ПРИМЕНЕНИЕ ЛОКАЛЬНОЙ ТЕРМИЧЕСКОЙ
ОБРАБОТКИ Валерий Александрович Поклад, главный инженер ФГУП "ММПП "Салют", к.т.н.
Наиболее широко в авиационных газотурбинных двигателях применяют титановые и жаропрочные никелевые сплавы. Они обладают высокой чувствительностью к термическим деформациям, поэтому в околошовной зоне и шве могут происходить неблагоприятные изменения структуры и механических свойств, что требует применения особых режимов сварки и термической обработки. Особенно актуальной эта проблема становится при подварке и ремонте окончательно готовых деталей и узлов, обладающих высокой жесткостью. Оболочковые конструкции из титановых сплавов
типа корпуса промежуточного в первом приближении представляют собой
две оболочки, соединенные между собой ребрами жесткости. Оболочки имеют
большое количество кольцевых и продольных швов. При аргонодуговой сварке
такого сложного узла на качество изделия влияет большое число факторов,
которые в совокупности приводят к появлению в отдельных участках сварных
швов внутренних трехосных напряжений, имеющих высокие градиенты в зоне
сварного соединения. К таким факторам следует отнести следующие: источник
нагрева, сложность формы свариваемого изделия, количество швов и их
расположение, применение жесткой сборочно-сварочной оснастки для обеспечения
требуемых геометрических размеров конструкции в процессе сварки и после
нее, величину зазоров в стыках. Объемный характер распределения внутренних
напряжений в ряде случаев сразу или в процессе эксплуатации может привести
к появлению трещин. Трещины такого типа могут возникать непосредственно
после сварки, а также в результате процесса замедленного разрушения
после вылеживания сварных изделий. Наиболее распространенным дефектом при изготовлении и эксплуатации корпуса является образование трещин длиной до 30 мм в сварных швах, соединяющих стойки с корпусными обечайками. В ряде случаев указанные локальные трещины могут привести к разрушению всего узла. Для предотвращения образования холодных трещин в швах при подварке необходимо разработать эффективный способ локальной термической обработки крупногабаритных узлов корпуса из титанового сплава ВТ20. Основным видом термообработки этого сплава и его сварных соединений является низкотемпературный отжиг при температуре 600…650 °С для снятия нагартовки и уменьшения напряжений, возникающих при сварке или других процессах технологической обработки.
Подварка шва осуществлялась по традиционной схеме с разделкой дефектного участка. Локальная термическая обработка электронным лучом проводилась нагревом всего места подварки до температуры 630 °С в вакуумной камере при остаточном давлении 5·10-3 Па. Размер растра пятна нагрева составлял 80 мм в длину и 20 мм в ширину. Результаты эксперимента показали, что прогрев образца на всю толщину происходил за 3…5 с. В течение 10 с происходило выравнивание температуры в зоне нагрева от поверхности до корня шва. Минимальный уровень значений объемных остаточных напряжений в сваренных пластинах получен при общем печном отжиге в вакууме. Локальная термическая обработка электронным лучом и дугой также позволяет снизить максимальный уровень объемных остаточных растягивающих напряжений. Так, локальный электронно-лучевой отжиг снижает уровень остаточных растягивающих напряжений на 50 %, т.е. вдвое, а аргонодуговой отжиг - на 30 %. Учитывая то, что общий печной отжиг может
приводить к короблению сложных сварных конструкций ГТД (применение термофиксаторов
не всегда полностью устраняет это явление), а также к нежелательному
изменению качества поверхностного слоя окончательно готовых деталей,
особенно при ремонте, применение локальной термической обработки электронным
лучом в вакууме является весьма эффективной и экономически оправданной
операцией. Проблема обостряется при сварке и ремонте роторных и корпусных
конструкций из двухфазных жаропрочных титановых сплавов типа ВТ3-1,
ВТ8, ВТ9 и других, так как последующая термическая обработка необходима
не только для снятия остаточных напряжений, но и для стабилизации структуры
металла шва, околошовной зоны и получения необходимых механических свойств.
Ее решение требует проведения уже высокотемпературного отжига и упрочняющей
термической обработки. | ||