МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ
РАКЕТА - ОРУЖИЕ XX ВЕКА Вячеслав Федорович Рахманин, Забота об обороне страны во все времена являлась одной из основных государственных задач. Во время ведения войны государство мобилизует все людские и промышленные ресурсы, в мирное время уделяет внимание вооружению армии, стремясь не отставать по качеству и количеству вооружения от армии предполагаемого противника. История войн XIX-XX веков свидетельствует, что в военных конфликтах армии промышленно развитых стран применяли новые виды вооружения. Так, в войнах XIX века на смену деревянным парусникам пришли одетые в броню корабли с паровыми двигателями, появилось нарезное ствольное оружие, новые виды взрывчатых веществ. В XX веке разразились две мировые войны и в первой из них (1914-1919 гг.) в армиях воюющих сторон появились качественно новые виды вооружений - пулемет, танк, аэроплан. Во Второй мировой войне (1939-1945 гг.) были применены ядерная бомба и реактивное вооружение, в качестве образца которого особо следует выделить ракету дальнего действия с ЖРД. Эти оба вида вооружения явились результатом длительной, наукоемкой и дорогостоящей работы выдающихся ученых и инженеров. Разработка нового оружия перешла из технико-производственной сферы в научно-технологическую с преобладанием научного вклада. В XX веке для получения качественно нового оружия понадобились огромные затраты на проведение глубоких научных исследований во многих фундаментальных науках и создание новых научных направлений, требовалась кооперация научных и промышленных центров с хорошо спланированной их работой. Такая организация работ, как и огромное финансовое их обеспечение, под силу только государственным структурам, которые и являются заказчиками разработки всей военной техники. Опыт применения в годы Второй мировой войны реактивного вооружения стал основанием для выпуска 13 мая 1946 г. постановления Совета Министров СССР № 1017-419 "Вопросы реактивного вооружения", которое принято считать основополагающим для создания в нашей стране ракетостроительной отрасли промышленности. Не подвергая ревизии это общепринятое положение, следует все-таки указать, что разработка и изготовление боевых ракет в нашем Отечестве имеет глубокие исторические корни. Боевые пороховые ракеты находились на вооружении российской армии в XVII-XIX веках. Первое в СССР государственное предприятие по разработке и изготовлению реактивных снарядов на бездымном порохе было учреждено в декабре 1922 г., когда работающая с 1921 г. по договору с Отделом военных изобретений Комитета по делам изобретений "Лаборатория по разработке изобретений Н.И. Тихомирова" была подчинена Главному артиллерийскому управлению (ГАУ) РККА. Эта лаборатория в 1928 г. получила название "Газодинамическая лаборатория" (ГДЛ) и была переведена в подчинение Техштаба Начальника вооружений РККА. В работе ГДЛ успешно сочеталась разработка твердотопливных снарядов и ЖРД для боевых ракет. В 1933 г. на базе объединения ГДЛ и МосГИРД был организован первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), который в течение последующих лет сменил ряд названий и в настоящее время называется "Исследовательский центр им. М.В. Келдыша". В 1939 г. КБ-7 было расформировано, творческую часть его коллектива включили в состав НИИ-3 (бывший РНИИ), а в самом НИИ-3 работы по ЖРД и жидкостным ракетам замедлились в связи с арестом, а затем осуждением основных разработчиков жидкостной тематики - В.П. Глушко и С.П. Королева. В результате проведения дальнейших работ в НИИ-3 пороховые реактивные снаряды, основы конструкции которых были заложены еще в ГДЛ, успешно использовались в установках залпового огня, получивших широкую известность под названием "Катюша". В годы войны было создано и применено в боях более 35 типов и модификаций снарядов и реактивных установок, способных поражать цели на удалении от 4 до 12 км. Разработки ЖРД для установки на самолеты в период 1940-1945 гг. велись под руководством В.П. Глушко (дополнительный двигатель на самолетах Пе-2, Ла-7, Як-3, Су-7), Л.С. Душкина (маршевый двигатель в проекте перехватчика "302"), A.M. Исаева (маршевый двигатель перехватчика БИ-1). Разработка двигателей Душкина и Исаева была прекращена в 1944 г., двигатели Глушко РД-1 (РД-1ХЗ) успешно прошли все виды наземной отработки, включая стендовые государственные межведомственные испытания и в соответствии с постановлением ГКО, принятым в мае 1944 г., изготавливались малой серией для проведения заводских летных испытаний на каждом из указанных типов самолетов. Окончание Великой Отечественной войны и появление воздушно-реактивных двигателей привело к заметному снижению интереса к использованию ЖРД в авиации. Разработкой боевых ракет дальнего действия, как пороховых, так и жидкостных, в СССР в годы войны не занимались. Исключение составила инициативная разработка С.П. Королевым в конце 1944 г. - начале 1945 г. "рабочих предложений" по созданию пороховых ракет: баллистической Д-1, крылатой Д-2 дальностью 30 км (вариант - 75 км) и жидкостной ракеты Д-4 с ЖРД тягой 1,2 тс. Фашистская
Германия с первых дней прихода к власти Гитлера в 1933 г. готовилась
к реваншу за поражение в Первой мировой войне. Жидкостные ракеты дальнего
действия стали одной из составляющих нового вооружения германской армии.
Опираясь на теоретические разработки Г. Оберта, практические достижения
Р. Небеля, И. Винклера, К. Риделя, немецкие ученые и инженеры под руководством
В. фон Брауна разработали мощную жидкостную ракету дальностью полета
270…290 км с массой боевого заряда до 1 т. В марте 1942 г. начались
экспериментальные летные испытания ракеты А-4, более известной под ее
пропагандистским наименованием "Фау-2". В сентябре 1944 г.
был осуществлен первый пуск ракеты А-4 по Лондону. Чей же выбор реактивного вооружения - СССР или Германии - оказался правильным? Известно, что "практика - критерий истины". В данном случае ответом может быть сравнение эффективности боевого применения советских реактивных установок типа "Катюша" и немецких ракет дальнего действия А-4. По оценкам военных историков, мемуарным воспоминаниям советских и немецких военачальников наши реактивные установки, широко применявшиеся на полях войны с 1941 по 1945 г., внесли заметный вклад в общую победу советского оружия над немецкой военной техникой, в то время как ракеты А-4 нашли лишь ограниченное применение, их использовали с начала сентября 1944 г. до конца марта 1945 г. для обстрела городов Великобритании, Франции, Нидерландов. Всего было выпущено несколько тысяч ракет А-4, однако добиться поставленной задачи - посеять страх и панику среди населения и сломить боевой дух английской армии - не удалось. "Чудо-оружие" не оправдало надежд политического руководства и военного командования Германии. Поражение Германии позволило советским ученым и инженерам, специализирующимся в реактивной технике, ознакомиться с достижениями немецкой науки и промышленности в этой области. Ракета А-4 в среде советских военных и технических специалистов получила неоднозначную оценку. С одной стороны, ее размеры и рабочие параметры, особенно величина тяги двигателя (25 тс), произвели на наших специалистов огромное впечатление, ведь у имевшихся в СССР ЖРД тяга составляла не более 1,5 тс. Бурное развитие науки в середине XX века в совокупности с использованием отечественного задела в разработке жидкостной ракетной техники позволяли существенно расширить возможности дальнейшего совершенствования технических характеристик нового вида вооружения и технологии его производства. Все это явилось основанием для подготовки и принятия исторического постановления СМ СССР от 13 мая 1946 г. Чтобы лучше осознать значимость принятого постановления, следует сравнить масштаб и организацию работ по жидкостной реактивной технике, проводившихся в СССР до и после указанного постановления. В начале 1946 г. в СССР жидкостной реактивной техникой занимались ОКБ-РД (главный конструктор В.П. Глушко), отдел по разработке ЖРД (ведущий конструктор A.M. Исаев в ОКБ В.М. Болховитинова) и в КБ ЦИАМ (главный конструктор Л.С. Душкин). Указанные КБ разрабатывали ЖРД для установки на самолеты. В наркомате авиапрома в 1944 г. было организовано 18-е Главное Управление по реактивной технике во главе с заместителем наркома П.В. Дементьевым. В 1945 г. 18 ГУ было упразднено, так как весь наркомат был переориентирован на реактивную авиацию. Таким образом, в первой половине 1946 г. вся жидкостная реактивная тематика в СССР замыкалась на применении ЖРД в авиации, хотя к этому времени уже определилось дальнейшее направление развития реактивной авиации на основе использования воздушно-реактивных двигателей. В этой обстановке правительственное постановление
от 13 мая 1946 г. меняло направление дальнейших работ по жидкостной
реактивной тематике, переводило их на новый уровень организации и придавало
им подлинно государственный размах. Организация и руководство работами, связанными с реактивным вооружением, поручались созданному Специальному комитету при Совмине СССР во главе с председателем секретарем ЦК ВКП(б) Г.М. Маленковым, заместителем председателя комитета министром вооружения Д.Ф. Устиновым. Спецкомитет должен был представить на
утверждение председателю Совета министров план научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ на 1946-1948 гг., определив как первоочередную
задачу воспроизведения ракет типа "Фау-2" (дальнобойной управляемой
ракеты) и "Вассерфаль" (зенитной управляемой ракеты) с применением
отечественных материалов. Подчеркивая головную роль Министерства вооружения, ему поручалось учредить НИИ реактивного вооружения и КБ на базе завода № 88, сняв с него все другие задания. Так в отечественной ракетной технике появился отраслевой головной НИИ-88, в настоящее время - ЦНИИМаш. Учитывая, что ракетостроительная промышленность в СССР только создавалась, в постановлении предусматривалась аттестация научно-технической готовности изготовления ракет дальнего действия путем воспроизводства ракеты А-4 отечественной промышленностью. Для обеспечения преемственности немецкого опыта при изготовлении реактивной техники постановлением регламентировалось консультативное участие немецких специалистов вначале на территории Германии, а затем на территории СССР, начиная с 1947 г. и до окончания освоения на советских заводах технологии изготовления и огневых испытаний двигателей и пусков ракет типа А-4. Постановление охватывало и перспективы развития реактивной техники. Министерству высшего образования поручалось ввести в ряде институтов и университетов соответствующую подготовку. Даже столь краткий пересказ правительственного постановления дает представление о масштабности мероприятий, направленных на создание в СССР реактивной техники. Правительственные постановления такого рода не являются документами прямого действия. Реализация поставленных задач осуществляется посредством выпуска приказов по министерствам и последующих приказов по предприятиям. Воспроизводство ракеты А-4 было поручено отделу № 3, начальником которого 30 августа 1946 г. был назначен С.П. Королев. Воспроизведение и дальнейшую разработку мощных ЖРД поручили Министерству авиационной промышленности. Для решения этой задачи министр авиапрома М.В. Хруничев решил объединить трудовые усилия коллективов авиационного завода № 456 (г. Химки) и казанского ОКБ-РД, получившего после его перевода в Химки наименование ОКБ-456 (ныне ОАО "НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко). Главным конструктором нового ОКБ был назначен В.П. Глушко. Заводу и ОКБ-456 приказом минавиапрома поручалось "освоение производства двигателя А-4, его дальнейшее развитие и выпуск этих двигателей". На территории завода были построены производственные корпуса, лаборатории, установлено новое технологическое оборудование. В мае 1948 г. началась эксплуатация первого в нашей стране стенда для огневых испытаний мощных ЖРД. Впоследствии первая в СССР ракета дальнего действия Р-1 комплектовалась двигателем РД-100, являющимся воспроизведением отечественной промышленностью немецкого двигателя А-4. В ходе проведения дальнейших работ, используя двигатель А-4 в качестве базового варианта, конструкторы и технологи ОКБ и завода № 456 успешно его модернизировали, добившись увеличения тяги с 26 тс до 37 тс (РД -101 для ракеты Р-2), а затем и до 44 тс (РД-103М для ракеты Р-5М). Ракета Р-5М дальностью полета 1200 км стала первой отечественной стратегической ракетой, оснащенной ядерной боеголовкой. С появлением ракеты Р-5М основная задача, указанная в постановлении от 13 мая 1946 г., была успешно решена: Советская Армия получила новое современное вооружение и одновременно в СССР были созданы основы научно-технической и промышленной базы для дальнейшего развития ракетной техники. Сухие строчки постановления были воплощены в жизнь беззаветным трудом тысяч и тысяч организаторов производства всех уровней, научных работников, инженеров, техников, лаборантов, испытателей, рабочих различных специальностей, военнослужащих Советской Армии. Реализация постановления создала стартовую площадку для дальнейшего развития боевой и заложила основы космической ракетной техники в СССР. Последовавшие за Р-5М разработки основывались на использовании отечественного задела тридцатых-сороковых годов XX века и на новых технических идеях. Разработанная в НПО Энергомаш паяно-сварная конструкция камеры ЖРД позволила создавать двигатели тягой в сотни тонн с максимально возможным импульсом удельной тяги. Следующая за Р-5М боевая двухступенчатая ракета Р-7 с двигателями НПО Энергомаш стала межконтинентальной, ее космическая модификация вывела в октябре 1957 г. на околоземную орбиту первый искусственный спутник, а спустя всего 3,5 года на трехступенчатой ракете "Восток" - стартовал первый космонавт Земли. Ракетостроительная промышленность бурно развивалась, в каждом постановлении на разработку нового боевого или космического комплекса содержались мероприятия по промышленно-социальному развитию предприятий. Это создавало объективные возможности для дальнейшего совершенствования технических характеристик ракетной техники, позволявших решать новые военные и космические задачи. Малочисленный коллектив казанского ОКБ-РД, не имевший в середине сороковых годов прошлого века собственной производственной и испытательной базы, вырос в признанного лидера в области создания мощных маршевых двигателей для жидкостных ракет различного назначения. За 60 лет с момента принятия постановления от 13 мая 1946 г. в НПО Энергомаш разработано и сдано в эксплуатацию в составе ракет более пятидесяти маршевых ЖРД. Эти двигатели устанавливались на первые ступени боевых ракет 21 наименования (их них девять ракет разработано как модификации базового варианта) и на вторые ступени ракет семи наименований. Двигателями НПО Энергомаш также оснащены первые ступени 15 наименований космических ракет (включая американскую ракету-носитель "Атлас"), из них шесть наименований - модификации базового варианта и вторые ступени девяти наименований ракет. Разработанные в НПО Энергомаш двигатели по сей день эксплуатируются в составе космических ракет: российских "Союз", "Протон", "Космос-3М", украинских - "Циклон" и "Зенит", американских - "Атлас", а также находятся на боевом дежурстве в составе стратегических жидкостных ракет последнего поколения. По статистическим данным, с 1957 г. в составе космических ракет СССР, РФ, Украины и США успешно отработало более 13000 экземпляров двигателей, изготовленных по конструкторской документации НПО Энергомаш. Точные данные по двигателям НПО Энергомаш, установленным с 1948 г. в боевые ракетные комплексы, отсутствуют, однако по экспертным оценкам их количество составляет 5,5...6 тысяч экземпляров. Высокий авторитет советской школы создания высокоэффективных и надежных ЖРД позволил НПО Энергомаш и в сложных экономических условиях 1990-х годов найти свое место и успешно работать на международном рынке космической техники. Выигрыш в январе 1996 г. объявленного компанией "Локхид Мартин" (США) конкурса на лучший двигатель для первой ступени модернизированной космической ракеты "Атлас" помог НПО Энергомаш сохранить научно-производственный потенциал предприятия. Это позволило не только разработать двигатель РД-180, но и успешно завершить модернизацию двигателей для ракет-носителей "Союз" и "Зенит", продолжить модернизацию двигателя ракеты "Протон", изготавливать двигатели РД-180 для "Атласа" и РД-171 для "Зенита", а также разработать техдокументацию и вести наземную отработку двигателя РД-191 для семейства российских ракет "Ангара". Все эти работы проводятся в плане дальнейшего совершенствования энергетических и эксплуатационных характеристик ракет, находящихся в эксплуатации, а "Ангара" является единственной в России разрабатываемой в наши дни космической ракетой. Но этим не ограничивается деятельность трудового коллектива НПО Энергомаш. Разработана конструкция, ведется изготовление и поставки заказчику уникальных нефтеперекачивающих насосов, продолжаются работы, связанные с созданием непрерывных химических лазеров различного назначения. В творческом портфеле предприятия имеется задел конструкций нового поколения: двухрежимного двигателя, работающего на трехкомпонентном топливе, ЖРД на метановом горючем, двигателей, работающих по принципиально новым схемам, и других новинок, которые НПО Энергомаш готово предложить разработчику новых средств выведения космических объектов. Семена технического прогресса, посеянные
историческим постановлением от 13 мая 1946 г., продолжают приносить
плоды и в условиях сурового климата рыночных отношений.
|