруллин. - С каждым годом растут объемы добычи и транспортировки газа, и, в случае положительного опыта эксплуатации установок пермских моторостроителей, "Газпром" будет использовать ГТУ-25П при строительстве новых газопроводов".

"Мы стремимся использовать потенциал отечественных предприятий, - продолжает Александр Ермолаев. - На примере ГТУ-25П убедились, что земляки работают не хуже, как в плане конструктивных решений, так и непосредственно при производстве установки. Некоторые агрегаты отслужили по 25 лет. … Перспективные направления - разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения, богатейших газовых залежей полуострова Ямал. Для них нужна новая техника, и здесь самой перспективной я могу назвать ГТУ-25П".

"Можно сказать, что сейчас на Игринской КС решается дальнейшая судьба машины, по крайней мере - перспективы ее применения в системе "Газпрома", - рассказывает Александр Ермолаев. - Закончены испытания на соответствие опытного образца установки экологическим и техническим условиям. С февраля 2004 года начата опытная эксплуатация. Установка уже отработала более 7700 часов (это стандартная годовая наработка), а двигатель после плановой замены - 3750 часов. С учетом наших замечаний "Пермские моторы" осуществили поставку второго комплекта ГТУ-25П.".

"Для оперативной доводки ГТУ-25П в конструкторском бюро была разработана целая программа, - говорит заместитель главного конструктора ОАО "Авиадвигатель" Сергей Тихонов. - Серийная установка снабжена японским компрессорным нагнетателем 7V-2. В конструкцию добавлено новое устройство очистки воздуха, основательно переделана система охлаждения кожуха двигателя".
На сегодняшний день первая (уже серийная) установка ГТУ-25П установлена на компрессорной станции Игринская ООО "Пермтрансгаз" и успешно прошла приемочные испытания. Решением приемочной комиссии агрегат принят в промышленную эксплуатацию. Представителями "Газпрома" рекомендовано производство партии в количестве двенадцати двигателей ПС-90ГП-25, что еще раз подчеркивает своевременность создания оборудования для транзита газа такой большой мощности, как у ГТУ-25П.

Публикация подготовлена по материалам
информационного бюллетеня
Пермского моторостроительного комплекса