ТАЙНА С ПОЛУВЕКОВЫМ СТАЖЕМ Дмитрий Боев, ведущий научный сотрудник Политехнического музея. На территории Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) 22 июня 2006 г. проходил VII международный форум образовательных технологий "Прикосновение к будущему". На состоявшихся в рамках форума переговорах представителей РГГУ, Политехнического музея и ЦИАМ было достигнуто согласие о начале археологических исследований на территории Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П.И. Баранова, что на Авиамоторной улице. Информацию об этом уникальном техническом кладе неоднократно публиковал журнал "Двигатель" (№ 3 за 1999г., № 5, 1999, № 6, 2003). Дело связано с судьбой ЦИАМовской коллекции авиационных поршневых двигателей 20...50-х годов ХХ века. В свое время все они были экспонатами развернутой в институте выставки новинок мирового двигателестроения: препарированных поршневых двигателей, агрегатов, отдельных узлов. Это как распространенные некогда конструкции типа моторов "Мерлин", "Испано-Сюиза" или отечественные конструкции, так и довольно редкие, хотя и интересные, такие, как "Центавр" воздушного охлаждения. В начале 50-х министр минавиапрома (Дементьева) издал приказ прекратить все рассчитанные на перспективу работы, связанные с поршневыми авиамоторами. Промышленность этот приказ исполнила, а ученые бросать обычные темы не торопились: очень много было наработок, да и просто привыкли к своим поршневикам. Начальником ЦИАМ в 1954 г. был назначен Н.П. Кононенко. Человек решительный, он весьма просто решил проблему перевода ученых на новую тематику: нет объекта - нет темы. Во внутреннем дворе административного здания во время войны было отрыто деревянное бомбоубежище, разрушенное после Победы (точнее говоря, самостоятельно сгоревшее: кто-то из рабочих, наладившихся "забивать козла" в обед в деревянном подвале-убежище оставил непотухший окурок, и вот…). Оставшуюся после него яму и решили заполнить разным мусором: ломом, щебнем, и… экспонатами выставки поршневых двигателей. Дело в том, что металлоломом пункты приема вторичного металла были после войны переполнены, а вести все эти мелочи на свалку себе дороже. Через год с небольшим начальника института сменили
и всем стало не до поршневых раритетов. Со временем вся эта история
превратилась в еще одну ЦИАМовскую побасенку (их вообще предостаточно
накопилось за более чем 75 лет существования института). И вот теперь-таки
этой истории суждено, кажется, сдвинуться с мертвой точки. Работы начнутся
скорее всего не раньше следующего года: не сезон уже.
| ||