Поиск по сайту


ПОДВОДНЫЙ УДАР

Сергей Леонидович Мальчиков

(Продолжение. Начало в № 4-6 - 2006)

Торпеда 45-12 являлась одним из лучших образцов того времени в мире. Масса ее составляла 810 кг, из которых 116 кг приходились на заряд взрывчатого вещества. Расстояние до 3000 м она преодолевала со скоростью 39 узлов, а до 6000 м - 29 узлов. Для Российского флота эта торпеда была основным оружием в Первой мировой и гражданской войнах и состояла на вооружении почти до середины двадцатых годов прошлого столетия.

От войны к войне постоянно возрастало количество торпед, использованных флотами воюющих стран. Если в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. были выстрелены четыре торпеды, в японо-китайской войне 1894-1895 гг. - 17, в русско-японской войне 1904-1905 гг. - 263, то в Первой мировой войне - около 15000 торпед. Флоты развитых стран располагали торпедами с хорошими тактико-техническими данными, причем немецкий флот ежегодно получал новые, более совершенные модели. Носителями торпедного оружия в 1914-1918 гг. были эскадренные миноносцы и подводные лодки, а затем торпедные катера и самолеты.

Первая торпедная атака по движущейся цели была неудачной. Немецкая подводная лодка U-15 пыталась 8 августа 1914 г. в районе Оркнейских островов торпедировать английский линкор "Monarch", но торпеда прошла мимо. Лишь 5 сентября немецкой лодке U-21 в заливе Фирт оф Форт удалось потопить британский легкий крейсер "Pathfinder". Первая успешная торпедная атака англичан состоялась 13 сентября 1914 г. Подводная лодка Е-9 отправила на дно Гельголандского залива старый немецкий крейсер "Hela".
В знаменитом Ютландском сражении 31 мая - 1 июня 1916 г., в ходе которого было уничтожено 14 английских и 11 германских кораблей, англичане выпустили 74 торпеды и добились шести попаданий, потопив пять кораблей и повредив один. Немцы использовали 109 торпед, из которых лишь две попали в цель - один корабль потоплен и один поврежден. Всего за годы Первой мировой войны от торпед погибли 14 линкоров, 26 крейсеров, 36 эсминцев и 33 подводных лодки.

Интересно, что для всех воюющих стран неожиданностью стали громкие успехи подводных лодок, достигнутые в результате применения торпедного оружия. Всего в боевых действиях участвовало около 600 подводных лодок, из которых 292 были потоплены. Именно подводные лодки играли главную роль при нарушении морских коммуникаций. Особенно отличились германские подводники, развернувшие с февраля 1915 г. подводную войну против торговых судов западных союзников с целью нарушения морских коммуникаций Великобритании и подрыва таким способом ее военно-экономического потенциала. С февраля 1917 г. эта война стала неограниченной. Германские "У-боты" ("U-boot", сокращение немецкого слова Unterseeboot - подводная лодка) пренебрегали международными соглашениями и правовыми нормами и топили суда не только стран Антанты, но и нейтральных государств, включая госпитальные суда и пассажирские лайнеры. Так, 7 мая 1915 г. подводная лодка U-20 у южного побережья Ирландии торпедировала громадный английский пароход "Lusitania" водоизмещением 31396 тонн, который шел из Нью-Йорка в Англию.

Всего за годы войны германскими подводными лодками было потоплено 5755 судов. При этом надо отметить, что действия германских подводных лодок были в 22 раза эффективнее действий надводных крейсеров. В годы Первой мировой войны кораблями Российского флота было использовано 307 торпед, из них 230 - подводными лодками и 77 - эсминцами. В цель попало только 37 торпед, или 12 процентов. Подводные лодки и эсминцы стреляли с расстояния 5-6 кабельтовых. Одна торпеда применялась для потопления транспорта и две-три - для уничтожения боевого корабля.

Боевое применение торпед в мировой войне показало, что для потопления линкора заряд взрывчатого вещества торпеды должен иметь массу около 200 кг. Разместить такой заряд в корпусе диаметром 450 мм было невозможно. В ходе войны флоты многих стран получили на вооружение новые образцы торпед калибра 533 мм. Россия также начала разработку более мощной торпеды. Так, в 1917 г. был сделан заказ заводу № 1 Русского Акционерного общества на разработку и изготовление шести "опытовых 21-дюймовых (533 мм) мин", по три для миноносцев и для подводных лодок. Завод успел подготовить проект и начать изготовление трех опытных торпед для подводных лодок. В начале 1918 г. заказ был аннулирован, а завод закрыт. В годы Гражданской войны оружие для флота не производилось. В боевых действиях были использованы торпеды, оставшиеся после Первой мировой войны.

Необходимо отметить, что торпеда 53-17 была полностью русским образцом с отменными тактико-техническими параметрами. В ее зарядном отделении размещалось 215 кг взрывчатого вещества, расчетная скорость на дистанции 3 км составляла 45 узлов или 30 узлов - на 10 км. Эти разработки явились основой первой советской торпеды, создание которой началась вскоре после окончания Гражданской войны.

В 1927 г. был восстановлен торпедный цех на заводе "Двигатель" (бывший завод Г. Лесснера), который в конце 1927 г. начал выпуск первых советских торпед. Первая советская торпеда калибра 533 мм имела заряд взрывчатого вещества весом 265 кг и скорость 45 узлов на дистанции 3700 м. Она получила наименование 53-27 и была принята на вооружение флота в 1927 г. Автором этой торпеды был Р.Н. Корвин-Коссоковский. 4 февраля 1929 г. Распорядительным заседанием Совета Труда и Обороны (СТО) была принята программа военного судостроения, в которой был намечен значительный рост подводных сил, торпедных катеров и эсминцев, что влекло за собой резкое увеличение потребности флота в торпедах. В 1930 г. правительством было принято решение о строительстве торпедостроительного завода в Махачкале. В 1933 г. СТО своим постановлением "О программе военного судостроения на 1933-1938 гг." обязал НКТП изготовить за вторую пятилетку около 5500 торпед. Реконструированный завод "Двигатель" по плану должен был в 1934 г. довести производство торпед до 600, а в 1935 г. - до 1000 штук. Этого количества не хватало для покрытия нужд флота, а ввод новых мощностей затягивался. Так, торпедный завод "Двигатель-строй" в Махачкале в 1937 г. по плану должен был выпустить 1500 торпед калибра 533 мм в год, но предприятие вошло в строй лишь в самом конце 1937 г., и на 1938 г. ему установили задание на выпуск 200 торпед. Завод "Красный прогресс" в г. Б. Токмак лишь в конце 1937 г. изготовил опытную партию.

В 1921 г. была создана специальная организация, которая занималась проектированием мин, а затем торпед и тралов - Остехбюро, которое вело работы без определенных планов. В 1932 г. был образован Научно-исследовательский минно-торпедный институт (НИМТИ), также занимавшийся проектированием торпед.

Серийное производство торпеды 53-27 организовали на заводе "Двигатель", который с 1927 по 1935 г. изготовил около 2000 штук. Однако из-за низких тактико-технические данных и конструктивных недостатков эта модель была снята с производства, поэтому пришлось закупить в Италии партию парогазовых торпед 53-ф образца 1934 г. фиумского завода. Эта модель стала основой для разработки трех модификаций торпед - авиационной калибра 450 мм, калибра 533 мм для подводных лодок и надводных кораблей и 450 мм для торпедных катеров и старых эсминцев и сторожевых кораблей. Последняя оказалась очень удачной и оставалась основной практически до конца Великой Отечественной войны. Проект же 533-мм торпеды оказался хуже итальянского образца. Это привело к тому, что к 1938 г. флот имел на вооружении старые модели торпед обр.1908, 1910, 1912 гг., торпеды 53-27 и немного фиумских торпед, что резко снижало боеспособность ВМФ.

Низкие темпы развития минно-торпедного оружия были следствием слабой научно-технической, конструкторской и производственной базы, отставания отечественных приборостроения и электропромышленности. Планы производства систематически не выполнялись, часть продукции поступала с браком. Причины такого положения стали искать во вредительстве в Остехбюро, имевшие место неудачи в работе конструкторов и производства приписывали отдельным работникам, поэтому многие из них были репрессированы. Остехбюро ликвидировали, его руководителя В.И. Бекаури и конструктора П.В. Бектерева расстреляли. В результате конструкторские организации были ослаблены, что тормозило ряд проектов.

"В целях оздоровления, укрепления и расширения торпедной и минной промышленности" Комитетом обороны при СНК СССР были намечены первочередные меры. Так, в Наркомате оборонной промышленности (НКОП) было организовано Главное управление по минно-торпедному оружию, в которое вошли заводы № 181, 182, 175, 215, им. Ворошилова и феодосийская пристрелочная станция. В 1938 г. эти заводы должны были выпустить 500 торпед калибра 533 мм и 800 калибра 450 мм, а в 1939 - 2200 и 1500, соответственно. В 1942 г. предполагалось довести выпуск 533-мм торпед до 7000 и 450-мм - до 3000 штук. Для организации опытной базы по торпедам был выделен завод им. Ворошилова, имевший сильное конструкторское бюро, в которое также включили торпедный отдел Остехупра НКОП и группу инженера Ошерова (разработка турбин для торпед). В 1939 г. все предприятия и учреждения этой отрасли из НКОП были переведены в образованный Наркомат судостроительной промышленности, который имел специализированное Главное управление по минно-торпедному вооружению.

Новой советской торпедой стала модель 53-38, имевшая длину 7200 мм, массу - 1615 кг, массу заряда ВВ - 300 кг. На дистанции 4 км скорость ее составляла 44,5 узла, 8 км - 34,5 узла и 10 км - 30,5 узла. Впоследствии для увеличения мощности торпеды боевое зарядное отделение (БЗО) удлинили до 1700 мм, что позволило довести массу заряда до 400 кг, а модернизация двухцилиндрового горизонтального двигателя дала возможность сохранить дальность и скорость торпеды и при увеличенном заряде. Эта усовершенствованная торпеда получила название 53-38у. Однако ее скорость признали недостаточной и решили форсировать двигатель для режимов стрельбы на дистанции 4 км и 8 км. На испытаниях в 1940 г. 4000 м торпеда, названная 53-39, развила скорость 51 узел и стала самой быстроходной в мире.

За 1938-1941 гг. были приняты на вооружение ВМФ торпеды 53-38 и 45-36, утяжеленные БЗО для этих торпед, новые торпедные аппараты для торпедных катеров и эсминцев, разработанный для подводных лодок прибор беспузырной стрельбы и т.д. В период с января 1938 г. по 22 июня 1941 гг. флот получил 6930 торпед.

(Продолжение в следующем номере)