САМИ РАБОТАЕМ, ДАЕМ РАБОТУ ДРУГИМ В 2005 г. на должность генерального директора ОАО "НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко" избран Николай Анатольевич Пирогов. Почти вся его трудовая деятельность связана с этим предприятием. После окончания МВТУ он с 1974 по 1981 год работал инженером-конструктором, а после небольшого перерыва был назначен начальником конструкторского отдела (1986 г.), заместителем генерального конструктора по разработке непрерывных химических лазеров и директором по внешнеэкономической деятельности (2000 г.), заместителем генерального директора - директором по внешнеэкономической деятельности (2001 г.), первым заместителем генерального директора (2003 г.). Николай Анатольевич - автор более 50 изобретений и 20 научно-технических трудов, лауреат премии правительства РФ. Он сменил на этом посту Б.И. Каторгина, который возглавлял предприятие 14 лет. "Двигатель": Как произошла передача "власти"? Н.А.
Пирогов: В целом - безболезненно и, что самое главное - удалось
сохранить преемственность и лучшие традиции. Параллельно этой большой технической, коммерческой, хозяйственной деятельности должна вестись научно-исследовательская работа, рассчитанная на перспективу. Это направление работ возглавляет в ранге моего заместителя генеральный конструктор Б.И. Каторгин. Работа на пределе технических возможностей, работа на перспективу - это фирменный стиль НПО Энергомаш, заложенный нашим основателем В.П. Глушко. Именно благодаря такому подходу мы смогли опередить наших конкурентов и прочно обосноваться на международном рынке ЖРД. Сегодня ряд наших перспективных разработок проводится в рамках Федеральной космической программы на 2006 - 2015 гг. Эти работы традиционно проводятся совместно с институтами и другими предприятиями отрасли. "Д": НПО Энергомаш - акционерное предприятие. Что можно сказать о распределении акций предприятия и как это влияет на его работу? Н.А.П.: Да, мы акционерное предприятие, но 80 % акций находятся у государства в лице Росимущества. Двадцатью процентами владеет частная фирма "Каскол". Это достаточно известная компания, которую возглавляет Сергей Недорослев. До недавних пор сферой ее интересов была авиационная промышленность. Сегодня эта компания "шагнула" в космос и стала акционером РКК "Энергия" и нашего предприятия. Я провел несколько рабочих встреч с С. Недорослевым, обсудил с ним перспективы развития НПО и основные аспекты взаимодействия руководства предприятия с новым акционером. "Д": Ваше отношение к идее создания корпорации "Российские ракетные двигатели"? Н.А.П.: Как и везде, в нашей отрасли также идут интеграционные процессы, в т.ч. инициированные сверху. Эта тенденция прослеживается и в странах Европы, есть она и в США, т.е. носит всеобъемлющий характер. Эта идея зародилась в отрасли при прежнем руководстве. Было подготовлено постановление правительства о создании этой интегрированной структуры. На наш взгляд сегодня эта идея уже не соответствует требованиям времени. В проекте предусматривалось объединение более 20 предприятий с разной формой собственности, "весом" и т.д. Этакий винегрет, но не это самое страшное. Главное, что не было идеи, вокруг которой стоило объединяться. Любые структурные изменения должны соответствовать принципу "не навреди". А на сегодня по ЖРД уже сложилась полновесная кооперация. Мы заказываем изготовление отдельных агрегатов и узлов двигателя омскому "Полету", а точнее его структуре "Космос-М". "Металлист-Самара" делает для нас камеры сгорания. Санкт-Петербургский "Арсенал" поставляет нам приводы для качания двигателей. Для изготовления перспективного двигателя РД-191 планируется подключить Воронежский механический завод. Уже подготовлен и согласован перечень агрегатов и узлов, которые на нем будут изготавливать. Среди наших старых партнеров следует отметить предприятие "Протон-ПМ" - изготовитель двигателей для одной из надежнейших тяжелых ракет-носителей в мире. Если раньше при производстве, например, РД-180 мы опирались в основном на свои силы, то теперь, с расширением производства, выгоднее подключать другие предприятия отрасли. При этом снижаются затраты на производство ЖРД, что в условиях конкуренции и рынка является немаловажным фактором. Для сохранения рентабельности производства расходы должны сокращаться. При некотором юридическом оформлении этой кооперации вполне может получиться некий холдинг или промышленно-технологический центр. Все эти предприятия как раз и могут образовать интегрированную структуру на основе сложившейся рабочей кооперации. Это нашло понимание у руководства Роскосмоса, и что касается схемы взаимодействия и кооперации по двигателю РД-191, то она уже утверждена. Мы планируем такой подход распространять и на производство других двигателей. Энергомашу в этих схемах отведено изготовление ключевых узлов, общая сборка и испытания. Еще раз подчеркну, что только такая интегрированная структура будет работать и, следовательно, жить. "Д": Как обстоят дела с кадрами на Энергомаше и особенно на предприятиях-смежниках? Не изменился ли в худшую сторону уровень квалификации специалистов этих предприятий? Н.А.П.: Несмотря на то, что эти предприятия находятся вдали от центра, на них работы не прекращались. Нам удалось посетить все эти предприятия и посмотреть реальное состояние дел. Вопросам качества было уделено внимание комиссии, созданной Роскосмосом. Кооперация работает под единый заказ и под единой идеологией, разработанной НПО Энергомаш. Эта идеология направлена на обеспечение работ всех предприятий отрасли, на удешевление продукции, в первую очередь РД-191 и продукции по военно-оборонному заказу. "Д": А как обстоят дела с коммерческой стороной работы НПО Энергомаш? Как выполняется контракт по поставкам РД-180 в США? Какие перспективы работы с американцами? Н.А.П.: В 1992 г. НПО Энергомаш подписало соглашение о маркетинге и лицензировании с P&W - отделением UT, а в 1996 г. уже участвовало в конкурсе, который объявил LockheedMartin на двигатель для нового поколения своих ракет Atlas. Нам удалось победить, и уже летом были подписаны контракты, и началась нормальная работа. Этот контракт на долгие годы определил нашу работу и, в общем, нашу судьбу. Сегодня мы вышли на уровень производства 5-6 двигателей в год. Сейчас мы выполняем первый контракт на 51 двигатель, из которых 34 уже поставлены заказчику. В этом году должно состояться расширение контракта и доведение его до 100 двигателей. Это должно произойти в соответствии с ранее принятыми обязательствами, которые были подписаны пятью сторонами: Роскосмосом, Энергомашем, LockheedMartin, P&W и РД АМРОСС в 1997 г. Двигатель РД-180 - лучший в своем классе. Все права на него принадлежат Российской Федерации в лице Энергомаша. В процессе создания РД-180 мы провели три этапа сертификации этого двигателя для использования его в ракетах легкого, среднего и тяжелого классов. Сегодня мы вместе с нашими американскими партнерами работаем над вопросами дальнейшего повышения надежности этого двигателя. Связано это с возможным участием Энергомаша в перспективных программах, в т.ч. и с применением ракет Atlas для вывода пилотируемых аппаратов в космос, доставки грузов на МКС. Не исключено и участие в программах освоения Луны и Марса, объявленных президентом США. "Д": Как обстоят дела с лицензионным производством РД-180 в США? Н.А.П.: В соответствии с лицензионным соглашением совместному предприятию была передана вся необходимая документация для воспроизводства РД-180 на территории США. Сегодня наши американские партнеры рассматривают различные варианты организации производства двигателей у себя. Организация полномасштабного производства - дело хлопотное, долговременное и дорогостоящее. По нашим оценкам этот процесс может занять 4 - 5 лет и стоить несколько сот миллионов долларов. Рассматриваются варианты "усеченного" производства, при котором, например, часть агрегатов и узлов будут поставляться из России. В целом процесс идет по плану в соответствии с условиями и этапами лицензионного соглашения. Мы с оптимизмом смотрим в будущее этого проекта. При такой схеме Энергомаш без работы не останется и даст работу другим. "Д": Как строится ценовая политика по РД-180? Н.А.П.: Еще при подготовке первого контракта мы попытались заложить максимально высокие цены. Но за время его выполнения в стране значительно возросли тарифы на электроэнергию, материалы и т.д. Наши партнеры, с которыми установились теплые, доверительные и деловые отношения, с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации. В результате уже дважды осуществлялось индексирование цен на двигатели, поставляемые по первому контракту. Стоимость двигателей нового опциона (с 51 двигателя) должна будет еще возрастать приблизительно на 20...30 %. "Д": Есть ли проблемы с кадрами на Энергомаше, и как они решаются? Н.А.П.: В настоящее время на предприятии работает 5,5 тыс. человек, в т.ч.: 1100 специалистов на испытательных стендах, две тысячи - на экспериментальном заводе вместе со вспомогательными службами. Непосредственно в КБ трудятся 350 человек. Средний возраст работников НПО снижается, и в настоящее время он достиг уровня 53 лет. Максимально на предприятии числилось
порядка 15 тыс. специалистов, но тогда и выпускалось в год до 28 двигателей. Пришлось организовать поиск молодых квалифицированных специалистов. При средней зарплате 14 тыс. рублей высококвалифицированным специалистам платим существенно выше. Планируем организовать работу 200-250 человек во вторую смену. Это, а также производство отдельных элементов двигателя на предприятиях-смежниках позволит уложиться в сроки и выделенные средства. "Д": Какая программа по выпуску двигателей стоит перед Энергомашем, и как проходят испытания РД-191? Н.А.П.: Как я уже говорил, в годы максимальной нагрузки нами выпускалось порядка 28 двигателей в год. В ближайшие годы нам предстоит выпускать в год 5-6 двигателей РД-180, 4-5 двигателей РД-171 для программы Sea Launch и с 2009 г. - порядка 10-12 РД-191 для "Ангары". Нам необходимо 10 двигателей РД-191 для проведения доводочных испытаний в полном объеме. На сегодня нами изготовлено пять, и в различной стадии готовности находятся еще три двигателя. К 2008 г. будут изготовлены и испытаны все. Уже проведено 20 испытаний, и суммарная наработка составила около 2000 с. Для подтверждения надежности суммарная наработка должна составить 20000 с. "Д": В каких программах возможно применение двигателя РД-191? Н.А.П.: Во-первых, он предназначен для разрабатываемой Центром Хруничева ракеты-носителя "Ангара". Будут существовать три варианта "Ангары": легкий, средний и тяжелый. Со временем РН "Ангара" станет основной российской ракетой, которая будет использоваться в интересах Министерства обороны, Федеральной космической программы и коммерческих проектов. А надежный и экологически чистый двигатель РД-191 обеспечит "Ангаре" очень долгую жизнь, такую же, как РД-107 и РД-108 обеспечили "семерке". Во-вторых, мы работаем совместно с РКК "Энергия", которая разрабатывает новую транспортно-космическую систему "Клипер". Она будет предназначена для обслуживания МКС и обеспечения полетов к Луне. Носитель будет представлять собой глубоко модернизированную РН "Союз", в которой будут применены все уже существующие и апробированные наработки. В одном из вариантов ракеты помимо установки двигателя РД-191 в центральной ступени предполагается использование РД-120 в боковых блоках. "Д": Какие Вы видите возможности в развитии российского двигателестроения? Н.А.П.: Возможности есть, и мы их видим. Большую надежду дает Послание президента РФ Федеральному собранию, в котором подчеркнуто приоритетное развитие космической деятельности. Надеемся, что в рамках Федеральной космической программы предприятие будет не только обеспечено необходимым, но и получит дополнительное финансирование. НПО Энергомаш вместе с другими предприятиями,
конструкторскими бюро и институтами продолжит работать над новыми схемами
двигателей, их компонентами и проблемами многоразовости.
|