Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

ДИРЕКТОР С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

26 октября 2006 года исполняется 70 лет Юрию Евгеньевичу Решетникову, прошедшему путь от инженера-конструктора до начальника моторостроительного главка. Проработав в авиапроме более 45 лет, Ю.Е. Решетников заслужил известность и авторитет как крупный специалист в области двигателестроения среди коллег в России и за рубежом.

Трудовая деятельность Юрия Решетникова берет начало в пермском моторостроительном КБ (ныне ОАО "Авиадвигатель"), куда он был направлен в 1960 г. после окончания Казанского авиационного института.

В те годы внимание отечественного авиационного моторостроения было приковано к развитию двигателя Д-30. На базе Д-30 создаются двигатели для самого различного назначения: для пассажирского самолета Ил-62М, для транспортного Ил-76 и для сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31. Первой серьезной работой молодого конструктора (которой Юрий Евгеньевич заслуженно гордится до сих пор) стала компоновка компрессора низкого давления самого надежного в истории российского моторостроения двигателя Д-30. Позднее Юрий Решетников принимает непосредственное участие и в создании двигателей Д-30КУ, Д-30КП, Д-30КУ-154, Д-30Ф6.

В 1968 г. приказом Министра авиационной промышленности СССР Ю.Е. Решетников назначен заместителем главного конструктора конструкторского бюро. В этот период в производство внедрен ряд технологических новинок того времени: электронно-лучевая сварка, плазменное напыление, автоматизированная запись и обработка параметров авиадвигателя при его испытании, станки с программным управлением, организация точного лопаточного литья и др., что значительно повысило качество турбинных лопаток нового поколения. Уменьшение трудоемкости производства, а также совершенствование технологической базы предприятия позволило пермякам существенно сократить сроки создания двигателей, их доводки и внедрения в серийное производство.

С 1981 по 1989 гг. Ю.Е. Решетников работает главным инженером 13-го Главного Управления Министерства авиационной промышленности СССР, а затем начальником Научно-технического центра авиационного моторостроения. На этой должности Юрий Евгеньевич с присущей ему энергичностью успешно решает сложные задачи моторостроительного главка. Содержанием его работ стало участие в создании и доводке авиационных двигателей: Д-18, Д-36, НК-86, НК-32, Р-79-300, ПС-90А и ряда других, организация их серийного производства и ремонта. В этот же период Ю.Е. Решетников возглавляет рабочую группу министерства авиационной промышленности СССР по созданию и организации серийного производства отечественного газотурбинного привода НК-16СТ для нужд газовой промышленности.

В 1989 г. Ю.Е. Решетников возвращается в Пермь, и в результате открытых выборов становится генеральным конструктором МКБ.
Конец 80-х - начало 90-х гг. минувшего века стали временем мобилизации пермского конструкторского коллектива на разработку и изготовление образцов двигателей для уникальных по своим тактико-техническим характеристикам самолётов. Осуществлен первый полет высотного самолета М-55 "Геофизика", затем в небо поднимается экспериментальный истребитель пятого поколения С-47 "Беркут" с обратной стреловидностью крыла. Оба самолета оснащены двигателями, созданными пермскими моторостроителями.
Особого внимания генерального конструктора требовало и завершение программы доводки двигателя ПС-90А, давшего жизнь основным современным магистральным самолетам нового поколения Ил-96-300, Ту-204, Ту-214. В период безденежья и административной разрухи в 1992 г. пермским двигателестроителям под руководством Ю.Е. Решетникова удается завершить государственные испытания и получить сертификат на двигатель ПС-90А. Уже в 1993 г. в свой первый рейс по маршруту Москва - Нью-Йорк отправляется дальнемагистральный Ил-96-300, оснащенный двигателями ПС-90А.

Успешность пермяков на рынке авиационного двигателестроения в первую очередь оценили именно там, за океаном. С начала 90-х годов активно разворачивается сотрудничество "Авиадвигателя" и "Пермского моторного завода" с дочерним предприятием United Technologies - известной двигателестроительной компанией Pratt&Whitney, ставшей в 1997 году крупным акционером "Пермского моторного завода". Она вложила более 70 миллионов долларов в реконструкцию завода и модернизацию его продукции. Сегодня ключевым аспектом сотрудничества пермских и американских моторостроителей является совместное проектирование перспективных двигателей на основе современных информационных технологий и передовых методов конструирования. В настоящее время предприятия Пермского моторостроительного комплекса и Pratt&Whitney работают над созданием трех типов двигателей: авиационного ПС-90А2, промышленных ПС-90ЭУ-16А и ПС-90-ГП2А.

В 1992 г. по инициативе Ю.Е. Решетникова в Перми на основе авиадвигателей разворачивается проектирование и серийное производство газотурбинных установок в диапазоне мощностей от 2 до 25 МВт для транспортировки газа и выработки электроэнергии. Еще в 1991 году генеральный конструктор неоднократно подчеркивал: "В условиях рынка мы не должны ограничивать свою деятельность только авиационными двигателями. Будет совершенно правильно, если мы попробуем найти применение нашим двигателям не только в небе, но и на земле". Так родился новый вид бизнеса, давший работу и зарплату тысячам работников оборонной промышленности Прикамья, повысивший отчисления в бюджет.

Четкая, продуманная организация работ позволила КБ в кооперации с серийным заводом в течение 1994 г. изготовить и собрать первый экземпляр привода мощностью 12 МВт, а уже в 1997 г. заказчику сдана ГТУ-16П мощностью 16 МВт. Обе установки с высоким к.п.д. спроектированы для привода газоперекачивающих агрегатов нового поколения серии "Урал" и в короткие сроки освоены в серийном производстве. В 1994 г. впервые запущена в опытно-промышленную эксплуатацию передвижная автоматизированная газотурбинная электростанция, созданная на базе авиационного двигателя Д-30, а с 1995 г. начато серийное производство газотурбинных установок для электростанций. В 2000 г. по заказу ОАО "Газпром" в Перми разработана установка ГТУ-10П для применения в качестве привода нагнетателей газа в составе дожимных компрессорных станций и станций подземного хранения газа.
Генеральным директором - генеральным конструктором ОАО "Авиадвигатель" Юрий Евгеньевич проработал до 2001 г., а также с 1998 г. он пять лет возглавлял одно из крупнейших моторостроительных предприятий России - ОАО "Пермский моторный завод".

Юрий Решетников стал директором завода, когда не стало заказов, ушли и продолжали уходить специалисты, недовольные большой задолженностью по зарплате, и возникла еще масса проблем, которые обязан был решать руководитель оборонного предприятия без всяких государственных гарантий на выживание. Но кто-то лишь пытался найти выход, а Юрию Решетникову это удалось в полной мере. Была восстановлена работоспособность завода и КБ, создана новая эффективная структура управления и стабилизирована численность персонала. Удалось обеспечить ежегодный прирост объемов продаж не менее чем в полтора раза, приток инвестиций в технологическое переоснащение и развитие производства. Были не только ликвидированы долги по зарплате, но и обеспечен ее достойный уровень и постоянный рост. В результате объём продукции, произведённой одним из крупнейших моторостроительных заводов России, ежегодно увеличивается в 1,5-2 раза и в 7 раз - с момента начала работы Ю.Е. Решетникова в должности генерального директора предприятия.

Возглавляя одновременно "Авиадвигатель" и Пермский моторный завод, Юрий Решетников достиг четкой кооперации конструкторского бюро и серийного завода по освоению и производству новых изделий. Рост объёмов произведённой продукции позволил увеличить в 5 раз налоговые отчисления в бюджет.

В 2003 г. Юрий Решетников оставил пост генерального директора Пермского моторного завода, но с коллективом родных предприятий не расстался до сих пор. В том же году он стал председателем Советов директоров ОАО "Пермский моторный завод" и ЗАО "Управляющая компания "Пермский моторостроительный комплекс".

Юрий Евгеньевич Решетников - действительный член Академии наук авиации и воздухоплавания РФ, действительный член Академии транспорта РФ, член-корреспондент Инженерной академии РФ. Лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии РФ, Почетный авиастроитель, Почетный машиностроитель, Почетный работник газовой промышленности. Он награжден орденом "Знак Почета", орденом Почета, орденом Трудового Красного Знамени.

Редакция журнала "Двигатель" присоединяется к поздравлениям Юрию Евгеньевичу Решетникову и желает ему творческих успехов, здоровья и исполнения намеченных планов.



Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал