МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ
РАКЕТА - ОРУЖИЕ XX ВЕКА Вячеслав Федорович Рахманин,
Первое в СССР государственное предприятие по разработке и изготовлению реактивных снарядов на бездымном порохе было учреждено в декабре 1922 г., когда работающая с 1921 г. по договору с Отделом военных изобретений Комитета по делам изобретений "Лаборатория по разработке изобретений Н.И. Тихомирова" была подчинена Главному артиллерийскому управлению (ГАУ) РККА. Эта лаборатория в 1928 г. получила название "Газодинамическая лаборатория" (ГДЛ) и была переведена в подчинение Техштаба Начальника вооружений РККА. В работе ГДЛ успешно сочеталась разработка твердотопливных снарядов и ЖРД для боевых ракет. В 1933 г. на базе объединения ГДЛ и МосГИРД был организован первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), который в течение последующих лет сменил ряд названий и в настоящее время называется "Исследовательский центр им. М.В. Келдыша". В 1939 г. КБ-7 было расформировано, творческую часть его коллектива включили в состав НИИ-3 (бывший РНИИ), а в самом НИИ-3 работы по ЖРД и жидкостным ракетам замедлились в связи с арестом, а затем осуждением основных разработчиков жидкостной тематики - В.П. Глушко и С.П. Королева.
Разработки ЖРД для установки на самолеты в период 1940-1945 гг. велись под руководством В.П. Глушко (дополнительный двигатель на самолетах Пе-2, Ла-7, Як-3, Су-7), Л.С. Душкина (маршевый двигатель в проекте перехватчика "302"), A.M. Исаева (маршевый двигатель перехватчика БИ-1). Разработка двигателей Душкина и Исаева была прекращена в 1944 г., двигатели Глушко РД-1 (РД-1ХЗ) успешно прошли все виды наземной отработки, включая стендовые государственные межведомственные испытания и в соответствии с постановлением ГКО, принятым в мае 1944 г., изготавливались малой серией для проведения заводских летных испытаний на каждом из указанных типов самолетов. Окончание Великой Отечественной войны и появление воздушно-реактивных двигателей привело к заметному снижению интереса к использованию ЖРД в авиации. Разработкой боевых ракет дальнего действия, как пороховых, так и жидкостных, в СССР в годы войны не занимались. Исключение составила инициативная разработка С.П. Королевым в конце 1944 г. - начале 1945 г. "рабочих предложений" по созданию пороховых ракет: баллистической Д-1, крылатой Д-2 дальностью 30 км (вариант - 75 км) и жидкостной ракеты Д-4 с ЖРД тягой 1,2 тс.
Чей же выбор реактивного вооружения - СССР или Германии - оказался правильным? Известно, что "практика - критерий истины". В данном случае ответом может быть сравнение эффективности боевого применения советских реактивных установок типа "Катюша" и немецких ракет дальнего действия А-4. По оценкам военных историков, мемуарным воспоминаниям советских и немецких военачальников наши реактивные установки, широко применявшиеся на полях войны с 1941 по 1945 г., внесли заметный вклад в общую победу советского оружия над немецкой военной техникой, в то время как ракеты А-4 нашли лишь ограниченное применение, их использовали с начала сентября 1944 г. до конца марта 1945 г. для обстрела городов Великобритании, Франции, Нидерландов. Всего было выпущено несколько тысяч ракет А-4, однако добиться поставленной задачи - посеять страх и панику среди населения и сломить боевой дух английской армии - не удалось. "Чудо-оружие" не оправдало надежд политического руководства и военного командования Германии. Поражение Германии позволило советским ученым и инженерам, специализирующимся в реактивной технике, ознакомиться с достижениями немецкой науки и промышленности в этой области. Ракета А-4 в среде советских военных и технических специалистов получила неоднозначную оценку. С одной стороны, ее размеры и рабочие параметры, особенно величина тяги двигателя (25 тс), произвели на наших специалистов огромное впечатление, ведь у имевшихся в СССР ЖРД тяга составляла не более 1,5 тс. Бурное развитие науки в середине XX века в совокупности с использованием отечественного задела в разработке жидкостной ракетной техники позволяли существенно расширить возможности дальнейшего совершенствования технических характеристик нового вида вооружения и технологии его производства. Все это явилось основанием для подготовки и принятия исторического постановления СМ СССР от 13 мая 1946 г. Чтобы лучше осознать значимость принятого постановления, следует сравнить масштаб и организацию работ по жидкостной реактивной технике, проводившихся в СССР до и после указанного постановления. В начале 1946 г. в СССР жидкостной реактивной техникой занимались ОКБ-РД (главный конструктор В.П. Глушко), отдел по разработке ЖРД (ведущий конструктор A.M. Исаев в ОКБ В.М. Болховитинова) и в КБ ЦИАМ (главный конструктор Л.С. Душкин). Указанные КБ разрабатывали ЖРД для установки на самолеты. В наркомате авиапрома в 1944 г. было организовано 18-е Главное Управление по реактивной технике во главе с заместителем наркома П.В. Дементьевым. В 1945 г. 18 ГУ было упразднено, так как весь наркомат был переориентирован на реактивную авиацию. Таким образом, в первой половине 1946 г. вся жидкостная реактивная тематика в СССР замыкалась на применении ЖРД в авиации, хотя к этому времени уже определилось дальнейшее направление развития реактивной авиации на основе использования воздушно-реактивных двигателей. В этой обстановке правительственное постановление
от 13 мая 1946 г. меняло направление дальнейших работ по жидкостной
реактивной тематике, переводило их на новый уровень организации и придавало
им подлинно государственный размах. Организация и руководство работами, связанными с реактивным вооружением, поручались созданному Специальному комитету при Совмине СССР во главе с председателем секретарем ЦК ВКП(б) Г.М. Маленковым, заместителем председателя комитета министром вооружения Д.Ф. Устиновым. Спецкомитет должен был представить на
утверждение председателю Совета министров план научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ на 1946-1948 гг., определив как первоочередную
задачу воспроизведения ракет типа "Фау-2" (дальнобойной управляемой
ракеты) и "Вассерфаль" (зенитной управляемой ракеты) с применением
отечественных материалов. Подчеркивая головную роль Министерства вооружения, ему поручалось учредить НИИ реактивного вооружения и КБ на базе завода № 88, сняв с него все другие задания. Так в отечественной ракетной технике появился отраслевой головной НИИ-88, в настоящее время - ЦНИИМаш. Учитывая, что ракетостроительная промышленность в СССР только создавалась, в постановлении предусматривалась аттестация научно-технической готовности изготовления ракет дальнего действия путем воспроизводства ракеты А-4 отечественной промышленностью. Для обеспечения преемственности немецкого опыта при изготовлении реактивной техники постановлением регламентировалось консультативное участие немецких специалистов вначале на территории Германии, а затем на территории СССР, начиная с 1947 г. и до окончания освоения на советских заводах технологии изготовления и огневых испытаний двигателей и пусков ракет типа А-4. Постановление охватывало и перспективы развития реактивной техники. Министерству высшего образования поручалось ввести в ряде институтов и университетов соответствующую подготовку. Даже столь краткий пересказ правительственного постановления дает представление о масштабности мероприятий, направленных на создание в СССР реактивной техники. Правительственные постановления такого рода не являются документами прямого действия. Реализация поставленных задач осуществляется посредством выпуска приказов по министерствам и последующих приказов по предприятиям. Воспроизводство ракеты А-4 было поручено отделу № 3, начальником которого 30 августа 1946 г. был назначен С.П. Королев. Воспроизведение и дальнейшую разработку мощных ЖРД поручили Министерству авиационной промышленности. Для решения этой задачи министр авиапрома М.В. Хруничев решил объединить трудовые усилия коллективов авиационного завода № 456 (г. Химки) и казанского ОКБ-РД, получившего после его перевода в Химки наименование ОКБ-456 (ныне ОАО "НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко). Главным конструктором нового ОКБ был назначен В.П. Глушко. Заводу и ОКБ-456 приказом минавиапрома поручалось "освоение производства двигателя А-4, его дальнейшее развитие и выпуск этих двигателей". На территории завода были построены производственные корпуса, лаборатории, установлено новое технологическое оборудование. В мае 1948 г. началась эксплуатация первого в нашей стране стенда для огневых испытаний мощных ЖРД. Впоследствии первая в СССР ракета дальнего действия Р-1 комплектовалась двигателем РД-100, являющимся воспроизведением отечественной промышленностью немецкого двигателя А-4. В ходе проведения дальнейших работ, используя двигатель А-4 в качестве базового варианта, конструкторы и технологи ОКБ и завода № 456 успешно его модернизировали, добившись увеличения тяги с 26 тс до 37 тс (РД -101 для ракеты Р-2), а затем и до 44 тс (РД-103М для ракеты Р-5М). Ракета Р-5М дальностью полета 1200 км стала первой отечественной стратегической ракетой, оснащенной ядерной боеголовкой. С появлением ракеты Р-5М основная задача, указанная в постановлении от 13 мая 1946 г., была успешно решена: Советская Армия получила новое современное вооружение и одновременно в СССР были созданы основы научно-технической и промышленной базы для дальнейшего развития ракетной техники. Сухие строчки постановления были воплощены в жизнь беззаветным трудом тысяч и тысяч организаторов производства всех уровней, научных работников, инженеров, техников, лаборантов, испытателей, рабочих различных специальностей, военнослужащих Советской Армии. Реализация постановления создала стартовую площадку для дальнейшего развития боевой и заложила основы космической ракетной техники в СССР. Последовавшие за Р-5М разработки основывались на использовании отечественного задела тридцатых-сороковых годов XX века и на новых технических идеях. Разработанная в НПО Энергомаш паяно-сварная конструкция камеры ЖРД позволила создавать двигатели тягой в сотни тонн с максимально возможным импульсом удельной тяги. Следующая за Р-5М боевая двухступенчатая ракета Р-7 с двигателями НПО Энергомаш стала межконтинентальной, ее космическая модификация вывела в октябре 1957 г. на околоземную орбиту первый искусственный спутник, а спустя всего 3,5 года на трехступенчатой ракете "Восток" - стартовал первый космонавт Земли. Ракетостроительная промышленность бурно развивалась, в каждом постановлении на разработку нового боевого или космического комплекса содержались мероприятия по промышленно-социальному развитию предприятий. Это создавало объективные возможности для дальнейшего совершенствования технических характеристик ракетной техники, позволявших решать новые военные и космические задачи. Малочисленный коллектив казанского ОКБ-РД, не имевший в середине сороковых годов прошлого века собственной производственной и испытательной базы, вырос в признанного лидера в области создания мощных маршевых двигателей для жидкостных ракет различного назначения. За 60 лет с момента принятия постановления от 13 мая 1946 г. в НПО Энергомаш разработано и сдано в эксплуатацию в составе ракет более пятидесяти маршевых ЖРД. Эти двигатели устанавливались на первые ступени боевых ракет 21 наименования (их них девять ракет разработано как модификации базового варианта) и на вторые ступени ракет семи наименований. Двигателями НПО Энергомаш также оснащены первые ступени 15 наименований космических ракет (включая американскую ракету-носитель "Атлас"), из них шесть наименований - модификации базового варианта и вторые ступени девяти наименований ракет. Разработанные в НПО Энергомаш двигатели по сей день эксплуатируются в составе космических ракет: российских "Союз", "Протон", "Космос-3М", украинских - "Циклон" и "Зенит", американских - "Атлас", а также находятся на боевом дежурстве в составе стратегических жидкостных ракет последнего поколения. По статистическим данным, с 1957 г. в составе космических ракет СССР, РФ, Украины и США успешно отработало более 13000 экземпляров двигателей, изготовленных по конструкторской документации НПО Энергомаш. Точные данные по двигателям НПО Энергомаш, установленным с 1948 г. в боевые ракетные комплексы, отсутствуют, однако по экспертным оценкам их количество составляет 5,5...6 тысяч экземпляров. Высокий авторитет советской школы создания высокоэффективных и надежных ЖРД позволил НПО Энергомаш и в сложных экономических условиях 1990-х годов найти свое место и успешно работать на международном рынке космической техники. Выигрыш в январе 1996 г. объявленного компанией "Локхид Мартин" (США) конкурса на лучший двигатель для первой ступени модернизированной космической ракеты "Атлас" помог НПО Энергомаш сохранить научно-производственный потенциал предприятия. Это позволило не только разработать двигатель РД-180, но и успешно завершить модернизацию двигателей для ракет-носителей "Союз" и "Зенит", продолжить модернизацию двигателя ракеты "Протон", изготавливать двигатели РД-180 для "Атласа" и РД-171 для "Зенита", а также разработать техдокументацию и вести наземную отработку двигателя РД-191 для семейства российских ракет "Ангара". Все эти работы проводятся в плане дальнейшего совершенствования энергетических и эксплуатационных характеристик ракет, находящихся в эксплуатации, а "Ангара" является единственной в России разрабатываемой в наши дни космической ракетой. Но этим не ограничивается деятельность трудового коллектива НПО Энергомаш. Разработана конструкция, ведется изготовление и поставки заказчику уникальных нефтеперекачивающих насосов, продолжаются работы, связанные с созданием непрерывных химических лазеров различного назначения. В творческом портфеле предприятия имеется задел конструкций нового поколения: двухрежимного двигателя, работающего на трехкомпонентном топливе, ЖРД на метановом горючем, двигателей, работающих по принципиально новым схемам, и других новинок, которые НПО Энергомаш готово предложить разработчику новых средств выведения космических объектов. Семена технического прогресса, посеянные
историческим постановлением от 13 мая 1946 г., продолжают приносить
плоды и в условиях сурового климата рыночных отношений.
|