ГОРЮЧЕЕ
- КАКИМ ЕМУ БЫТЬ? (Продолжение. Начало в № 2 - 2006) Кремний в чистом виде пока еще экзотичное
и, что немаловажно, довольно дорогое вещество, поэтому изобретатели
продолжают поиск новых видов горючего. В прессе появилось даже упоминание
о двигателе, создатель которого пытается заставить его работать… на
муке. Все это очень похоже на идею Дизеля об использовании угольной
пыли в качестве горючего. Конечно, можно заливать в бак все, что горит,
но сначала не мешало бы понять, а как все же сгорает то или иное вещество,
что надо сделать, чтобы оно горело эффективнее, и как сконструировать
двигатель для работы на том или ином горючем. Сложность изучения горения заключается в том, что самые распространенные вещества - уголь, нефтепродукты и природный газ - включают в себя довольно много разнообразных веществ. Уголь, состоящий в основном из элементарного углерода, содержит также ряд других компонентов, как горючих, так и негорючих. Нефтепродукты и природный газ представляют собой смеси углеводородов, также содержащие примеси неуглеводородных соединений. Представляют интерес для изучения и такие вещества, как ацетилен (применяемый для газовой сварки), порошки металлов (используемые в топливных смесях для ракетных двигателей на твердом топливе, в экспериментальных жидкостных ракетных двигателях) и водород (употребляемый в ЖРД и ДВС). Жидкое топливо делится по своему удельному весу на две группы: тяжелое и легкое. Важными характеристиками жидкого топлива могут служить температура его кипения и температура вспышки. Температурой вспышки топлива называется та температура, при которой выделяемые им пары при соприкосновении с пламенем воспламеняются. Чем ниже температура кипения и вспышки топлива, тем легче его применение в двигателях внутреннего сгорания. В науке о горении используют термин "пламя", который применяют к любому случайно или намеренно инициированному процессу горения. Пламена можно подразделить на два класса. К первому относятся пламена с предварительным смешением, когда горючее смешивается с кислородом до воспламенения. Так, бензин и воздух (содержащий около 20 % кислорода) смешиваются в карбюраторе обычного двигателя внутреннего сгорания и горят после сжатия и воспламенения искрой в цилиндре. Ко второму классу относятся диффузионные пламена. В этом случае горючее и окислитель контактируют только в зоне горения. Так, например, происходит в камере сгорания жидкостного ракетного двигателя, в который керосин (горючее) и кислород (окислитель) подаются через отдельные форсунки. К диффузионному пламени относится и горение обычной свечи: пары воска и кислород воздуха смешиваются над поверхностью свечи вокруг фитиля. Пламена обоих типов могут быть как турбулентными, так и ламинарными. Как известно, турбулентность возникает при определенных условиях (см. журнал "Двигатель" № 6 - 2005). Примечательно, что при турбулентном потоке скорость горения возрастает, и именно поэтому турбулентное горение предпочтительнее, когда требуется быстрое выделение тепловой энергии. В связи с этим в двигателях устанавливают специальные устройства - так называемые "турбулизаторы". Ламинарный поток легче описывается математически и обычно более удобен для лабораторных экспериментов. Благодаря ламинарному горению свеча и лучина горят долго. Как правило, горючее до начала горения
переводят в парообразное состояние. В ДВС это частично происходит в
карбюраторе, а затем в цилиндре. Частично это происходит потому, что
не весь бензин превращается в пар, остается еще довольно много горючего
в виде капель разного диаметра. Если предварительного преобразования
горючего в пар нет, то имеет место так называемое гетерогенное горение,
которое, например, происходит на поверхности горящего куска угля. 2С8Н18 + 25О2 = 16СО2 + 18Н2О. Ни одно топливо так не горит. В действительности
расщепление молекул горючего и образование продуктов сгорания происходят
последовательно, шаг за шагом. На каждой стадии происходит лишь небольшая
перестройка химических связей. Открытие элементарных реакций дает ключ к пониманию процесса горения. Однако, чтобы практически использовать этот ключ, недостаточно идентифицировать конкретные элементарные реакции как возможные химические превращения. Необходимо знать также, насколько велика вероятность того, что участвующие в процессе молекулы действительно прореагируют при столкновении, поскольку не все такие столкновения приводят к реакции. Оказывается, эта вероятность зависит от скорости, с которой молекулы движутся по отношению друг к другу при столкновении. Обычно, чем выше скорость, тем больше вероятность того, что столкновение приведет к химической реакции. Поскольку частота и скорость столкновений молекул зависят от температуры газа, то при повышении температуры вероятность осуществления реакции возрастает, и часто очень резко. Эксперименты показали, что промежуточные продукты, принимающие участие в большинстве химических реакций, очень трудно обнаружить по той простой причине, что эти продукты "охотнее" вступают в реакцию, т.е. обладают значительно большей реакционной способностью, чем остальные молекулы. В качестве примера элементарной реакции, играющей очень важную роль в химии пламен, можно привести реакцию превращения оксида углерода в диоксид: СО + ОН = СО2 + Н. Реакционноспособное промежуточное соединение, вступающее в элементарную реакцию, - гидроксильный радикал (ОН) - дает другой реакционноспособный промежуточный продукт - атомарный водород (Н). Термин "радикал" используется химиками для обозначения реакционноспособных фрагментов молекул. Водород затем вступает в другие элементарные
реакции; некоторые из них могут снова привести к образованию гидроксильного
радикала, что открывает возможность новой реакции с оксидом углерода.
Ввиду повторения некоторых молекулярных превращений реакционный механизм
такого типа называется цепной реакцией, а элементарные реакции - реакциями
распространения цепи. Атомы и радикалы, принимающие участие в распространении
цепи, называют активными центрами цепи. Очень небольшое число активных
центров может вызвать большое количество химических реакций. С3Н8 = С2Н5 + СН3, в которой стабильная молекула пропана (С3Н8) самопроизвольно расщепляется, когда ее энергия достигает большой величины при столкновениях с другими молекулами в горячем газе. Каждый из образовавшихся радикалов С2Н5 и СН3 теперь может стать активным центром цепи. Но могут быть и реакции обрыва цепи, приводящие к противоположному результату. Так, например, в реакции Н + ОН + N2 = Н2О + N2 два активных центра цепи (атом водорода и гидроксильный радикал) одновременно сталкиваются со стабильной молекулой азота (N2) с образованием другой химически стабильной молекулы (воды). Молекула азота выступает здесь в роли второстепенного участника реакции, поглощающего часть энергии, которая высвобождается при образовании новой химической связи в молекуле воды. Если этих реакций достаточно много, то горение становится невозможным. Но так уж устроен мир, что горение все же существует благодаря наличию реакций с разветвлением цепи, т.е. элементарных реакций, в которых число активных центров цепи увеличивается от одного до двух или даже до трех. Очень похоже на цепную реакцию деления ядер урана. Наиболее важной реакцией с разветвлением цепи является реакция Н + О2 = О + ОН, в которой атомарный водород реагирует с молекулярным кислородом с образованием атомарного кислорода и гидроксильного радикала. После долгих лет кропотливой работы удалось выяснить большое число элементарных реакций. В экспериментах были обнаружены три элементарные реакции, составляющие главную цепную реакцию водородно-кислородного пламени: Н + О2 = ОН + О, Помимо трех указанных реакций для создания моделей, описывающих взаимодействие водорода с кислородом, нужно учитывать и другие, большая часть которых описывает поведение вторичных промежуточных продуктов - пероксида водорода (H2O2), гидропероксильного радикала (НО2) и озона (О3). Изучение водородно-кислородных пламен представляют научный интерес при создании ДВС, работающих на водороде, поскольку переход на водородную энергетику возможен в обозримом будущем по экологическим причинам, а в отдаленном будущем станет необходимым из-за истощения запасов углеводородов. Практика использования ракет с кислородно-водородными ЖРД свидетельствует о реальной возможности безопасной эксплуатации автомобилей с этим горючим. Подтверждает это и опытная эксплуатация автомобилей, двигатели которых работают на водороде. Изучая горение перспективных видов горючего, ученые продолжают исследования традиционных углеводородов. Пока более-менее изучено горючее, содержащее в молекуле всего один-два атома углерода. Для углеводородных топлив известно большинство элементарных реакций, например, реакция переноса атомов: ОН + С2Н6 = Н2О + С2Н5. Однако большие углеводородные молекулы обычно не доходят до зоны реакции в неизмененном виде, поскольку они подвергаются термическому разложению быстрее, чем диффундируют. Наиболее общий тип разложения состоит в одновременном отщеплении двух атомов углерода. Например, октан разлагается по реакции С8Н18 = С2Н5 + С6Н13. Большая часть промежуточных продуктов с необычным числом атомов водорода, например радикал С2Н5, быстро отщепляет один из них и образует в качестве промежуточных продуктов углеводороды класса олефинов, в данном случае этилен (С2Н4). В других случаях после отщепления водорода могут образовываться промежуточные продукты другого класса, именуемые этинами. Типичным продуктом этого класса является ацетилен (С2Н2). Оказалось, что олефины и этины в пламенах вступают в некоторые элементарные реакции, например, в результате реакции кислорода с ацетиленом образуются радикалы СН2 О + С2Н2 = СН2 + СО, способные к дальнейшему расщеплению при взаимодействии с молекулярным кислородом: СН2 + О2 = СО2 + Н + Н. Математические модели горения метана (СН4) охватывают более ста элементарных реакций. Число элементарных реакций с усложнением молекулы топлива возрастает в геометрической прогрессии и для октана (C8H18) становится чрезмерно большим для анализа даже с применением мощных вычислительных машин. Знание элементарных реакций очень помогает при решении проблем с вредными выбросами ДВС и ГТД. Известно, что при горении в атмосферу выбрасываются разнообразные примеси: оксиды азота и серы, не полностью сгоревшие углеводороды, сажа и т.д. При более или менее разумном инженерном подходе эти загрязнения можно уменьшить, изменяя режим горения, используя топлива с низким содержанием азота и серы, подвергая соответствующей обработке топливо перед сжиганием и отходящие газы перед выбросом их в атмосферу. С научной точки зрения цель состоит в том, чтобы узнать, какие элементарные реакции способствуют увеличению и какие - уменьшению содержания примесей в продуктах сгорания. Наиболее понятным процессом возникновения вредных примесей при горении является образование оксидов азота с общей формулой NOХ в очень горячих пламенах (при температурах более 2000 К). Считается, что единственным оксидом азота, образующимся непосредственно в пламенах, является NO. Диоксид азота (NO2) появляется позже в результате медленной реакции монооксида азота с атмосферным кислородом, которая может идти даже при комнатной температуре. В очень горячих пламенах молекулярный азот воздуха теряет свою инертность и расщепляется атомами кислорода по реакции: О + N2 = NO + N. Атомы азота быстро взаимодействуют с молекулярным кислородом с образованием монооксида азота и атомарного кислорода: N + О2 = NO + О. Какой промежуточный продукт имеет достаточную энергию и присутствует в достаточном количестве, чтобы расщепить молекулу азота, пока не выяснено. Предполагают, что это радикал СН, участвующий в следующей цепочке реакций: О + С2Н2 = СН + СНО, Изучение реакций с участием монооксида азота привело к разработке оригинального метода его удаления из отходящего газа, основанный на введении аммиака (NH3) в отходящий газ на определенной стадии процесса охлаждения. Этот метод достаточно эффективен, но приводит к снижению топливной экономичности двигателя, т.е. к повышению расхода горючего. Его применяют там, где предъявляются жесткие требования по выбросам окислов азота. Еще одной бедой углеводородного горючего является наличие в нем серы. В результате образуются стабильные молекулы диоксида серы (SO2), поскольку SO реагирует с кислородом по реакции SO + О2 = SO2 + O даже при комнатной температуре. Сера в газовой фазе образует множество реакционноспособных стабильных соединений. Все они обладают кислотными свойствами и загрязняют атмосферу. Единственный выход в этой ситуации состоит либо в удалении всех соединений этого элемента перед сжиганием, т.е. на стадии получения горючего из нефти, либо в удалении всех кислотных оксидов серы из отходящих газов. В связи с исчерпанием месторождений нефть и природный газ в перспективе не смогут служить основными источниками энергии. В книге "Двигатели внутреннего сгорания." Профессора И.В. Грибова (1930 г.) написано: "Нефть представляет собою в химическом отношении смесь углеводородов. Она накапливается в полостях земли, выходит наружу или же пропитывает песчаники и пески. В некоторых местностях, например, на Кавказе, нефть, состоящая из более жидких углеводородов, бьет из земли фонтанами до 40 метров высотою. Однако чаще она добывается с помощью артезианского бурения и выкачивается насосами на поверхность земли. Средний химический состав нефти: углерода от 82 до 87 %; водорода от 16 до 12 %; кислорода и серы от 0,1 до 3,2 %. Теплопроизводительность нефти от 10000 до 11700 калорий. Вес 800-900 кг/м3. Для очистки сырая нефть нагревается в закрытых больших ретортах. При этом она сначала переходит в парообразное состояние. Затем пары проводятся по трубопроводам, охлаждаются в холодильнике, конденсируясь при различных температурах. Таким образом получается ряд продуктов перегонки - разного удельного веса, с разной температурой кипения. Перегонка ведется до тех пор, пока удельный вес вытекающей из холодильника жидкости не достигнет 0,8. Этот продукт называется сырым бензином. Сырой бензин подвергается вторичной перегонке в особых кубах и после очистки поступает как бензин в продажу. Далее идет перегонка нефти на керосин до удельного веса 0,85. После перегонки керосина в кубе остается две трети первоначального количества нефти. Эти остатки носят название мазута. Иногда перегонку ведут далее, получая соляровое масло удельного веса 0,87 и различные смазочные масла. При перегонке нефти получается: бензина от 5 до 7 %; керосина от 27 до 33 %; солярового масла от 5 до 8 %; смазочных масел от 15 до 20 %; остатков от 40 до 50 %. Продукты перегонки нефти подвергаются очистке, состоящей в обработке серной кислотой и едким натром, промывке водой и отстаивании. Бензин является почти исключительным топливом для легких двигателей внутреннего сгорания. Такое широкое применение бензина объясняется прежде всего наличностью его в больших количествах на рынке и его хорошими качествами. Удельный вес его от 0,65 до 0,75. Бензин состоит из углеводородов с точками кипения от 60 до 120 °С. Он обладает высокой теплопроизводительностью, легкой и быстрой испаряемостью без всякого остатка и образует с воздухом легковоспламеняемую однородную рабочую смесь. Качество бензина зависит от относительного содержания в нем углеводородов того или иного ряда. Рыночная стоимость бензина возрастает с увеличением содержания легких фракций. В зависимости от содержания легких фракций бензин делится на сорта. Первый сорт бензина иногда носит название газолина. Газолин перегоняется из нефти при температуре 95°. Удельный вес газолина от 0,65 до 0,70. Второй сорт бензина имеет удельный вес от 0,70 до 0,75. Керосин перегоняется из нефти при температуре в 200 °С. Удельный вес керосина 0,79...0,83. Температура воспламенения 21...28 °С. Теплопроизводительность керосина 10500 калорий". В качестве топлива уже сегодня начинают применять спирт. Вскоре обычным станет синтетическое топливо, полученное из угля, биомассы, сланца, битумных песков и мусора. В последние годы проходят эксперименты по использованию на транспорте диметилового эфира. Несомненно, что жидкие топлива по-прежнему будут углеводородными, и что их будут сжигать в больших количествах по крайней мере в двигателях транспортных средств, даже если эти топлива будут синтетическими. Дело в том, что до настоящего времени не найдено никакой перспективной замены углеводородным топливам, сочетающим легкость использования с высокой энергоемкостью. Основное различие между традиционными жидкими нефтепродуктами и перспективными синтетическими топливами заключается в том, что синтетические топлива будут содержать меньше водорода и поэтому будут более склонны к образованию сажи. Решать эту проблему придется инженерам-теплотехникам, а исследовать связанные с нею научные проблемы - химикам, специализирующимся на процессах горения. (Продолжение следует)
| ||