ОПЫТ
РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ БЕСКОНТАКТНОГО Ю.Н. Голунский, В.И. Щедрин, В.А. Локтионов (Саратов) Наиболее распространенным датчиком, применяемым в устройствах для измерения уровня топлива, является поплавковый механизм. Поплавок находится на поверхности жидкости, перемещается по мере расходования или поступления жидкости и после преобразования сигнала перемещения во вторичном приборе обеспечивает индикацию уровня на соответствующем указателе. При замене поплавкового механизма (в
случае выхода его из строя) необходимо частично демонтировать топливный
бак. Аналогичная проблема возникает и при работе на экологически безопасном топливе для дизельных двигателей - диметиловом эфире. Кроме того, ряд серийно выпускаемых поплавков взаимодействует с диметиловым эфиром, частично растворяется в нем или попросту теряет плавучесть (тонет). Проблема решается, если для измерения уровня использовать ультразвуковые технологии. В этом случае датчик крепится снаружи к днищу баллона (топливного бака), и детали прибора не имеют контакта с жидкостью, уровень которой в баллоне отслеживает датчик. Прибор для измерения уровня на основе ультразвуковых технологий был разработан в 1999 г. и назван "АТЭЛ-1". С июля 1999 г. "АТЭЛ-1" внедряется научно-производственной фирмой "САГА" (Москва), разрабатывающей и устанавливающей на автомобили газобаллонное оборудование.
Измеритель уровня топлива "АТЭЛ-1" работает от автомобильной бортовой сети. Прибор обеспечивает автоматическое запирание заправочного электромагнитного клапана при достижении регламентированного предельного уровня топлива (ДМЭ или сжиженного газа).
Измеритель уровня "АТЭЛ-1"
может быть применен для всех видов жидкого топлива при соответствующей
градуировке, учитывающей скорость распространения звука в конкретном
виде топлива. Так, для дизельного топлива скорость звука составляет
1330 м/с, а для диметилового эфира - 980 м/с. Стоимость прибора при
серийном производстве будет сопоставима с ценой традиционных измерителей.
| ||