Поиск по сайту


Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал

ВИХРЕМ ПО МУЗЕЙНОМУ ПАРКЕТУ

"Самолет - не цель, а средство достижения цели"
Антуан де Сент-Экзюпери. Пилот, философ, писатель, 1942
"Читайте! (Автор)"
Обращение Автора к Читателям, ХХ век

Дмитрий Александрович Боев

В самом начале ХХI века руководство одного из наших ведущих технических музеев предложило мне поработать над проектом экспозиции, посвященной авиации. Резонов к этому действию много, наибольший - достаточно регулярная посещаемость музея школьниками, для которых знакомство с авиационной тематикой, ее составляющими, путями и результатами ее воплощения, достижениями нашей страны в этой области весьма и весьма важно как в учебном, так и в воспитательном смысле.

Надо учесть, что столичное расположение данного музея сильно ограничивало его возможности: перспектив увеличивать собственные экспозиционные площади почти никаких, а потому, авиационный раздел предполагалось разместить в проходном зале 12х12 м., с потолком на уровне 6 м.: это существенно, о чем - дальше. В зале три двери, одна из них ведет к входной лестнице, а две другие - к прочим экспозициям. При этом единственная стена, свободная от дверей, почти целиком занята огромными, почти во всю высоту зала, окнами.

С самого начала было ясно, что надо создавать не чисто мемориально-фондовое собрание авиационных раритетов, а имиджевую экспозицию. При таком развороте дела, каждый из экспонатов, моделей или макетов может нести множественную смысловую нагрузку, а их совокупность олицетворяла бы собой, кроме коллекции как таковой, еще и идею, стоящую за созданием данного объекта или группы объектов. Таким образом, основной смысл данной работы, сформировать у посетителя (и, в первую очередь, именно у посетителя юного) образ "авиации в целом", авиации - как явления. Только тогда наше творение оставит ощущение "сопричастности с темой", что хоть как-то оправдает его появление. В экспозиции хотелось бы материализовать идею о влиянии авиации на трансформацию философской идеи Полета из мечты в реальность и изменения самого общества в связи с этим.

Предполагается, что экспозиция будет разворачиваться по ходу осмотра согласно ретроспективно-тематическому принципу. Тематические экспозиции построены по "точечному" кустовому принципу и имеют собственные структуру и внутреннюю логику развития. Стоит отметить, что при таком построении размер зала не имеет существенного значения: экспозиция может быть одинаково содержательной, меняется только размер самих тематических зон и их наполнение. По такому же принципу может быть организована, скажем, и сборно-разборная передвижная экспозиция. Для авиации такое размещение имеет внутреннюю логику, на чем я достаточно подробно остановлюсь несколько ниже.

Экспозиционные зоны по залу предполагались следующие: I - предыстория авиации, II - история авиации, III - современная авиация и IV - будущее авиации. По всему периметру зала, над и под окнами - "встроенные" в зоны области: в I - область исторических портретов, во II - область "основоположников авиации", во II и в III - область полета (с историями по персоналиям - пилотам и конструкторам), перед III, отдельной витриной - область производства и технологии, а в III область конструирования, с историей конкретных КБ и наиболее знаменитых самолетов (вроде "Ильи Муромца", По-2, Ил-2, Ту-104 и других).

Стержень композиционного построения всей экспозиции - вихрь. Надо учесть, что, прежде всего, вихрь - символ "подъема над рутиной бытия". Авиация, как и вся аэродинамика, - организация посредством разного рода технических конструкций взаимодействия разнообразных вихрей. Как было показано Жуковским, в этом - основа принципа подъемной силы, основа работы винтов и современных ГТД, дозвуковой и сверхзвуковой аэродинамики, гидродинамики и еще многого. Вся газодинамика и аэродинамика в авиации - теория взаимодействия вихрей и тел с вихрями. И упомянутый экспозиционный ряд в обход зала - это тот самый вихрь. Экспозиция должна строиться так, чтобы экскурсант оказывался как бы "захвачен" этим вихрем: сначала он просто осматривает экспозицию по внешнему витку вихря - периметру зала, постепенно приближаясь к центру. Далее, часть экспозиции, захватывающая внутренний объем пространства зала, как бы уменьшает его диаметр. Здесь вихрь уже становится реально видимым, входя в элемент экспозиции, а в дальнейшем - напрямую становясь ее частью, которая выходит к потолку зала над входом (почему я ранее упоминал об отдельном смысле, содержащемся в высоте помещения). Такое построение позволит, сохранив "воздушность" зала, максимально использовать его объем.

В середине зала должна быть экспозиционная конструкция, начинающаяся сразу от входа. Конструктивно это - тот же вихрь, та же правая спираль, что и во всей экспозиции, только уже в 3-х измерениях: вихрь завивается в том же направлении, по часовой стрелке, обходит экспозицию центра (о ее составе - отдельно) и оканчивается на потолке над входом, где размещен макет аэродрома. Здесь вихрь может иметь уже реальный абрис и преобразовываться в… выход из штопора над аэродромом. Вихрь олицетворяет отрыв от Земли (для чего, собственно, и существует авиация) и возвращение на Землю (не "в землю", а возвращение удачное - выход из пике и штопора!).

Центральная группа как бы представляет собой символ самолета, его образ. Поэтому, над самым входом, "носом" к входящим, поднята раскрытая сбоку пилотская кабина маленького пассажирского самолета. С оборотной стороны в кресла кабины "задранные" примерно на 35-50°, есть доступ и туда можно в принципе сесть, а через лобовое стекло виден как раз тот аэродром на потолке (пол и большая часть экспозиции - вне поля зрения) и находящийся у самого входа экран проектора. Экран тоже почти под потолком, справа от входа, над зоной "будущего авиации". Экраном, собственно, заканчивается виток вихря, проходящий по периметру помещения. Сам компьютерный проектор размещен посередине зала, над макетом кабины. Возле входной двери, у центральной группы, помещена стойка передней ноги шасси истребителя и, - под самой кабиной, антенна бортового радара с фазированной решеткой, а слева, по обходу - элементы конструкции и обшивок планера в разрезе. Над ними выставлена часть крыла с протектированным баком, также с вырезом.

За кабиной в центральной группе несколько рядов кресел с борта лайнера и деталь его борта. Макет кабины без обшивки салона, чтобы было видно внутреннюю структуру. Кресла находятся практически в середине зала и развернуты в плане на 45° по направлению к экрану (зал, напоминаю, квадратный). По сути, эти кресла представляют собой часть просмотрового зала (кому места не хватило, кто не сел - тот смотрит стоя…). Спираль вихря проходит прямо перед этими креслами и немного "кренит" пол у кресел (гораздо меньше, чем кабина у входа: до 10°).

У самого начала центральной зоны (от входа - слева) старый поршневой авиационный двигатель. Он находится прямо напротив зон "предыстории" и "истории" авиации. Сзади центральной зоны (со стороны окна) - современный газотурбинный двигатель (разрезной макет небольшого газотурбинного двигателя, можно с соплом УВТ, типа выставочного макета АЛ-55). Он территориально получается против стены с окнами - там " область полета".

У стены с окнами - " область полета", слева от нее - витрина "области технологии" с элементами материалов и конструкций: сотовая конструкция, турбинная лопатка, макет ТНА… Справа, в углу - пульт наземной диспетчерской - с экранами, тумблерами и лампами. Это - работающая модель или списанный тренажер. В эту зону встроен компьютер (от которого, кстати, работает и проектор). Под потолком этой части, слева - полураскрытый парашют со стропами до полу и знамена ВВС разного времени - по всей стене. Из окон, на разной высоте, в зал "летят" модели самолетов всевозможных размеров и масштабов. Высота последних - вне пределов досягаемости для экскурсантов (противу любителей сувениров).

Слева, сразу за входом в зал, манекен-"авиатор" в костюме летчика начала века: кожаная куртка, шлем, очки, краги, шелковый шарф, высокие ботинки. У входа, слева (начало обзора) "зона предыстории авиации": пунктиром - чучело птицы, модель александрийского ("сегнерова") колеса, проекты Леонардо, Китайская змеенавтика, "вертодром" Ломоносова, деятельность Можайского, Лилиенталя, Менделеева, Крылова, братьев Райт, различные крылья, воздушные шары Монгольфье и Шарля, проекты управляемых шаров и дирижаблей, первый полет шаров Гарнерена, Робертсона и Кашинского в России, схемы и фотографии первых летательных аппаратов тяжелее воздуха, фотографии Кармана, Жуковского, Прандтля и Ветчинкина, ЦАГИ и его ранние установки, Анзани, Блерио, Гризодубов, Костович, Циолковский и пр... Фоном - от самого входа - коллажи из афиш начала века с объявлениями о производстве полетов. Под потолком - поезд воздушных змеев Ульянина, модели самолетов начала века. Фотоколлажи по тематике.

По той же левой стене дальше - "зона истории авиации". Авиация Первой мировой. Фоном - авиабум 20-х годов - Маяковский, Татлин, Моор и пр. (это - стиль). Далее в этой зоне - плакаты с призывами 30-х, типа "Комсомол - на самолет!" и пр. Достать что-либо из реалий времени, скажем, часть обшивки из гофрированного алюминия, перкаль, кольчугалюминий, винты, кресла пилотов, пассажирские скамьи или еще что-то, возможно на предприятиях и ОКБ.

Далее по той же стене, ближе к окну и до самого угла зала - "быстрее всех, выше всех, дальше всех" - экспозиция предвоенной авиации. Тоже, где возможно, следует усилить восприятие реальными или воспроизведенными артефактами времени: элементами афиш и плакатов, коллажами из фотографий, характеризующих Время. Все это также есть в фотовыставках (в том числе - в зале). Эта зона переходит в стену с окнами, где располагается "зона полета". Здесь - витрины и стенды по "великим летчикам" (с упором экспозиции на российских пилотов). Рисунок, изображающий братьев Монгольфье и Райт, галерея первых пилотов, Нестеров и схема его петли, афиша демонстрационных полетов Уточкина или Ефимова, перелеты Линдберга и экипажа Чкалова и Громова, Баранов и Алкснис, спасение челюскинцев, Гризодубова, Раскова, Громов, Коккинаки, Покрышкин, и прочее. Все это дано галереей, вплоть до последних пилотов - "витязей", "стрижей", "гусаров". Возможно включение в экспозицию фильмов о пилотаже. Здесь же первые пассажирские перелеты: Юнкерс, Туполев, Сикорский, Яковлев, Ильюшин и др. Почтовые полеты и рекордные перелеты - Экзюпери, Линдберг. Отдельные фотографии и стенды, рассказывающие о пилотах и знаменитых штурманах (вроде Аккуратова или Белякова). В этой же зоне, материалы, рассказывающие о II Мировой Войне и авиации в ней. Фон ее - увеличенные коллажи фотографий. О боевом содружестве с французами, англичанами, американцами.

По правой стене "зона полета" переходит в "зону современной авиации". Реактивный полет: борьба технологий. Чертежи и схемы летательных аппаратов, вещи пилотов и конструкторов. История испытаний авиатехники.

На фоне "зоны современной авиации" (примерно посередине стены) находится "Зона конструирования": фоном - фотография перспективы КБ с рядами кульманов, угол одного "выходит" в зал (это - витрина, по сути - диорама для антуража) с реальной подсветкой. Здесь же - часть реального чертежа самолета, стол, заваленный расчетами, книгами. Это - рабочее место конструктора 60-70 гг. Основа этой части- отдельные стенды по ОКБ - Ильюшина, Туполева, Антонова, Микояна, Миля, Сухого, Камова, Яковлева. В этой области находится и "Зона производства". Она представлена Элементами и макетами крыла и фюзеляжа, двигателей и станков для их производства и т.д.

Учитывая тематическую направленность экспозиции (см. в начале), у зоны современной авиации (в углу, справа у входа) следует установить "действующую" модель кресла- тренажера кабины пилота с включаемыми лампами и тумблерами и чтобы школьники могли там посидеть и пощелкать этим всем (без излишнего вреда для аппаратуры).

На выходе из этой зоны манекен-"высотник". Он представляет собой летчик в высотном скафандре. Он оказывается как бы с другой стороны по отношению ко входу от "авиатора", с которого начался осмотр. Эти манекены стоят у входа как почетный караул.

В зале можно организовать непрерывный (в периоде экскурсий или по времени) показ через ЭВМ фильмов и видеороликов, полученных от фирм и предприятий в рамках совместной работы. В том же зале, используя кресла салона, можно устраивать небольшие тематические лекции с компьютерным сопровождением.

Прощаясь с читателем, добавлю только, что проект этот пока еще далек от воплощения, однако, по нашей договоренности, я не называю здесь музей. Думаю, для объяснения идеи это и не столь обязательно. Может быть, принцип, с которым мы работали над концепцией будет полезен кому-то в создании собственных экспозиций по этой и иным темам. В конце концов, хотя бы и та может быть польза, что проясняет: самые сложные задачи в самых стесненных условиях решаемы. Были бы деньги и воображение.



Предыдущий материал К содержанию номераСледующий материал